LiveLib сказал, что на конец мая отстаю от плановой сотни на 7 книг. Я даже попыталась расстроится. На пару минут. Не буду гнать количество -- как идёт, так идёт.
Открою топ традиционно с нижней ступени.
«Мир и хохот» Юрия Мамлеева не вошёл в меня. Вроде бы всё, что люблю в наличие: и мистика совокупляется с реальностью и нестандартный стиль автора, но... Ребёнок родился с двумя головами. Одна симпатичная, а другую хочется развидеть. Если не выпендриваться, а сказать честно и просто: начало зацепило, середина усыпила, финал разочаровал. 3 из 5.
Аннотация: Герой романа «Мир и хохот» бесследно исчезает, оставив после себя только отражение в зеркале. Отправившимся на поиски друзьям предстоит столкнуться с тайными организациями, встретиться с ожившими мертвецами и людьми-монстрами. Непознанное и непознаваемое хохочет над миром и людьми, сон и явь сливаются воедино.
«Песнь пророка» вытянула из меня все соки. Поставила 3,5 из 5 за то, что автор родился в городе Лимерике. По созвучию, да. Иначе, открывать бы ему топ с двойкой.
Кроме шуток, такую рефлекснючую антиутопию я ещё не читал. Букер в своём постоянстве великолепен. Обзор смотри здесь.
Чапека я читала в глубоком детстве, поэтому «Война с саламандрами» не вошла в серию «перечитываю».
Начну с аннотации: Ловцы жемчуга находят на одном из островов в Тихом океане огромных саламандр. Быстро выясняется, что земноводные способны говорить на разных языках, читать и рассуждать. Вскоре промышленники и магнаты начинают использовать доверчивых и трудолюбивых существ на строительных работах по всему Мировому океану. Численность саламандр быстро растет, и они формируют собственное высокоразвитое общество. Постепенно земноводные начинают уставать от жестокой эксплуатации и задаются вопросом: а так ли им нужны люди? Саламандры по всему миру объединяют усилия и объявляют человечеству войну на уничтожение. Написанная более восьмидесяти лет назад, «Война с саламандрами» подразумевалась как предостережение против возрастающей угрозы нацизма, но книга не утратила актуальности и сегодня.
Хочу обратить внимание: написанная более восьмидесяти лет назад! Почти незаметно. Карел Чапек так виртуозно нарисовал картину эксплуатируемых саламандр, что временами я забывала о фантастичности повествования: явная аллюзия на цивилизованных евродвуногих, несущих «блага» культуры третьему миру. Не поставила пятёрку только потому, что временами мне было подробностей с перебором: 4 из 5.
В серии «перечитываю» этого месяца: Достоевский Фёдор Михайлович. И вот, что интересно: «Двойник» в школе зашёл лучше, чем тот же «Двойник», по в пятьдесят.
Аннотация: «Двойник» русского писателя-классика Фёдора Михайловича Достоевского (1821—1881) вышел в свет в начале 1846 года, вскоре после романа «Бедные люди», с восторгом встреченного публикой, однако повторить прежний успех не получилось. Автор жаловался, что все называют «Двойника» скучным и трудным для чтения, однако «все до одного читают напропалую и перечитывают напропалую». Впоследствии Достоевский признавал, что «Двойник» «не удался»... Но именно в этом произведении впервые проявляется одна из главных творческих особенностей автора — идея психологических «двойников» главного героя, которые хуже и ниже своего оригинала. Намеченная именно в «Двойнике» тема душевного «подполья» получила углубленную разработку и иную интерпретацию в «Записках из подполья» и романах 1860—1870-х годов.
Вот и я скучала и трудилась. Трудилась и скучала. Очень хотелось, чтобы быстрее уже мучения господина Голядкина разрешились, и я освободилась. Почему не отставила книгу в сторону? Вслушивалась в язык, в стиль повествования. Как бы ни были путаны мысли Якова Петровича — слушать его одно удовольствие. Отдельное спасибо за это рассказчику Ивану Литвинову. 4 из 5
«Четыре всадника: Докинз, Харрис, Хитченс, Деннет» — обзор расшивровки разговора читай здесь.
Первый раз моему любимому Умберто Эко ставлю четвёрку. Ниже рука не поднялась, хотя очень хотелось.
«Маятник Фуко» — роман-обманка. Начало затягивает тебя в загадку, а потом автор уносит тебя,как белая горячка, в бебеня. Ты тщательно пробираешься через рыцарей-храмовников, жрецов вуду и антифашистов-партизан, и тебя награждают опять каким-то действием, которое позволяет тебе оправдать своё 30-часовое прослушивание.
Так почему тогда такая высокая оценка? Всё просто. Это же Эко! Даже в избыточном нагромождении описаний, подводок, философствования — он прекрасен. 4 из 5.
Аннотация: «Маятник Фуко» (1988) прославился не меньше «Имени розы», а фильм по нему не сняли только оттого, что автор сам не разрешил это великому Стенли Кубрику. На этих страницах взаимодействуют редакторы миланского издательства, рыцари-храмовники, жрецы вуду и антифашисты-партизаны. Рассказано и о легендарных тамплиерах, о тайных хозяевах мира, но только чтоб напомнить: история достоверна тогда, когда ее основа - неоспоримый документ. Все остальное - игра. Игра, которая бывает опасной. Умберто Эко - итальянский учёный-философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель.
Без отличника май не обошёлся.
Аннотация: «Подшофе» — авторский перевод Виктора Когана американского сборника «On booze», вышедшего в 2011 году. Нью-йоркское издательство New Directions, ответственное за посмертную славу Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (1896–1940), собрало журнальные публикации и работы писателя из своих архивов под одной обложкой. В книгу вошли дневниковые заметки, эссе и рассказы одного из самых ярких представителей «потерянного поколения», объединенные темой алкоголя и расположенные в обратном хронологическом порядке — от конца 1930-х до начала 1920-х годов. Фрагментарные, безрадостные, но пронзительно поэтичные тексты постепенно погружают нас в воспоминания об уходящей «эпохе джаза», бурном межвоенном времени и ностальгии о прежнем Нью-Йорке, как будто увиденном в дымке с палубы последнего парома на Стейтен-Айленд.
Что здесь скажешь ещё? Редко бываю согласна с аннотацией, но в этом случае всё правда: тексты действительно поэтичные и погружающие. И хочется сесть на палубе кругосветного лайнера, обложившись томиками Фицджеральда. 5 из 5.