Найти тему
Жизнь советского человека

Почему чекистов в поезде заинтересовал внешний вид дебошира? А он оказался совсем не тем, за кого себя выдавал

Когда его вызвали в Москву в сентябре 1943 года, начальник особого отдела из 8 дивизии НКВД Анатолий Михайлович Гуськов отправился туда вместе со своим помощником Иваном Петровичем Стрельцовым. Поезд шёл тогда из Грозного четверо суток. Поэтому чекисты основательно запаслись продовольствием, чтобы не выискивать его на остановках состава.

Старый железнодорожный вокзал в Грозном
Старый железнодорожный вокзал в Грозном

Среди ночи в вагоне началась драка. Дошло до того, что на крупной станции начальник поезда вызвал военный патруль. Когда чекисты вышли в коридор, узнали следующее: высоченного роста старшина ВМФ с орденами на груди, сначала обедал за одним столом с грузинами, которые его гостеприимно пригласили. Но потом спиртное ударило в голову – он сначала загнал в купе грузин, потом начал буянить в вагоне, «докапываясь» до всех, кого видел. Патруль уговорил дебошира лечь спать.

С утра Гуськов и Стрельцов только разложили еду, собираясь поесть. Как вдруг в их купе «вломился» ночной дебошир и бесцеремонно схватил у них со стола одну из банок. Не уходя, ждал реакции. Гуськов сказал ему твёрдым голосом, чтобы положил на место. Тон чекиста подействовал, но моряк пообещал им «ещё встретиться».

Когда вышли после завтрака в коридор проветриться, тот снова ходил, цепляясь к пассажирам. Стрельцов сказал начальнику, что видел этого моряка в их отделе. Тогда его задержали без документов, проверяли, но видимо отпустили. Только вот форма тогда у него была совсем другая – рядового солдата-пехотинца.

Пассажирский вагон из тех, что использовали в войну / Гуськов Анатолий Михайлович после войны
Пассажирский вагон из тех, что использовали в войну / Гуськов Анатолий Михайлович после войны

Следовало немедленно выяснить, в чём дело. А морячок вдруг перестал мелькать в коридоре. Тогда чекисты попросили соседей по купе временно перебраться к проводникам, чтобы пригласить подозрительного дебошира на разговор.

Его почти дружески пригласили в купе. Тут же Стрельцов защёлкнул входной замок, а Анатолий Михайлович взял свой пистолет. Руки у моряка задрожали, но в протянутых документах Гуськов не обнаружил ничего, что бы вызывало сомнение. Требовалась экспертиза.

Гуськов заполнил протокол задержания. Моряк назвал себя Георгием Гурьяновым, родом с Мариуполя, 28 лет. Он рассказал, как бился в Севастополе, потом перебирался по госпиталям. А когда дали месяц отпуска, обрадованно поехал к сестре в Махачкалу. Но она уехала в эвакуацию. В Москве жил брат отца, и вот он решил навестить его.

Командование стрелковой дивизии войск НКВД в Грозном. Гуськов стоит, справа
Командование стрелковой дивизии войск НКВД в Грозном. Гуськов стоит, справа

Задержание в Грозном отрицал начисто, как и другой вид формы. Наградных книжек на ордена тоже не оказалось. В Сталинграде, пока стоял поезд, чекисты сдали его начальнику особого отдела с постановлением о задержании и необходимостью этапировать задержанного в особый отдел Грозного.

Все пассажиры вагона были рады избавлению от буйного попутчика. А Гуськова постоянно донимали сомнения, правильно ли они сделали? Но Стрельцов вспоминал всё больше подробностей, связанных с задержанием Гурьянова их отделом. Тогда Иван Петрович выехал с оперативниками в другой город и поручил закончить проверку этого человека молодому сотруднику. Потом узнал, что Гурьянова отпустили.

Они вернулись в Грозный через неделю. Оказалось, что Гурьянов сидит под замком уже дней десять. Прокурор санкции на арест не даёт, не видя состава преступления. И зам. Гуськова, Иван Данилов, держит моряка в камере отдела под свою ответственность. Следовало что-то делать, пока их не обвинили в нарушении закона. Гуськов решил отложить разговор с Гурьяновым хотя бы на день.

Допрос диверсантов
Допрос диверсантов

А к вечеру следующего дня им доставили двух диверсантов, которых взяли прямо в момент закладки мины под рельс железной дороги. При разборе ситуации выяснились интересные подробности.

Их диверсионная группа из 5 человек была заброшена немцами в район Хасавюрта. Возглавлял её моряк Георгий Зеленухин по кличке «Юр». Кроме двух задержанных подрывников были ещё и два радиста. Основными задачами группы «Пират» были диверсии и разведка. Но однажды во время разведки оперативники СМЕРШа случайно задержали главаря. И он провёл в особом отделе порядка двух недель. За это время другие диверсанты притихли на своей оборудованной базе.

Активность возобновили, когда «Юр» вернулся. Последние сеансы радиосвязи провели в июле, после чего чекисты повязали радистов на базе. А потом они втроём с «Юром» провели ещё одну диверсию на железной дороге. Когда оперативники контрразведки стали прочёсывать прилегающие районы, диверсанты ушли в горы к местным бандитам. Чтобы стать там «своими», расправились с председателем колхоза и милиционером.

Военный трибунал
Военный трибунал

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

«Юр» же рядовым бандитом становиться не собирался. Он сбежал в Махачкалу. Здесь купил морскую форму. Соответствующие документы у него были. Чтобы о его делах окончательно забыли, он взял билет в Москву, где, по его словам, жил брат отца.

Когда провели очную ставку диверсантов с задержанным моряком, всё встало на свои места. Они опознали «Юра». Вскоре все трое были осуждены трибуналом в соответствии с условиями военного времени – к высшей мере наказания.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.