Найти тему

Как я переехал в Китай и запустил с партнером экспортную компанию

Как я переехал в Китай и запустил с партнером экспортную компанию

Всем привет, меня зовут Денис Савельев, и 17 лет я возглавлял Digital-агентство TexTerra.ru, которое хорошо известно своим блогом по интернет-маркетингу с посещаемостью около 1 млн визитов в месяц.

Весной 2024 года я переехал в Китай, г. Шеньчжень, провинция Гуандун. И запускаю тут консалтинговое агентство с фокусом на экспорт оборудования из Китая в различные страны.

Почему именно Китай?

Шеньчжень - самый быстрорастущий мегаполис на планете
Шеньчжень - самый быстрорастущий мегаполис на планете

Летом 2023 года TexTerra, как и многие интернет-агентства России, начала испытывать проблемы с клиентскими платежами. Что не удивительно, интернет-маркетинг всегда находился на передовой бизнеса — он раньше остальных начинает испытывать проблемы в случае наступления экономических кризисов (но и раньше других начинает восстанавливаться).

К началу 2024 года агентство сократилось до 40 сотрудников (со 100 в 2022 году). Выручка упала вдвое. Понятно, что агентство выживет, у нас слишком большой трафик, и запросы идут даже в эти времена. Но многие клиенты были вынуждены вставать на стоп, многие сокращали свои бюджеты. И мне стало понятно, что перспективы бизнеса в России в целом не очень радужные — на ближайшие годы, по крайней мере.

Китай тоже испытывает определенные трудности, экономика не до конца восстановилась после пандемии. Но по итогам 2024 года МВФ прогнозирует рост ВВП Китая до 5%. А по паритету покупательной способности доля этой страны в мировой экономике в 2023 году составила 18,8% (у США — 15,4%). Китай сегодня представляется наиболее перспективной страной для развития бизнеса. Отсюда, из Шеньчженя, это становится очень хорошо заметно.

В общем, я выбрал Китай чисто умозрительно — из-за перспектив страны. Ничего о Китае, кроме общераспространенных мифов, я не знал. Мои познания в китайском — на уровне моих познаний в анатомии марсиан, только чуть-чуть хуже.

Почему Шеньчжень?

Тут все очень просто. Есть Южной-Китайский промышленный хаб (дельта «Жемчужной» реки), создающий чуть ли не 40% ВВП Китая. Совсем рядом столица региона — Гуанчжоу (центр текстильной промышленности, станкостроения, электроники), еще ближе Гонконг — финансово-банковский центр Юго-Восточной Азии. Тут же мебельная столица Фошань. Сам Шеньчжень — центр микроэлекроники и главный экспортный хаб Китая.

Шеньчжень похож на Москву, Нью-Йорк, Гонконг и Токио одновременно. Это огромный город с 17-миллионным населением, при это он продолжает оставаться самым быстрорастущим мегаполисом Китая. Почему? Ответ очевиден: здесь самый большой ВВП на душу населения, высокий уровень жизни, доступный общественный транспорт, хорошее образование. И главное — здесь отличные перспективы для бизнеса.

Всего 40 лет назад Шеньчжень был маленькой рыбацкой деревушкой. После здесь создали особую экономическую зону, и поселение семимильными темпами стало превращаться в огромный современный город, который в итоге вырос до статуса второго мегаполиса мира по количеству небоскребов. Скорость постройки новых станций метро здесь настолько высока, что за ней не успевают следить даже местные жители.

Город известен своими высокотехнологичными компаниями, такими как Huawei, Tencent и DJI, что делает его идеальным местом для развития IT и технологических стартапов. Кроме того, Шеньчжень известен своими свободными экономическими зонами, которые предлагают льготы и преимущества для иностранных компаний. Благодаря этому город стал популярным местом для международных инвестиций и бизнеса.

По итогам 2023 года ВВП Шеньчженя превысил 544 млрд долларов США, что вдвое превышает показатели таких развитых европейских стран, как Норвегия или Финляндия.

Как пришла идея компании

Я приехал сюда по бизнес-визе — сразу с целью открытия компании. В процессе открытия познакомился с Михаилом Ансимовым, русским парнем из Челябинска, китаистом (и вообще полиглотом). У Миши хороший китайский и понимание традиций и менталитета местных, он здесь давно. У Миши уже был местный партнер-китаец — Ху Вейминь. Мы приняли решение работать вместе.

Идею придумывать особо не пришлось. Мы запустили внешнеторговую компанию, основная специализация которой - поставка оборудования из Китая. Для Шеньчженя это один из самых распространенных бизнесов. Количество компаний, которые занимаются экспортом из Китая, превышает все разумные пределы. Понятно, что одна из причин этого — большое количество производств в Южно-Китайском Промышленном хабе. Но основная причина кроется в традициях, менталитете и законодательстве Китая.

Немного об особенностях экспорта из Китая

Во-первых, по китайскому законодательству, для компаний, чей бизнес так или иначе связан с производством и экспортом, существует четкое разделение по виду деятельности. Компания-производитель не может сама заниматься экспортом. Это условие позволяет избежать монополизации рынка, дает возможность большому количеству экспортных компаний зарабатывать себе на хлеб насущный. Да и в принципе, это разные виды деятельности — производить (и фокусироваться на снижении издержек) и продавать (и фокусироваться на маркетинге). Да, конечно, многие производители имеют свою собственную внешнеторговую компанию, но далеко не все. Скорее, более распространена модель, когда компания-производитель имеет пул из 5-10 компаний-экспортеров, с которыми работает постоянно.

Второй важный фактор — это вопрос цены. Вопрос цены здесь крайне интимный. Нам это трудно понять. У нас любой производитель представляет на своем сайте подробный каталог товаров с ценами. Да, они могут быть «для конечников», и если вы хотите получить оптовые цены, нужно выходить напрямую на менеджера и обсуждать цены оптовые, но есть хотя бы точка отсчета — от каких цен «можно плясать».

Обсуждать цены в Китае с незнакомым человеком производитель просто не будет. На сайтах производителей цен не бывает в принципе. Я знаю истории, когда наши российские импортеры неделю обхаживали производителей, ездили каждый день на встречи, водили менеджеров фабрики по ресторанам, а когда всем это уже изрядно поднадоело, и вопрос цены был поставлен ребром, им говорили примерно следующее: приезжайте к нам, привозите наличные в чемодане — и тогда, может быть, мы скажем вам, какой будет цена.

Объяснить это можно, если понимать о китайском производители простую вещь: цены как таковой часто не существует. С одной стороны, изготовляемую продукцию одна и та же компания может реализовывать в широком ценовом диапазоне: один менеджер по продажам работает с «богатыми» клиентами, другой — с клиентами попроще. И даже у одного и того же менеджера цены могут варьироваться: и в зависимости от настроения, и в зависимости от того, к какой категории клиентов от вас мысленно причислил.

А если вдруг цены в каком-либо виде попадут к другим его клиентам, и эти клиенты выяснят, что покупают дороже, чем вы? Это позор. Потеря лица для менеджера вплоть до пятого поколения. «Держать лицо», следить за имиджем — крайне важный пункт для представителя китайской компании. Противоречиво и запутанно? Но что делать — это Китай. Здесь очень редко можно получить хорошие цены в электронном (и тем более бумажном) виде. В лучшем случае они будут вам озвучены устно, за церемонией чаепития (очень распространенный ритуал в процессе деловых переговоров, в кабинете каждого начальника здесь стоит специальный столик для китайской чайной церемонии).

И еще одна причина, по которой итоговой цены может не быть. Китайские производители на удивление быстрые и гибкие. У них есть определенная продукция, изготовляемая «на поток», чтобы удовлетворить максимально широкий спрос. Но! Большинство производств хотят услышать именно ваши требования, хотят получить от вас спецификацию, чтобы изготовить продукцию именно под вас. Это позволяет «играться» с ценообразованием, сокращать издержки на тот функционал, который вам не нужен.

Порой доходит до курьезов. Один покупатель из России приехал на завод по производству беспроводных зарядных устройств для телефонов, обговорил с китайцами все, вплоть до марки используемых пластмасс и номенклатуры жил в кабеле. Торговался хорошо. На совесть. В итоге получил партию беспроводных зарядок, у которых длина кабеля от вилки до платформы, на которую надо класть телефон, чтобы подзарядить его, была 6 см. На вопрос заказчика «как же так?» производитель ответил: «ну вы же не говорили, какая длина кабеля вам нужна».

Что у нас сейчас?

Сейчас у нас небольшое консалтинговое агентство EnterChina.Ru, основная специализация которого, как я уже сказал выше - поставка оборудования из Китая. Ищем на фабриках медицинское оборудование, оборудование для деревообработки, воздушные компрессоры и стройтехнику. Находим и отправляем в Россию.

Наша небольшая команда
Наша небольшая команда

Я занимаюсь маркетингом, охват — Россия и англоязычный мир. Мой партнер Миша ведет переговоры с китайскими производителями. В штате есть логисты и несколько менеджеров по поиску нужных позиций — без таких людей не обойтись, иногда на поиск одной позиции и выход на реального производителя уходит месяц-полтора.

Кстати, хороший логист в Китае на вес золота. Он способен просчитать доставку т.н. «сборным грузом», сэкономив и по времени, и по стоимости втрое от изначальной цены перевозчика.

«Сборные грузы» — это когда в уже идущих контейнерах выкупается условно свободное место. Покупая такие места, можно поменять до десятка контейнеров на пути следования и очень сильно выиграть в цене доставки — арендуя их существенно дешевле, чем в среднем по рынку, т.к. это место все равно «сгорит», если его не выкупят).

Отказ банков Китая принимать платежи, и новый поворот бизнеса

Но пока мы запускали свою компанию, начали происходить события, которые очень сильно повлияли на наш бизнес, и дали нам дополнительные возможности (но и риски, чего уж тут скрывать). Рассказываю все, как на духу.

Где-то с конца прошлого года китайская банковская система стала разворачивать платежи из России. Никакой указки сверху, от китайских регуляторов не поступало, просто банки стали бояться вторичных санкций и отключения от swift. В феврале перестал принимать платежи основной китайский банк, работающий с компаниями из России - Chouzhou Commercial Bank, а дальше пошло веерное отключение банков - Bank of China, ICBC, China Construction Bank, Agricultural Bank of China, и далее по списку.

Когда я приехал в Шеньчжень, самой горячей темой обсуждения в русском сообществе была невозможность платежей из России. Каждый день в группах WeChat появлялись тревожные новости, как сводки с передовой:

- Bank of Shanghai не принял платеж!

- Мне тоже завернул Guangfa Bank (((

- Подксажите, какая ситуация в Huaxia Bank? Проходят платежи?

- Друг, Huaxia уже три недели как не принимает платежи.

Еще какие-то региональные «сельские» банки принимали платежи, когда я уже был здесь. В мае же абсолютно все банки Китая перестали платежи принимать, за исключением банка VTB Shanghai.

Но про VTB Shanghai надо сказать отдельно. Это небольшой китайский банк, с самого начала специализирующийся на обслуживании платежей из России. И этот вариант на лето 2024 года тоже уже не рабочий. Платежи из китайского VTB Shangai стали в Китае «токсчичными», их не принимают другие банки Китая.

И пошел вал звонков и заявок от российского бизнеса: всем нужно помочь с оплатами китайским поставщикам. И вал идет до сих пор по нарастающей. По мере сил помогаем с решением и этих вопросов.

О быте

Про Шеньчжень я уже писал выше — крайне комфортный город для жизни. И пока нравится все: люди, еда, скорость жизни. Что не нравится — отсутствие языка. Для бизнеса английского вполне достаточно, на каждой фабрике будет англоговорящий менеджер. Но для «быта» тут английский не пригодится вообще. Китайцы не понимают даже вроде как «интернациональные» уже слова и фразы — метро, такси, аэропорт. Языковой барьер накладывается на местную бюрократическую машину, и получается, что самое простое дело — купить сим-карту, открыть индивидуальный счет в банке — занимает половину дня. Общение идет через Baidu Translatе, все сервисы Google здесь запрещены.

Из-за запрета Google, Facebook, Youtube, Instagram народ повсеместно пользуется VPN-сервисами. VPN в основном покупается местный — это значит, через WeChat нужно постучаться к кому-то из «local VPN-team», которые настроят тебе vpn-сервер для телефона и ноутбука, стоимость услуги — от 3000 до 7000 тыс. российских рублей в год в зависимости от количества подключаемых устройств.

Общемировые социальные сети не пользуются популярностью. Есть свои — WeChat, Douyin (аналог TikTok), Weibo, Xiaohongshu (аналог Instagram), Bililbili (аналог YouTube). WeChat заменяет все. Это и чат, и платежная система, и куча приложений — по вызову такси, съему жилья, да и, в общем, чего угодно.

Здесь не только кэш, но и банковские карты — уже прошлый век. Оплачивают все либо QR-кодами двух самых популярных платежных систем — WeChat и AliPay (к обоим можно привязать банковские карты, но не российские), либо… отпечатком своей ладони. Просто сканируешь ладонь телефонной камерой, а потом при оплате в магазине подносишь ладонь к сканеру на кассе.

Безопасность. Шеньчжень, наверное, самый безопасный город, где мне когда-либо доводилось бывать. Здесь нет убийств, вороства, грабежей как статистически значимого явления. Во многом это все благодаря цифровизации и повсеместному распространению камер видеонаблюдения, подключенных к нейросетям. Они повсюду. На моем этаже, где я снимаю апартаменты, их три штуки. На улице нет мест, в радисе которого не видно камер видеонаблюдения. Может быть, только в парках (их тут много). Да и то, думаю, даже в парках они есть, скрытые и малозаметные. Уж если они каждое дерево умудряются внести в некий свой городской реестр (на каждом дереве висит бирка с qr-кодом и какими-то данными), то что говорить о камерах.

Немного по ценам именно в Шеньчжене. Метро считается дешевым, но по сути оно стоит, как в Москве. Аренда жилья — дешевле, чем в Москве, но дороже, чем в Питере. Можно снимать и по ценам Саратова, но иностранцев в такие места не заселят.

Такси — где-то 420-450 руб. за 10 километров. Еда разная, на любой вкус. Проблем, где поесть, нет — в наличие все, от стритфуда до дорогих ресторанов. То же и с ценами — от 200 рублей до «вполне сравнимо с Парижем». Мобильные телефоны, и iPhone в частности, можно приобрести по московским ценам. Про одежду не говорю — тут присутствует всякое: от чисто рыночных «диоров» до вполне себе настоящих европейских сетей. Для тех, кто устал от китайской еды, есть McDonald’s, Burger King, KFC, Subway и Starbucks, и этих заведений много. Кстати, на удивление много и заведений, где продают стейки в американо-европейском стиле, встречаются даже крафтовые бургерные и пивоварни.

В общем, жить в Китае можно. Бизнесом заниматься можно. Но язык учить надо. Конечно, эмигрантская жизни не без трудностей, и это стоит иметь в виду, задавая себе вопрос: ехать или не ехать?

Каждый на него должен ответить сам.

Планирую писать о жизни и о бизнесе в Китае в своем тк-канале и здесь на Дзене. Подписывайтесь, очень хочется, чтобы это кому-то было интересно.