В одной из прошлых статей мы поговорили про первый созвон с родителями, а также про первичную диагностику.
Теперь давайте поговорим про ещё одну технологию, которую я обычно называю постскриптумом.
Каждый годовой или двухгодичный цикл подготовки к ЕГЭ я завершаю примерно по одной схеме.
Всё начинается с последнего занятия с учеником.
В первой половине занятия мы в беглом режиме вспоминаем основные методы решения задач. Сложные задания не рассматриваем.
Во второй части занятия я отвечаю на вопросы ученика по технической стороне экзамена, даю рекомендации по распределению времени, по тому, как провести последний день, по работе со стрессом, коротко объясняю, почему не стоит искать сливы или смотреть с утра варианты Дальнего Востока. Часто эти темы сами собой возникают в течение года, поэтому обычно ученик по большей части уже всё знает. Мы просто это вспоминаем.
В последний день перед экзаменом я не провожу занятий. Это день тишины для меня и для ЕГЭшников. Я заранее предупреждаю учеников, что в день перед экзаменом и в первой половине дня экзамена я не отвечаю на сообщения.
Но иногда бывают исключения. Например, с учениками, которые пришли ко мне на подготовку за 2-3 недели до экзамена, мы иногда проводим занятия и в последний день. В таких случаях каждый день на счету. Для остальных же это будет только во вред.
Уже ближе к концу заключительного занятия я рассказываю ученику, что после объявления результатов есть возможность провести нечто вроде бонусного занятия – постскриптума. Само собой оно полностью бесплатное.
Часть учеников, несмотря на то, что я прошу не писать мне в последний день, всё же мне пишет. Иногда вечером приходят сообщения вроде «я сейчас прорешивал демоверсию экзамена и забыл, как оформлять метод рационализации».
Математика в подобных вопросах уже не причём. Это означает лишь то, что ученику настолько тяжело самостоятельно справиться с волнением, что нужна помощь преподавателя. В этот момент я сам ему звоню и помимо ответа на математический вопрос (на самом деле ученик и так всё знает) стараюсь его успокоить. Ни в коем случае не ругаю за то, что он пишет мне вечером, не ворчу, что в последний день нужно отдыхать, гулять и проч. Здесь моя первоочередная задача подобрать для такого ученика точные успокаивающие слова.
Ещё на последнем занятии прошу ученика сразу после экзамена поделиться первыми впечатлениями от экзамена: написать мне пару строк или записать голосовое сообщение.
За день до экзамена обязательно пишу короткое сообщение родителям о том, что хотел бы с ними созвониться после объявления результатов экзамена и обсудить итоги нашей работы.
Это важный момент для отношений между репетитором и родителем.
Следующий этап – день экзамена.
До 14:00 я обычно занимаюсь своими делами и не захожу в интернет.
Само собой вся эта вакханалия с судорожными ночными и утренними разборами дальневосточных вариантов проходит мимо меня.
Обычно уже днём ученики коротко пишут от своих впечатлениях. Почти всегда в ответ я пишу что-то простое и нейтральное вроде «Ок. Ждём результаты». Подробности не спрашиваю, т.к. мне важно, чтобы ученик как можно быстрее мысленно переключился с математики на другие экзамены.
Бывают ситуации, когда ученики заметно расстроены («я не решил параметры, которые мы с вами так долго готовили») или, наоборот, находятся в некоторой эйфории («вариант попался элементарный, я почти уверена, что у меня будет 100 баллов»). В таких ситуациях я обязательно звоню ученику и, выслушав его эмоциональную речь, стараюсь его успокоить. Лейтмотив тот же – не загадывать, выдохнуть и готовиться к следующему экзамену. Экзамен написан и уже никак на него не повлиять. Не должно быть такого, чтобы на экзамене по обществознанию ученик продолжал думать о логарифмах.
Где-то через две недели появляются первые результаты. Обычно я освобождаю 1-2 дня, чтобы полностью посвятить их выпускникам.
С некоторыми учениками мы обсуждаем возможность апелляции, можно ли там за что-то зацепиться. Если есть, то готовим заявку. Про опыт успешной апелляции мы уже писали отдельно.
Если мы подаём на апелляцию, то разговор-постскриптум происходит уже после получения окончательных баллов.
Если же понятно, что ничего апеллировать мы не будем и это окончательные результаты, то в этот же день мы созваниваемся.
Обычно мы общаемся по видео. Это важный элемент взаимодействия.
Первый наш созвон-знакомство был по видео, далее все занятия проводились так, что мы с учеником не видели друг друга (я расшаривал экран и мы общались голосом). Последний созвон тоже по видео, что подчёркивает некую завершённость цикла подготовки.
Чаще всего бывает два сценария:
а) Мы с учеником коротко делимся впечатлениями от результатов, возможными вариантами поступления и благодарим друг друга за работу. Обычно это занимает 5-7 минут. Ученик уже хочет поскорее перелистнуть эту страницу, забыть о ЕГЭ по математике и вовсю думает о других экзаменах или о подаче документов в вуз. В таких ситуациях я стараюсь особо не задерживать ученика.
б) Мы с учеником подробно обсуждаем всю нашу проведённую работу, плюсы и минус разных вузов и специальностей, учёбу в вузе, устройство на работу и проч. Сам разговор может длиться от 30 минут до 1 часа.
Во втором сценарии многое зависит от того, какие вопросы мы поднимали во время занятий, на что делали упор в подготовке и какие цели ставил ученик в начале нашей работы.
Далее я звоню родителям.
С родителями мы почти всегда разговариваем около 10-15 минут.
С ними мы также подводим итоги занятий, благодарим друг друга за сотрудничество, и я даю рекомендации для дальнейшей работы.
Теперь пара слов о нюансах подобного формата взаимодействия на основе моего опыта и опыта коллег.
1) Начинающие преподаватели (да и опытные тоже) охотно разговаривают с родителями, когда у ученика высокие баллы. В остальных случаях стараются свести общение к минимуму.
Это в корне неверный подход.
Созваниваться нужно всегда, вне зависимости от полученных результатов. Причём инициатива обязательно должна идти от преподавателя. Запрашивать же подобный созвон нужно до экзамена.
После завершения занятий и оплаты родитель не должен оставаться один на один с результатами своего сына или дочери.
2) Такая серия созвонов должна быть бесплатной.
Есть эксперты-наставники, которые дают рекомендации в стиле «ваше время всегда должно быть оплачено».
Однако бесплатные первичная диагностика и заключительный созвон благотворно влияют и на общее впечатление от занятий, и на мотивацию преподавателя, и на потенциальные дальнейшие рекомендации.
Пытаться стрясти деньги и за такую форму взаимодействия совсем уж как-то мелко.
3) Часть коллег делает подобный созвон только после поступления.
В этом есть определённый резон. Ученик уже поступил, он не думает о ближайших экзаменах и может расслабиться и спокойно поговорить.
Но мне кажется, что после поступления такой отдельный созвон с репетитором по математике не совсем уместен. Ученик мыслями уже далеко, поэтому продуктивность общения будет минимальной.
Лучше всё-таки говорить по горячим следам, когда это ещё актуально.
4) Разговор с учеником носит сугубо прикладной характер.
За год работы с учеником я понимаю, что может быть ученику интересно и что не стал бы рассказывать ему во время обычных занятий в течение года.
Иногда я рассказываю какие-то нюансы подготовки, которые полезно узнать ученику уже после экзамена, но о которых нежелательно знать во время неё.
Иногда советую какие-то книги. Это всегда зависит от ученика, но чаще всего советую такие: «Математическая составляющая», «Кому нужна математика?», «Математика и правдоподобные рассуждения», «Вспомнить всё», «Найти идею» (почему-то про ТРИЗ часто заходит разговор) и др.
Когда занимался лично, то на последней встрече дарил книги.
Обязательно рассказываю про сайт Матпрофи и пересылаю свою подборку книг по высшей математике. Часто делюсь ссылкой на полезные для студента тематические группы, например, на Ёжика в матане.
Ну и, конечно, даю общие рекомендации по учёбе в вузе, делюсь опытом поступления и обучения на мехмате МГУ. Всё-таки школа – это одно, а более взрослая учёба – это другое.
Обязательно напоминаю про то, что нужно поблагодарить учителей (не забывая про учителей начальной школы!). Если занимались ещё и в онлайн-школе и это было полезно, то советую оставить отзыв об их работе.
5) Последний созвон помогает преподавателю расти методически.
Это разговор уже «за сценой». Нет формальных ролей «преподаватель-ученик». При таком общении ученик более открыт. Раньше он находился в пространстве уроков и от него был запрос чисто на математику. Теперь же ученик может быть искренним, и это позволяет вам узнать больше о ваших занятиях.
Вы можете услышать то, что вам никогда бы не сказали до непосредственной сдачи экзамена.
Если это уместно, я иногда рассказываю, зачем при подготовке мы делали определённые шаги, какая изначально была задумка, что в итоге получилось, что не получилось.
Иногда родители или ученики могут сказать что-то, что описывает вашу работу с неожиданной стороны. То, о чём вы и сами не подозревали.
6) Ни в коем случае при последнем созвоне не нужно выпрашивать отзывы и делать скриншоты переписки с благодарностями от родителей.
Вы снижаете (!) вероятность сарафанной рекомендации, когда просите эту самую рекомендацию.
Тем более не надо при заключительном созвоне продавать свои дополнительные уроки или обещать какие-то денежные или неденежные бонусы за привод друзей.
7) День тишины нужен не только для ученика.
Конечно, ученик очень сильно волнуется перед экзаменом.
Однако бывает так, что репетитор боится за результаты ученика ещё сильнее. В таких случаях преподавателю нельзя пытаться «успокаивать» ученика. Нервозность репетитора легко передаётся ученику и вместо слов поддержки он получает ещё большее давление.
Думаю, мы ещё отдельно поговорим про то, что фразы «я в тебя верю», «ты справишься», «экзамен простой, ты всё знаешь» и прочие привычные якобы успокаивающие фразы на самом деле ещё сильнее расшатывают нервы ученика.
8) Смотрите на контекст и уместность.
Не все школьники хотят разговаривать об экзамене после экзамена. Их голова может быть уже забита чем-то другим. Случается, что ученики просто не выходят на связь после сдачи. Это бывает по разным причинам. И это тоже нормально, они имеют на это полное право.
И кстати, это не всегда означает плохие результаты. Возможно, ученику просто хочется побыстрее про всё забыть и отдохнуть.
То же самое и с разговором с родителем. Он тоже должен быть уместным.
Если родители всегда заняты и не могут говорить, то может и не стоит сильно заморачиваться.
В таких случаях достаточно просто в переписке коротко поблагодарить за работу и этим ограничиться.
Общение не должно быть обузой для родителей и ученика.
Используйте принцип «не грузи ближнего своего».
Подведём итоги.
Большинство репетиторов стремятся лишь при первом созвоне произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.
Однако истинный профессионализм раскрывается именно в последние дни работы.
Ведь запоминается последнее.
Завершение сезона. Постскриптум.
16 июня 202416 июн 2024
252
9 мин
2