- «Обязательно ли быть верующим человеком? Не достаточно ли не делать зла, жить правильно и честно?»
Да, но это Вы очень размыто говорите. Не делать зла... Но что такое зло? Например, отец наказал своего ребенка. С точки зрения ребенка, ему причинили какой-то ущерб. Наказание ― это добро или зло? В каком-то смысле это добро, если оно было хорошо и грамотно сделано. Но не всегда получается отцу соразмерить степень наказания.
Нужно наказывать своего ребенка или не нужно? Как его нужно наказать и как его не нужно наказывать? Такое употребить наказание или другое? Вот отец как-то ребенка наказал, а потом вдруг осознал, что не надо было так наказывать, и тогда он был не прав. Разве не бывает так? В тот момент ему казалось, что сделал хорошо, а потом осознал, что сделал плохо. Так где же добро и зло? Что значит «не делать зла»? Это рассуждение на уровне «ни о чем». Потому что если мы с Вами не определимся четко, что есть добро, а что есть зло, что есть благо, а что есть вред, мы ни к чему не придем. Эти понятия нужно четко развести, и тогда уже можно будет говорить.
Но я вам должен сказать, что история знает очень много порядочных людей, которые слова плохого никому не скажут, никогда не украдут, никого не ударят. Порядочные люди, но при этом изрядные мерзавцы. Разве Вы исключаете, что такое есть? Он, может быть, сволочь последняя в душе, но формально ты ему ничего не предъявишь. Сколько угодно таких случаев. Так что такое быть хорошим человеком? Если кто-то не ворует, не убивает, жене не изменяет ― это хороший человек? А зависть? Может, он завидует очень сильно черной завистью? Это что? Это хорошо или плохо?
Таким образом, если немножко вникнуть в эти понятия, то становится ясно, что не всё так однозначно. Всё гораздо интереснее. Церковь, христианство не призывают человека быть хорошим. Это не наша цель. Они призывают человека быть святым. А хороший человек, по меркам современным и земным, понятие очень размытое, и его можно повернуть и так, и эдак.
Пожалуйста: Христа распяли самые праведные люди, самые хорошие. Открываете Евангелие, читаете и видите: это люди, которые никого не убивали, не врали, не воровали, ничего порочного не делали, искренне верили, что защищают свои устои, правду, благочестие. Именно они кричали: «Распни! Распни Его!». И Господь Иисус Христос в Евангелии обличал их лицемерие, говорил, что они внешнее только соблюдают, а внутри исполнены лукавства, коварства и неправды. Подобно гробам покрашенным, могилам, которые сверху красивы, а внутри полны всяких нечистот. Открывайте Евангелие, читайте, пожалуйста. Это главный конфликт, приведший к распятию Христа. Это конфликт между людьми, хорошими внешне, хвалящимися своей хорошестью, и людьми, твердившими, что не это главное, главное ― быть духовным, святым. Вот он, конфликт Евангельской истории.
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.