Сдавать устную часть - тот еще стресс, говорю как человек, который проходил через это 4 раза. Но понимание того, что ждёт тебя на экзамене, поможет чувствовать себя увереннее и улучшить результаты. Хочу дать несколько советов.
Еще раз об устной части ЕГЭ
Итак, устная часть длится 17 минут, однако придется ждать своей очереди в аудиторию. Это может быть 5 минут, час или больше. В это время вы сидите с другими сдающими, разговаривать нельзя. На стол могут положить инструкции или что-то почитать: книги, журналы и т.д. Затем называют ваше имя и ведут в аудиторию, сажают на место.
Вся устная часть сдается на компьютере в специальной программе. Никаких заметок делать нельзя, никаких черновиков на столе. В аудитории будет несколько человек. Конечно, все будут друг другу мешать, но это данность. Можно включить в наушниках музыку, но мне так вообще не нравится, это еще хуже отвлекает. Особенно, если музыка будет играть громко. Лучше уж наушники прижать к ушам и попробовать отрешиться от окружения.
Если что-то не работает - в аудитории будет человек, который подскажет и поможет. Еще очень важно: после завершения всех заданий прослушать свой ответ. Если он не записался или записался очень тихо, с помехами и т.д., лучше сразу сообщить о проблеме и пересдать в резервный день (18-19 июня). Если просто уйти, то потом подавать апелляцию будет поздно. Не пренебрегайте этим, 20 баллов - это отличная мотивация, чтобы потратить время на прослушивание.
Задание 1 - чтение вслух
Обязательно читайте текст про себя перед ответом. Не пропускайте этот шаг. Можно читать его шёпотом, чтобы не мешать другим. Эта подготовка важна. Вы сможете увидеть, где будут паузы, какие слова сложные для чтения, какие даты там есть и т.д.
И на подготовку, и на чтение дается полторы минуты. Этого бывает достаточно. Не надо читать слишком быстро, вы рискуете проглотить окончания, артикли т.д. Каждая непроизнесенный звук - это ошибка. Также ошибкой будет если какое-то слово вставите туда, где его нет, например, артикль или -s. Если прочитали не верно - прочитайте заново. Эксперты засчитывают последний вариант.
Если не знаете, как читать слово, и оно попадается в тексте несколько раз - читайте его везде одинаково, так будет только одна ошибка. До 5 ошибок дают максимум - 1 балл. Вроде мелочь, но зачем его терять? Это задание также поможет успокоиться и войти в режим экзамена.
Если закончите читать вслух раньше, то в программе можно нажать кнопку "завершить" и идти дальше ко второму заданию. Так вы будете опережать остальных. Но насколько это важно - не знаю, всё равно все будут мешать своими ответами. Особенно трагичный случай, когда в аудитории попадется крикун - сдающий, который орет в микрофон, а не говорит. Но здесь уже кому как повезет, shit happens.
Задание 2 - диалог-расспрос
Внимательно рассмотрите это задание, учитывайте и фото, и надпись на фото (призыв), и то, что вам нужно сделать. Здесь ничего лишнего не бывает. Например, если написано, что вы ходите тур в горы, то и вопрос нужно задавать не просто о туре, а о туре в горы. Если нужно отремонтировать телефон, то спрашивайте цену не просто за ремонт, а за ремонт телефона. Эти мелочи имеют значения. Первый вопрос должен содержать всю известную информацию. Используйте the или your: in your shop, in the shop и т.д., не любой, а вот тот, в который вы звоните.
Если не написано, куда вы звоните, а нужно спросить про location - фото и призыв могут вам подсказать. Подумайте: это магазин, турагенство или кафе?
Когда готовитесь отвечать, четко сформулируйте все вопросы и проговорите их про себя. Когда наступит очередь ответа, не спешите, не глотайте окончания, артикли и т.д. Здесь самое главное чтобы была правильная грамматическая форма вопроса и понятное произношение слов, чтобы человек на том конце провода, понял, какую информацию вы запрашиваете. Не надо строчить как пулемет.
На каждый вопрос 20 секунд, если ошиблись - переговорите. Вы даже можете переговорить уже в следующем вопросе, всё равно проверят и зачтут, если был верный вопрос. Засчитывают последний произнесенный вариант, не надо перечислять всё возможное в надежде, что что-то будет верно. Это так не работает.
Как-то прошла информация, что нельзя задавать вопросы с what и т.д. Нет никаких запрещенных в ЕГЭ слов, главное, чтобы вопросы раскрывали подсказки и имели правильную форму. Они могут хоть все начинаться с what. Фразы типа "What about the price" и "Tell me about the price" - не засчитываются, это не вопросы.
Задание 3 - ответы на интервью
Это самое сложное задание, так как вопросы могут попасться любые. Здесь важно услышать тему интервью в начале и настроиться на нее, сразу всплывет какая-то лексика, как говорят учителя - activate schemata. Дальше внимательно концентрируемся и слушаем вопрос. У нас есть только один шанс, повторять не будут. Ждем окончания звукового сигнала (колокольчика) и только после этого отвечаем.
Но лучше не тянуть с ответом, а то можно забыть, о чем спросили. Достаточно 2-х предложений или 2-х грамматических основ, раскрывающие тему. Если спрашивают why или why not, обязательно обосновываем свой ответ. Если в вопросе нечто во множественном числе: причины, виды, типы, то нужно перечислить минимум два элемента.
Если вопрос не поняли, то вспомните тему и попробуйте что-то сказать, как вам кажется, подходящее. Вдруг повезет и зачтут. Лучше уж так, чем молчать как партизан.
Перед экзаменом придумайте свою легенду о любимой книге, фильме, спорте, хобби, о любимом актере, певце, писателе, поэте, спортсмене, ученом и т.д., чтобы в ситуации стресса не стушеваться и назвать свои предпочтения.
Задание 4 - монолог о проекте
Это задание уже полегче, так как есть шаблон-опора. У каждого он свой, уже выученный и отработанный. За время подготовки внимательно изучите задание, рассмотрите фотографии, поймите, какие два разных явления они представляют. Подумайте о преимуществах и недостатках, проговорите их про себя.
Я, когда сдавала свои экзамены, всегда готовилась к этому задания в аудитории для ожидания. Я в уме представляла две картинки: летний и зимний отпуск, жизнь в городе и деревне, чтение бумажной книги или прослушивание аудиокниги и тут же шёпотом начинала рассказывать себе этот монолог. Таким образом перед самим ответом у меня все было оттренировано до автоматизма и было легче сообразить и ответить.
Еще раз - обязательно пройдитесь по записи своего ответа в аудитории, можно полностью, можно частями, но это важно сделать. И какое же счастье потом выйти из аудитории и понять что всё, с этой частью закончили. Самый классный момент на экзамене.
Желаю всем удачи! Break a leg!
Пост-навигатор по всем главным статьям.
Устная часть ЕГЭ - где чаще всего ошибаются? Разбираю декабрьский пробник по английскому.
Что нужно знать о России, чтобы сдать ЕГЭ по английскому?
Образец ответа на высший балл с реального экзамена. Задание 4 в устной части ЕГЭ по английскому