Найти тему

Как творческому человеку найти выход из тупика?

Что же такое тупик? Это нечто неожиданное. Вы шли, предполагая, что впереди есть дорога. И вдруг дорога заканчивается. Дальше идти нельзя. Тема исчерпала себя. Сюжет чрезмерно оброс противоречиями. Или герой отказывается совершать поступки, которые вы для него запланировали. Как быть? Некоторые пытаются пробить головой стену. Иногда это удается, и автор продолжает двигаться вперед, держа при себе все накопившиеся проблемы. И через несколько шагов увязает вновь и на этот раз уже так, что нельзя идти ни вперед, ни назад.
То есть тупик – это ситуация, в которой нужно вернуться на несколько шагов назад, до ближайшей развилки, а затем искать новый путь – новую тему, новое сюжетное решение, а иногда и нового героя. Конечно, это больно, ведь автор уже сжился с этой темой, сюжетом и героем. Однако что-то не так, раз этот сюжет и герой привели в тупик.
Бывает так, что в тупик автора загоняет заказчик, который видит только часть маршрута, но не очень представляет, по каким принципам выбирается путь.
Но автор и сам не дурак загнать себя в тупик.
Я не случайно сказал, что тупик – это нечто неожиданное. Если бы автор видел тупик – он бы туда не пошел, верно? Однако чаще всего автор именно видит тупик, но продолжает в него идти. Это происходит из-за того, что в авторе нет цельности. Он разваливается на части. Одна часть хочет одного, другая часть хочет другого. Одна часть видит одно, другая часть видит другое. Одна часть видит тупик, в который на всех парах летит автор, другая часть предпочитает этот тупик не замечать. Автор игнорирует сигналы тревоги, которые получает.
Итак, причина тупика – это отсутствие цельности. Значит ли это, что автор должен беречь свою цельность? Ни в коем случае! Что имеет цельность? Например, брошенный камень. В нем нет никаких противоречий. Каждая часть камня летит в одном направлении вместе с остальными частями камня. Однако брошенный камень не в состоянии создать ничего, кроме разрушений. Созидательному труду цельность противопоказана, ведь любое творение состоит из противоречий. В каждом произведении искусства есть конфликты, создающие внутреннее напряжение. Конфликт в драматургии, в киносценарии – это основа повествования. Невозможно создать конфликт, будучи цельным.
Получается, что цельность уничтожает возможность творчества, а отсутствие цельности ведет в тупик? Получается так.
Будучи цельным, вы начинаете движение. Однако по мере движения с каждым шагом вы утрачиваете цельность, распадаясь на части. Сложность увеличивается, в создаваемой вами системе нарастают сбои. Вы перестаете контролировать ваше движение и в конце концов оказываетесь в тупике. Дальше двигаться невозможно.
Теперь ваша задача – вернуть себе цельность. Лучшая стратегия в данном случае – упрощение. Нужно сложную систему сделать простой. Для этого нужно выбрать какую-то часть и сделать ее целым, а от остального избавиться. Скажем, из многообразия тем выбрать одну-единственную. Из многообразия сюжетов выбрать один, пусть даже не самый лучший. Из бесконечных возможностей поступков героя выбрать один, пусть также не самый лучший.
Какую именно часть сложной системы вы выберете – неважно. Любой выбор будет верным, поскольку позволит выбраться из тупика и двигаться дальше. От выбора зависит только одно – как скоро дорога приведет вас к следующему тупику.
Творчество – это и есть движение от тупика к тупику. Вы то наращиваете сложность, то сбрасываете лишний багаж и наращиваете скорость. Это как дыхание – есть вдох и есть выдох.
Желание избегать тупиков понятно. Но путь от тупика к тупику – это и есть творчество, это и есть жизнь. Если вам кажется, что вы давно не попадали в тупик – присмотритесь, может быть, вы уже давно в нем находитесь.
Ваш
Молчанов

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц