Двуличность японской власти: как сосуществовали император и сёгун.
Что такое власть в Японии вообще? Это сочетание двух правителей, один из которых реально не управляет, второй формально не правитель. Как же так получилось? И тут есть хороший ответ – так сложилось исторически. Но сперва нужно пояснить за эти должности, для понимания сути проблемы.
Кто такой император, вы, я полагаю, сами понимаете – верховный правитель, наделенный сакральным правом на власть. Это тот, кого мы привыкли видеть как первое лицо страны. Управление страной он осуществлял через чиновников, и здесь есть нюанс(назовём его Нюанс 1): с XIIв. высшие позиции занимали в основном представители двух знатных родов, и они влияли на императора как могли, а могли они много.
Каковы же особенности у именно японского императора? В середине первого тысячелетия он действительно управлял страной, так было примерно до XII в. Также этот человек занимал место первого жреца, выполняя ряд ритуалов, реализуя этим сакральную связь божественного Неба и Страны. Бог-покровитель императора был главным, ему подчинялись все остальные 80 000 больших и маленьких богов Японии. Наиболее важной задачей здесь было задобрить это божество, чтобы ни в коем случае оно не наслало на Японию неурожай, тайфун, землетрясение, эпидемию, варваров, etc. Ещё следует знать, что император не управлял армией напрямую – для него существовало очень много табу, в частности, нельзя было иметь дела с кровью и предметами войны. Поэтому для организации военной защиты от набегов с северо-востока была специальная должность – сёгун.
Но кто же такой сёгун? Этот титул у всех на слуху и переводится, как «покоритель варваров» – изначально им наделялся человек, ведущий в поход армию. В первом тысячелетии японское государство находилось на юге и центре о.Хонсю, в регионе Канто(города Киото и Осака), а с северо-востока(современный регион Тохоку) набегали неприятные люди, протоайны, всяко жгли и грабили мирных японских крестьян. Центральные японцы называли их эмиси, эбису или эдзо(записываются иероглифами в двух вариантах: как 蝦夷 «креветковые варвары» или 毛人«волосатые люди»). И вот в условиях этих набегов в конце VIII в. появился титул сёгуна, когда японцы окончательно осознали, что они и так все время пинают северных варваров, но это надо делать более организованно. И вот здесь возник нюанс в том (назовём его Нюанс 2), что сёгун для формирования нужной ему для победы армии наделялся полномочиями управлять провинциями от имени императора. То есть фактически возглавлял в ряде регионов административную власть.
Но как как вообще сёгун встал у власти? К X в. вопрос с варварами был решён, и полтора столетия титул сёгуна никому не присваивали. Затем, в XII в. в результате военного замеса между родами (Тайра и Минамото), формирующими императорский двор, остался только один род – сработал Нюанс 1, и его глава Минамото-но Ёсинака, имея в подчинении армию, а значит, де-факто контролируя страну, но не имея легитимности власти, так как не имел права наследования, добился того, что император присвоил ему титул сёгуна (сработал Нюанс 2). Сложилась странная ситуация: с одной стороны, император представлял собой верховного правителя страны, с другой стороны, всё, что он реально мог – это грозить карами небесными из своего дворца. Тогда как сёгун мог неиллюзорно ограничить перемещение кого бы то ни было по стране или даже исключить кого-то, как из политического процесса, так и из жизни. Ну и в ситуации, когда император наделил его полнотой административной власти, зачем гневить богов и людей, вытаскивая императора из дворца? У императора 100500 наследников найдётся, полегитимнее чем какой-то Ёсинака.
Таким образом, в XIIв. было организовано первое военное правительство, получившее название «Сёгунат Камакура», или «Камакура Бакуфу». «Бакуфу» это название ставки сёгуна, откуда он осуществлял свою власть, в городе Камакура. Располагался город неподалёку от нынешнего Токио, а императорский двор находился в Киото (это 350 км по прямой). Через 130 с небольшим лет, с падением сёгуната Камакура, ставка сёгуна была перенесена в город Муромати возле Киото, и начались процессы политического брожения, вылившиеся в междоусобную распрю по всей Японии. Даже во всеобщей междоусобице императорский род и двор сохранился в определённой целости, хотя им порой играли как мячиком в политический пинг-понг. Жили они плохо и бедно, но все-таки имели уважение как правящая династия. Находились те, кто выступал против императора, но здесь, по всей видимости, сыграла свою роль его фактическая слабость – навредить он никому не мог, а репутационные потери от его убийства были бы серьёзными, а главное, это не избавляло от необходимости обосновать претензии на правление. Даже объединявший в XVIв. Японию Ода Нобунага, несмотря на полную политическую и административную самостоятельность, активно опирался на власть императора, обеспечивая этим себе престиж. В 1603 г. власть взял Токугава Иэясу, также принявший от императора титул сёгуна, и установивший ставку в Эдо (современныйТокио), сделав его по сути столицей. С тех пор город из приграничного захолустья стал расти, а в конце XIXв., после падения власти сёгуна, туда даже переехал сам император.
Иногда, когда я разговариваю про императора и сёгуна в Японии, то сталкиваюсь с мнением, что раз сёгун осуществлял реальную власть – издавал законы, указывал армии, бизнесу и горожанам как им всем жить – то сёгун и был правителем, а император власти не имел. Тем более что сёгун мог указывать в определённых случаях даже императору. Однако, император был легитимным правителем, который легитимизировал и правление сёгуна, обязанного получать на правление мандат. Стоит ли говорить, что со временем получение мандата стало формальностью, а ряд сёгунов неиллюзорно пытался запинать современных им императоров под шконку? Но как правило всё же они не ставили под сомнение легитимность императорской власти. Да и сегодняшний император Японии официально ведёт свой род от самой богини Аматэрасу, имеет историю на протяжении 2600 лет и выполняет ряд ритуалов религиозного характера, среди которых, например, как ни странно, сеяние, выращивание и сбор урожая риса. Красив, удобен, практичен. Его задача – внушать уважение, с чем он всегда замечательно справляется.
Впрочем, дело-то не в том, кто правит, а в том, что и сёгун и император могут быть только ширмой для других, талантливых и энергичных, но не имеющих прав на трон людей, а в случае с Японией – родов. В XI в. была придумана традиция «теневого правления» императоров – инсэй, которая подразумевала, что в определённое время император официально передавал правление преемнику, а сам, как правило, становился монахом, не переставая существенно влиять на политику. Временами на троне оказывались малолетние правители, за которыми стояли регенты – как в императорской линии власти, так и власти сёгуната. В общем, суть правления в Японии заключается в том, что это коллективный сговор, причем как правило за ширмой. А последние несколько сотен лет это похоже ещё и на сговор двух правителей, каждый из которых то кивает на другого, то обвиняет его в чем-то – смотря как дела в стране идут. В общем, система надёжная, как всё дублирующееся, но при этом довольно неповоротливая и конформистская, что и стало одной из причин революции Мэйдзи, поставившей точку в сосуществовании двух правителей в Японии.
Автор: Святослав Попов