Найти тему
Mira Visson

Энциклопедия скрытней. Кощей

Злой волшебник
Живёт несколько сотен лет
Самый могущественный из живущих волшебников ( до появления Белой колдуньи)

Кощей или Кащей – возможно написание в двух вариантах. Памятуя о том, как выглядит Кощей в фильмах-сказках – скелет, хочется написать через «О», производное от кость. Хотя в Википедии утверждается, что в словаре В. И. Даля «Кащей» через «А» и происходит от слова «кастить», что означает вредить, пакостить. Обратите внимание, очень похоже, что кастить и пакостить – это однокоренные слова с чередующейся гласной в корне. И если «пакостить» мы ещё употребляем, хотя и редко, то «кастить» – абсолютно точно устаревшее.

Кстати, «Кощей» - это не скелет в прямом смысле слова, а скорее очень худой, до костей, скелет обтянутый кожей. Именно так он и выглядит в фильме Александра Роу «Кащей Бессмертный» в исполнении Георгия Милляра. Именно таким впервые Кощей появляется впервые и в книге «Скрытни».

Здесь он предстаёт однозначно злым волшебником, самым старым и самым могущественным. Более того, настолько могущественным, что к его мнению вынуждены прислушиваться все волшебники и светлые, и тёмные, и те, кто пытается держать нейтралитет.

Постепенно раскрывается личность Кощея и выясняется, что он не является 100% Злом. Скорее его так воспринимают. Да, он, конечно же, самый могущественный из существующих на Земле. И Кощей – это не только его сущность, но и семейное предназначение.

По ходу книги выясняется, что у него был старший брат, который должен был унаследовать на правах старшинства всё: и богатство, нажитое веками, и мощь рода, и уважение, равное страху перед злым волшебником. Так как старший брат, так сказать, наследовал трон злого волшебства, то его и воспитывали абсолютным злом.

На младшего же ребёнка, можно сказать, махнули рукой. Его воспитанию не уделялось столько внимания и сил, так как не он должен был стать наследником. В силу этого, у него было время, чтобы читать книги, изучать науки, заниматься чем-то кроме причинения вреда людям и устрашения всех окружающий.

Уже в молодости у «нашего» Кощея появляется тяга к науке. Так как основная его деятельность – колдовство, то и наука у него изучение колдовства, совершенствование его, создание новых заклинаний.

Образ злого волшебника на протяжении веков ему скорее приходится поддерживать, потому что так сложилось, потому что в такой семье он уродился, но это не является его подсознательной сущностью или внутренней потребностью. Скорее всего своё злое предназначение он воспринимает как работу. Не особо вдаваясь в то, а нужно ли всё ещё поддерживать такой имидж. Прошло много веков, мир изменился, человечество изменилось, развитие науки и техники происходит с неимоверным ускорением. Однако наш герой как будто не замечает этого и всё продолжает творить зло. Вот только реально ли он его творит?

Ведь на самом деле, он вроде бы поддерживает статус злого волшебника, но скорее по привычке. Более того, так как у него есть помощник, то все «злые дела» уже давно переданы ему.

В книге раскрывается, что Кощей на самом деле поглощён в свои колдовские научные изыскания, то есть занимается тем, к чему у него лежит душа, а про злые дела давно забыл. Причём он так увлечён, что забывает вовремя «поесть».

Из русских сказок мы знаем, что Кощей – бессмертный. Однако с каким-то хитрым условием – смерть-то у него всё-таки есть. Думаю все помнят, что она на конце иглы, игла в утке, а та в зайце, а последний спрятан в сундуке, который висит на дубе.

Это один из вариантов. Суть в том, что смерть есть, её можно найти и Кощея умертвить.

В «Скрытнях» Кощей вроде бы тоже бессмертный, правда для того, чтобы поддерживать свою жизнь, ему надо «питаться» жизненной энергией людей. И вот здесь, на мой взгляд, очень важный момент. Можно забрать жизнь одного человека и энергетически насытиться. Но наш Кощей не хочет забирать жизни. Он берёт по чуть-чуть у разных людей и таким образом поддерживает свою жизнь. Вот правда, когда он забыл брать энергию – он чуть не довёл себя до смерти. Там-то он и встречает медсестру Алису, которая становится свидетелем его злых дел. На пороге смерти, когда выбор: либо ты, либо человек, Кощей делает выбор в пользу себя, то есть забирает жизнь человека, ради своей жизни. Вот тут проявляется его злая сущность.

То есть получается наш Кощей всё же не однозначное зло, хоть его именно так и воспринимают. Вот этой своей не однозначностью, мой герой отличается от традиционного Кощея. Ситуация в книге же развивается так, что эта не однозначность начинает усиливаться, развиваться и… это становится совсем другой герой.