Найти тему
Коробка с зайчиками

Tomy, Flair, Epoch. Три эпохи Sylvanian Families в Англии

Если вы давно увлекаетесь Sylvanian Families, то, наверняка заметили, что почти во всех рассказах о раритетных наборах особое место отводится английским выпускам: «набор вышел только в Англии», «набор вышел сначала в Англии, а только потом в других странах», «английский выпуск отличался от всех остальных тем-то и тем-то» и т.д.

Как известно, Sylvanian Families создали в Японии. Каким же образом вышло, что история бренда так неразрывно связана с Англией? Почему Англия а, не, допустим, Германия или Испания? Ответ кроется в конкретных людях, без которых, скорее всего, ничего подобного не было бы.

История покорения Сильванией туманного Альбиона началась в 1986 году, через год после начала выпуска Sylvanian Families в Японии. Питер Браун, генеральный директор английского филиала японской компании «Tomy» приехал в Токио на ежегодную выставку игрушек.

Питер Браун
Питер Браун

К тому времени компания «Epoch» уже выпустила в Японии несколько домиков и девять семей, которые произвели на японском рынке фурор.

Домик 1985 года
Домик 1985 года

Англичанина привлекла необыкновенная для того времени детализация игрушек и он загорелся идеей запустить  их в Англии. У Брауна был огромный опыт в этой индустрии и он сразу оценил потенциал японской новинки.

Японский деревянный домик Sylvanian Families, 1986
Японский деревянный домик Sylvanian Families, 1986

Кстати, именно Питер Браун в свое время высмотрел теперь уже всем известный Playmobil и запустил его в Англии.

Тут надо добавить, что английский филиал компании «Tomy» тоже появился благодаря Брауну. Питер какое-то время работал в США и там увидел игрушки компании «Tomy», которые очень заинтересовали его. В Англии же филиала не было, но Питер сам написал руководству компании с предложением открыть представительство у себя на родине. Японское руководство «Tomy» дало карт-бланш и Питер, подобрав команду, начал работу.

На выставку игрушек в Токио он приехал за поиском свежих идей. Когда английский филиал «Tomy» получил от «Epoch» эксклюзивные права на торговую марку Sylvanian Families, Браун и его команда не стали ограничиваться продажей готовых наборов, а начали предлагать собственные идеи по развитию бренда.

Sylvanian Families запустили в Англии в 1987 году, и животные с домиками сразу стали хитом в мире игрушек. Три года подряд, с 1987 по 1989, Сильвания удерживала в Англии звание игрушки года (рекорд до сих пор не побит).

Английский постер 1987 года
Английский постер 1987 года

В эпоху «Тomy» в Англии были выпущены уникальные наборы, которые больше нигде не выходили, даже в Японии. Например, речной корабль (Canal Boat), цыганская повозка с лошадкой (Caravan Roulotte), пони с тележкой (Pony Carriage), коттедж Медоукрофт (Meadowcroft Cottage), пони и тележка с мороженым (Pony and Ice-cream Cart) и многие другие.

-5

Английские варианты зданий в большинстве случаев отличались от японских по цвету и наполнению, а иногда и переделывались полностью. Например, японской набор с церковью…

-6

… превратился в Англии в школу!

-7

Ах, как же повезло маленьким англичанам, в детстве которых было ЭТО:

В английских наборах «Tomy» привычных нам вкладышей-каталогов не было, но выпускались небольшие журналы формата A5, в которых рассказывались истории сильванских семей, презентовались новинки, проводились конкурсы. На упаковках «Tomy» в то время печатали значки с цифрами, которые предлагалось отрезать от коробок с наборами и использовать вместо денег при заказе эксклюзивных новинок.

-8

Конечно, чтобы получить новый набор только за жетоны, требовалось собрать довольно большое количество. Например, семья медовых мишек стоила 45 жетонов. Правда, можно было оплатить покупку частично жетонами, частично деньгами.

-9

Сумма на жетонах варьировалась. На фигурках печатали обычно единичку, а на зданиях цифра могла быть больше в 10 раз. Выпуском журнала занималась семейная пара - Симон и Анжела Харвуд, которых наняла компания «Tomy». Для них это был семейный бизнес, но при чтении журналов сразу видно, что для Харвудов это было нечто большее, чем просто работа. Каждый журнал сделан с душой, и это чувствуется сквозь страницы.

Мне посчастливилось купить стопку журналов того периода, и из них я почерпнула массу всего интересного. Они очень помогают мне при сборе информации и подготовке рассказов о наборах прошлого.

Мои сокровища
Мои сокровища

В 1992 году Харвуды открыли в Лондоне первый независимый магазин Sylvanian Families. В этом же году был создан клуб Sylvanian Families, организацией которого тоже занялись Симон и Анжела.

Тот самый магазин
Тот самый магазин

Вот объявление об этом событии в одном из каталогов. Стоимость членства на год - 7,5 фунтов. Организаторы обещают за это ежеквартальный журнал и бесплатную эксклюзивную фигурку кролика Белинды Брайтайз.

-12

После появления клуба журналы стали еще интереснее, в них появились новые рубрики. Например, различные идеи поделок. Вот странички из выпуска, в котором предлагается переделать цветочный магазин в овощной.

-13

Рассказывается, как изготовить овощи, из чего сделать ящики.

-14

Можно вырезать из журнала вывеску, сделать сумку для покупок.

-15

Одна из новых рубрик предлагала членам клуба рассказать о себе и показать свою коллекцию.

-16

Журнал выходил до 1999 года. К сожалению, к концу 90-х Сильвания стала сдавать позиции. Причина была не только в естественном снижении интереса к игрушкам, которые пробыли на рынке более 10 лет, но и в том, что «Tomy» перестали развивать бренд должным образом, урезали траты на рекламу и разработку новых идей.

На этом история завоевания брендом Англии могла бы и закончиться, но вмешался случай. В 1999 году Питер Браун покинул «Tomy» и, объединив усилия с такими же энтузиастами отрасли, создал  новую компанию, название которой многим прекрасно знакомо - «Flair»!

«Flair», будучи совсем молодой компанией  с небольшим капиталом, не могла позволить себе разработку новых игрушек. Выходом стала идея реанимировать умирающие бренды. Одним из таких счастливчиков стали Sylvanian Families, которые к тому моменту в Англию уже не завозились.

Эпоха «Flair» в жизни Sylvanian Families продлилась с 1999 по 2014. Какими же яркими были эти 15 лет! Именно в этот период вышло бесчисленное множество эксклюзивных наборов, иметь которые мечтает каждый сильвано-коллекционер. Тут были и здания (John Lewis Department Store, Highfields Barn, Highfields Farm) и уникальные семьи (Beaman Ginger cats, Fletcher border collies, Spotter meerkats, Pettifur Guinea pigs, DePembroke corgis, McWalkies terriers, Beaufort bears, Henry-Lloyd dalmatians) и еще много-много всего.

Клуб любителей Сильвании продолжил работу. Членский журнал стал еще краше - теперь он выходил уже в формате А4.

-17

Каждый журнал, как и прежде, представляла кролик Белинда, которая постепенно обзавелась в Англии семьей. Брата Белинды выпустили только для членов клуба, а вот маму и двух сестер можно было купить в магазинах.

-18

Питер Браун продолжал возглавлять компанию.

К 2008 году компания «Flair» была настолько успешна, что ее учредители получили интересное предложение - стать частью итальянской корпорации «Giochi Preziosi», крупнейшего европейского производителя игрушек. Предложение было принято, и «Flair» вошла в состав «Giochi Preziosi».

Интересный факт, что в Италии, еще до этих событий, именно «Giochi Preziosi» выступали импортером Sylvanian Families. Вот, например, реклама на итальянском, в конце которой появляется логотип «Giochi Preziosi».

Этот логотип также можно встретить и на старых упаковках.

-19

«Flair» продолжала покорять рынок. В 2011 году Питер Браун получил награду Британской ассоциации производителей игрушек и товаров для хобби. Приз ежегодно вручается человеку, внесшему значимый вклад в развитие индустрии игрушек в Англии. Вот уж когда нет сомнений, что приз заслуженный!

Питер Браун на вручении награды
Питер Браун на вручении награды

Увы, все хорошее когда-то подходит к концу. Компания «Epoch», владелец прав на торговую марку «Sylvanian Families», решила сама заняться продажами Сильвании по всему миру. Переходный период продлился с 2014 по 2015 год.

В декабре 2015 вышел последний клубный журнал от «Flair». В нем кролик Белинда объявляла о грядущих изменениях и прощалась с читателями.

Картинка, от которой хочется плакать. От текста тоже.
Картинка, от которой хочется плакать. От текста тоже.

В этот последний выпуск авторы включили календарь на 2016 год, на страницах которого можно было увидеть лучшие фото из журналов разных лет. На первой странице календаря были изображены обложки самого первого клубного журнала и самого последнего.

-22

Ну а дальше… а дальше вы сами знаете. «Epoch» уровняли все страны, и теперь везде продаются одинаковые наборы, за исключением лишь самой Японии, где по прежнему выходят эксклюзивы. Хватательные лапки заменили на плоские. Клуб Sylvanian Families в Англии действовал еще какое-то время, но теплая уютная атмосфера со страниц обновленного клубного журнала ушла навсегда, он стал какой-то бездушный. Наверное, потому, что его делали люди, которые просто выполняли свою работу, выполняли хорошо, но не более. Про Белинду Брайтайз забыли, ее место заняла Фрея из семьи шоколадных кроликов.

Листовка с рекламой клуба от «Epoch»
Листовка с рекламой клуба от «Epoch»

Для членов клуба выпускались эксклюзивные фигурки, но «Epoch» не стали особо выкладываться и тут - все фигурки были из доступных в продаже, уникальна была лишь одежда и упаковка.

Одна из клубных фигурок
Одна из клубных фигурок

Клуб просуществовал с 2015 по 2021 год. Закрытие его было закономерным - за любым успешным делом должны стоять люди, живущие этим делом, но в «Epoch» таковых явно не нашлось.

Магазин Харвудов в Лондоне продолжал работать и являлся своего рода меккой для коллекционеров Sylvanian Families со всего мира. Он входил в топ-100 лучших магазинов Лондона. Мне не довелось в нем побывать, но я часто делала в нем заказы через интернет. На сайте была форма обратной связи и всегда (всегда!) мне отвечали на все мои вопросы.

Стоит добавить, что на сайт официального магазина «Epoch» в Англии я писала трижды, и все мои запросы были проигнорированы.

В 2023 году Харвуды объявили о закрытии физического магазина и перехода на он-лайн продажи. Грустный день для всех любителей бренда.

-25

В последние месяцы работы в магазине были толпы людей со всех стран. А в день закрытия желающих было так много, что очередь растянулась на метры. Еще одна ниточка, которая тянулась в уютное сильванское прошлое, оборвалась.

Магазин после закрытия в последний день работы
Магазин после закрытия в последний день работы

В одном из старых интервью президент компании «Epoch» Мичихиро Маэда говорил, что когда его отец задумал создать Sylvanian Families, то перед разработчиками была задача сделать не просто игрушку, а нечто большее. Что ж, новые времена требуют новых подходов. Перед разработчиками давно уже ставятся иные задачи.

Sylvanian Families с каждым днем становятся все менее уникальными, теряют индивидуальность, откровенно удешевляются. Радует, что хотя бы иногда «Epoch» вспоминает о наборах из прошлого и выпускает их повторно, пусть и с небольшими изменениями.

Похоже, бренду нужен новый Питер Браун, который придет и спасет. Снова. Звучит, конечно, утопично, но где-то в глубине души я в это верю.

Пусть Sylvanian Families радуют еще многие и многие поколения детей и остаются уникальным брендом, который действительно forever your family.