Недавно мы говорили о том, как важно определить свои психологические границы и затем научиться их отстаивать.
И пришли к очень важному выводу - для защиты своей территории необходимо умение говорить "Нет", умение отказать в каких - то просьбах и предложениях, которые идут вразрез с вашими планами, интересами, ценностями или требуют от вас слишком больших затрат ресурсов.
Но не у всех есть это замечательное умение!
Почему некоторым людям бывает так сложно произнести это коротенькое, но ёмкое слово "нет"?
1. Человек испытывает чувство вины, переживает, что другие без его помощи никак не справятся.
2. Человек боится, что другие сочтут его "плохим", "эгоистичным", "жестоким", "злым", "жадным".
3. Человек уверен, что если он сейчас откажет, в следующий раз точно так же откажут ему в его просьбе.
4. Человек боится, что его отказ разрушит отношения.
Поэтому он говорит "Да", хотя хочется сказать "Нет".
И что из этого выходит? Человек делает не то, чего он действительно хочет, а то, чего от него ожидают или добиваются окружающие.
Если так бывает слишком часто, то такой человек чувствует себя раздражённым, подавленным, усталым, "использованным".
Его часто охватывают негативные чувства - разочарование, обида, злость.
"Я всё для всех делаю, а меня никто не ценит!"
"Я всё время думаю о других, а меня никто не уважает!"
"Я обо всех забочусь, а меня никто не любит!"
"Все нуждаются в моей помощи, а я сам никому не нужен!"
Корни неспособности говорить "Нет" и страхов, с этим связанных, чаще всего кроются в детстве.
Встречаются родители, которые лепят из ребёнка безвольного, послушного, покладистого человека, ожидая, что он будет во всём им подчиняться и не будет проявлять своего права на собственные чувства и желания.
В этой статье я писала о том, как родители "ломают" своих детей.
"Я - последняя буква в алфавите!"
"Хочется - перехочется!"
"Есть такое слово - надо!"
"Сначала думай о других, и только потом о себе!"
"Я тебе жизнь подарила, и поэтому ты всю жизнь мне будешь должен!"
"Не будешь слушаться - отдам тебя полицейскому! "
У ребёнка формируется такая картина мира, в которой он не важен, не ценен, не принят "просто так".
Его чувства, желания, интересы родителям не интересны.
Родители не видят в ребёнке самостоятельную Личность.
Ребёнок воспринимается исключительно как "объект воспитания".
Хорошо себя ведёшь, слушаешься - ты хороший, мы тебя любим.
Не слушаешься, не подчиняешься, споришь, своевольничаешь - ты плохой!
Нам такой не нужен!
Не любим тебя!
Ни о какой безусловной любви к ребёнку и ни о каком безусловном принятии в таких семьях речи быть не может.
Внимание и любовь родителей ребёнок должен заслужить - хорошими отметками, помощью по дому, примерным поведением, покладистым характером.
И ребёнок, как правило, идёт на это. Ведь любовь родителей ему просто необходима! Как иначе малыш выживет в этом опасном мире!?
Какому - то ребёнку удаётся до поры - до времени соответствовать родительским ожиданиям, выполнять все их требования, не всегда разумные и доступные ребёнку. Что при этом происходит в его внутреннем мире? Какой ценой он выслуживает любовь родителей?
А кому - то никогда не удаётся дотянуться до высокой планки родительских ожиданий, и он никогда не услышит слов любви и одобрения...
Проходят годы...
Ребёнок вырос, стал взрослым дядей или тётей, а нездоровый сценарий отношений остался.
Жизни и безопасности человека ничто не угрожает, но по - прежнему боится остаться один и боится "не угодить", быть "непослушным", равно - нелюбимым...
И он всё ещё надеется выслужить, вымолить любовь и одобрение - теперь уже не у родителей, а у других окружающих его людей.
Потому что любовь, принятие и одобрение необходимы нам в любом возрасте. Особенно, если мы не напитались ими в детстве, рядом с любящими родителями...