Найти тему

Человек из 1980 года

Однажды в городе N. на улице из-за угла вышел человек лет сорока. Одет он был в чапан, подпоясанный бельбогом, на голове его была дуппи — чёрная тюбетейка с белыми «огурцами», а обут он был в длинные, почти до коленей махси — мягкие чёрные кожаные сапоги и кавуши. Человек медленно шёл по улице и странно озирался. Прошло немного времени и к нему подошли двое полицейских, представились и попросили предъявить документы. Мужчина вынул из-за пазухи красный паспорт и протянул его полицейским.

Один из полицейских открыл паспорт и вздрогнул. На фотографии в паспорте был в точности именно этот человек, но сам-то паспорт этот был паспортом, выданным в Узбекской ССР в РОВД Нуратинского района Самаркандской области. Всё было бы нормально, если бы не сам паспорт — шёл 2020 год, паспорт был выдан в 1978 году, то есть явно уже недействительный ни в городе N., который находился в России, ни в Узбекистане. Однако фотография подтверждала, что на ней именно тот самый человек, причём ничуть не постаревший по сравнению с моментом фотографирования за всё это время. Сам же владелец паспорта с удивлением осматривал полицейских.

— Откуда Вы? — спросил его один из патрульных.
Мужчина удивлённо поднял брови: «Я здесь живу, » - ответил он с характерным среднеазиатским акцентом.
На штампе прописки значилось: город Самарканд, ул. Октябрьская 35 кв. 32.

— Так тут же написано... Самарканд! — заметил полицейский.
— Да-а-а... — неуверенно протянул мужчина. — А мы где, не в Самарканде? А я смотрю-смотрю, не понимаю... не узнаю. Как так? Где Регистан — найти не могу, где вокзал — найти не могу. Дома другие, деревья другие... вы какие-то...
несоветские.

В общем, полицейские отвели мужчину в участок. Он пояснил вот что.

Он родился в 1942 году, живёт, как он утверждает, в городе Самарканде на ул. Октябрьской в доме 35 в кв. 32. Описывая город, он точно знает, что ул. Октябрьская идёт от железнодорожного вокзала до улицы Максима Горького. Он считает, что сейчас август 1980 года. Он лёг спать у себя в квартире, а утром пошёл на работу в свою мастерскую возле площади Регистан, но когда вышел из дому, не мог сориентироваться. Он верно называл себя, правильно назвал имя своей жены и детей, записанные в паспорте.

Сделали запрос в Узбекистан. Из него выяснилось, что всё, о чём рассказал мужчина — правда: и улица Октябрьская была, и улица Максима Горького была, только теперь они называются иначе, и «улица мастеров», на которой по словам мужчины могла находиться его мастерская, возле Регистана была. Выяснилось что и отдел внутренних дел в Нуратинском районе Самаркандской области был, вот только в 1982 году Нуратинский район был передан в Навоийскую область. Даже бланк паспорта действительно был изготовлен Гознаком и действительно направлен в УзССР. Проблема состояла в том, однако, что город N. находился в России, на дворе был — август 2020 года, а на вид мужчине никак нельзя было дать более сорока пяти лет. Ни по каким учётам мужчина не значился. В розыске — тоже. Знавшие узбекский язык подтвердили, что мужчина свободно говорит по-узбекски именно на самаркандском диалекте с характерными вставками таджикских слов.

Проверка в ФСБ ничего не дала. Найти каких-либо родственников в Узбекистане не удалось, впрочем, неизвестно, искали ли полицейские Узбекистана или нет. Никаких других документов у мужчины не было, а из денег была лишь купюра, достоинством в три рубля СССР (настоящая). Все повторные вопросы не позволяли уличить мужчину во лжи: всё, что он говорил, или подтверждалось или нельзя было опровергнуть, но решительно всё свидетельствовало, что он рассказывает именно о 1980 годе, он даже вспомнил, что у него в городе M. в России есть знакомый и вспомнил номер его телефона, но увы... этого человека давно уже не было в живых, а номер телефона... это был пятизначный номер...
Однажды, правда, он сказал, что когда был в Новосибирске, то напротив базара почти в центре города находился зоопарк. Молодой полицейский, который был из Новосибирска, тут же заявил, что мужчина что-то путает и никакого зоопарка возле центрального рынка нет. Но опять же выяснилось, что если кто и путает, так это молодой полицейский. Это он не знает, что, действительно, сейчас самый большой в России зоопарк до 2004 года находился именно напротив Колхозного рынка.

Сам этот человек вообще не понимает, почему его держат взаперти. В то, что он находится за границей — не верит.

Как вы думаете,
что надо сделать в таком случае?

Задачи для детей | По праву. Марк Болдырев | Дзен