Найти тему

Вернар Вербер — «Звёздная бабочка»

Бесплодные попытки перекроить человеческую природу, неисправимый оптимизм или осознание безвыходности в работе Вернара Вербера. «Звёздная бабочка» – произведение в первую очередь фантастическое. История преподносит урок, но по окончании так и оставляет открытым вопрос о глубине проблемы. Этим и захватывает, на протяжении всего повествования балансируя между наивностью и мрачной правдой.

Конкретный жанр при этом на произведение навесить сложно – это и увлекательная фантастика, и предсказуемая антиутопия, и философское размышление. Мы имеем дело с группой мечтателей, несущих общую идею создания космического корабля «Звёздная бабочка», который унесёт с умирающей планеты частичку населения для спасения от нарастающих конфликтов, голода и неблагоприятной экологической обстановки. По части фантастики мы имеем само воплощение безумной идеи о полёте сквозь космос. Текст насыщен изобретениями и смелыми около научными концепциями, но все они часто могут показаться сказочными и романтично удивительными. «Звёздная бабочка» – не инструкция к действию, это удивительное приключение, пронизанное детской верой во всё хорошее. Сколько бы вопросов не вызывал космический корабль, летящий сквозь космос на блестящих крыльях, от такой картины захватывает дух и волей неволей веришь, что всё у бабочкианцев сложится хорошо. Может быть, эта неочевидная черта — первая ступень к исследованию человеческой натуры. Осторожный шаг в сторону осознания того, что все мы можем мыслить схоже и в глобальном смысле двигаться в одном направлении. 

Воплощение антиутопии появляется не сразу. Неожиданность возникновения такой концепции тоже отсылает к неисправимому оптимизму человека, хоть автор и даёт намёки на провал заранее. Берясь за столь ответственное занятие, как отбор тысяч людей для космического перелёта длиной во всю их жизнь, невозможно не заиграться. Какими бы альтруистическими не казались цели создателей проекта, они так или иначе упираются в такую понятную преграду, как власть. Это всегда сложно и противоречиво, но наши герои искренне верят, что у них будет иначе, попутно создавая привилегии для себя и воплощая в жизнь не продуманную и заранее обречённую на провал систему. 

Что до философии, её здесь много и она своеобразна. Перелёт на другую планету ограниченной группой людей ради спасения от войн, терроризма и экологических катастроф не мог не вызвать закономерных проблем и глубоких рассуждений, но автор и тут заводит свою игру. Его персонажи порой до крайности наивны, а иногда и вовсе выведены на уровень символа, что впрочем оплошностью не выглядит. Такие герои создают идеальное, открытое и дружелюбное общество без ненависти, замков на дверях и фамилий. Время порождает непредвиденные для их взглядов ситуации, а те влекут за собой закономерные правила, которые очень уж отсылают к нашей действительности. Очень скоро идеальное здоровое общество «Звёздной бабочки» возвращает себе частную собственность, суд, наказания, а за ними и недовольства, и войны, и всеобщее разрушение. Герои, имевшие только прекрасные намерения, очень удивляются, и мы, наблюдая за нарастающим хаосом, разочарованно разводим руками – снова не вышло. Выходит, общество не способно жить красиво и счастливо? Выходит, Голдинг был прав и тяга к разрушению заложена глубже, чем мы способны себе представить? Наблюдать за таким падением больно, но и интересно, поскольку оно рано или поздно заканчивается, а продолжением ему является новое начало. История закольцовывается, приводя весь этот нелёгкий путь к сотворению нового мира, что позволяет взглянуть на вещи с другой стороны. Что если тяга к саморазрушению – обязательная составляющая нашей природы, поскольку разрушение необходимо для обновления? В таком случае напрашивается уже более оптимистичный вывод. Человек стремится к хаосу, чтобы на обломках прошлого построить новую жизнь. Природа человека – не столько вечная гонка за погибелью, сколько выживание в более широком смысле.

Увидев такую трактовку, становишься в ряд со всеми наивными оптимистами внутри истории, роднишься с ними и так же веришь в вечный полёт удивительной «Звёздной бабочки». Это вдохновляюще и романтично, а такое послевкусие, согласитесь, ободряет.