Я завидую родителям, получающим от совместного сна с детьми удовольствие. Сама я к ним не отношусь. Я совместный сон с детьми не люблю, ребенок ворочается, мешает. А если речь идет о младенце - я вообще сплю вполглаза - боюсь придавить. Да, все гуру естественного материнства уверяют, что это невозможно, но если б на подсознание было бы так просто влиять - все пролемы человечества давно были бы решены мантрой "надо поступать правильно, а неправильно поступать не надо". Поэтому я считала, что мой выбор - отдельный сон и читала очень много материалов по организации отдельного детского сна при ГВ (как показывает практика, искусственники легче отселяются, чем груднички).
Большинство статей, прославляющих совместный сон с детьми, начинались как под копирку: "Я не собиралась класть ребенка к себе в кровать, но поскакала к нему пару ночей и прекратила издеваться над собой. Теперь мы спим вместе, это очень удобно и приятно. А кроватка используется как склад игрушек".
Я читала эти статьи и понимала, что придется искать свой путь. И нашла. Вернее, думала, что нашла. Начала считать себя гуру воспитания, ведь мне удалось построить приучить спать отдельно целых двух детей. Схема было логичной и простой до безобразия:
- Сперва надо решить вопрос, как не скакать ночью. Очевидно же - снять у кроватки бортик и придвинуть ее к взрослой. двух зайцев убиваешь - и ребенок привыкает спать хоть и рядом, а все же отдельно, и кроватку не надо покупать дорогую со всеми этими маятниками и встроенными комодиками. Самая простая деревянная куда легче дорабатывается, чтоб и бортик снять, и плостоксть кроватки установить вровень со взрослой кроватью.
- После завершения ГВ, когда ребенок начинает спать всю ночь, кроватку отставляют от взрослой кровати. В максимуме, при избытке квадратным метров, взрослая кровать вообще уезжает в другую комнату. Т.е. не ребенка отселяют в детскую, а, наоборот, на период ГВ взрослые к нему переезжают.
Таким образом, ребенок всегда остается в своем привычном - в своей кроватке, в своей комнате. Профит! Главное - уметь в логику! Так мне казалось. Как обычно, любое такое сомомнение легко пролечивает ребенок, который не укладывается в привычную схему. У меня таким оказался Ленька.
Если человек о хорошем сне говорит "спит сном младенца" - это верный признак, что он никогда не имел дела с младенцами.
Сперва все шло по плану. На первом этапе Леня спал отдельно на матрасе, придвинутом ко взрослой кровати. Кроватку ему ставить не стали - у меня была сломана рука и требовался простор, чтоб принимать хоть какие-то условно удобные позы.
Леня радовал тем, что просыпался на кормления даже реже, чем старшие. Те желали подкрепиться раз в пару часов, и к утру я, хоть и не вставала никуда, часто была похожа на зомби. А Леня ел один-два раза за ночь и это было приемлемо.
Но вскоре я закончила ГВ, и стало понятно, что у Лени свой путь. Он вовсе не стал спать всю ночь, а стал просыпаться даже чаще, чем раньше. Мне казалось, это как-то связано с глубиной фаз сна, но, конечно, я могу и ошибаться. Может, это произошло из-за того, что отлучила я его все-таки совсем уж рано.
А, с учетом того, что передвигаться Леня уже умел - вскоре он переселился спать к нам. Да, когда он засыпал - его можно было переложить отдельно. Но вскоре он просыпался и приползал. Можно было подождать и снова его переложить, и это срабатывало - до следующего просыпаания. Проще было уже и не перекладывать, а спать, иначе вся ночь и превращалась в перекладывания. Тем более что Андрей не то что не возражал против присутствия Леньки, наоборот, по-первости именно он укачивал ребеночка на себе.
- Он же маленький, пусть тут спит, раз ему надо, - уговаривал он меня. И я примирилась с действительностью. Когда Леня особо меня донимал, я просила Андрея лечь посередине и работать баррикадой, а сама уползала от ребенка на другой карй кровати. Хотя, конечно, Леня особо любил не просто спать, а спать между нами, да еще и во сне касаться одной рукой мамы, а другой папы. Потому что родители доложны быть рядом. Рядом, я сказал!
Надежда замаячила незадолго до двух лет: вечером Леня стал уходить спать в свою кроватку. Нет, он не разлюбил спать с родителями, это было какое-то его собственное осознанное решение. На картинках в книжках, в мультиках - все спали по своим кроваткам; мы регулярно говорили, что надо спать в своей кроватке - и Лёня, пока бордствовал, стал стараться делать как правильно.
Но когда он засыпал - он продолжал просыпаться, пугаться и приходить к нам. Да, он деалет это все реже. Сейчас его частыве ночные визиты - это признак того, что Леня плохо себя чуствует. Но окончательно этот вопрос не решен и решен, кажется, в ближайшее время не будет. Хоть под утро, но Леня приползает к нам.
Нет, конечно, я понимаю, что до совершеннолетия он с нами не проспит, рано или поздно отселится. Но вот когда это произойдет - вопрос. Я, хоть уже и попривыкла спать с ребенком, все равно особого удовольствия в этом находить не стала. Но относиться стала проще, конечно.
И - все-таки, когда ж это кончится?