В странах НАТО давно активизировались работы по танкам с необитаемыми башнями и сейчас, мы видим первые демонстрационные образцы. Abrams X, макеты M1E3, новый немецкий KNDS и возможно ряд других прототипов, о которых мы пока не знаем… Но несмотря на то, что все прототипы базируются на существующих корпусах, проблемы условных M1E3 и KNDS отнюдь не в башнях, а в корпусах.
Корпус танка с необитаемой башней
Если танк получает необитаемую башню, то его корпус надо как минимум перекомпоновать. Дело не столько в размещении снарядов или расположении силовых агрегатов, сколько в обитаемом пространстве. Если в классической для ОБТ компоновке, защита лобовой проекции относительно равномерная из-за необходимости защиты экипажа, то в необитаемой башне людей нет в принципе… Следовательно, основная масса брони переходит от башни к корпусу.
Дело не только в необходимости радикально усилить лобовые бронепакеты, но и в размещении капсулы или усилении бортов, крыши корпуса в зоне размещения обитаемого отделения. Ведь в чём заключается суть необитаемой башни? В защите экипажа. Смысл от необитаемой башни, если экипаж боевой машины не защищён должным образом?
Чтобы не быть голословным, приведу пару фотографий с танком Т-14 – вернее его корпусом на этапах производства. Разумеется, фон отсутствует, а качество кадра оставляет желать лучшего, но даже с этими оговорками можно заметить несколько значительных отличий. Первое – форма лба корпуса без пакетов лобового бронирования и с ними. Второе – крыша корпуса над обитаемой капсулой стала меньше. Причина – установка дополнительного бронирования и динамической защиты. Плюс, люки для доступа в танк тоже толстые и это было видно ещё в 2015 году, когда СМИ демонстрировали первые кадры с ОБТ на платформе «Армата».
Проблемы корпусов
А теперь обратим внимание на танки с необитаемыми башнями, которые известны публике и были воплощены в металле. M1 Block III, Объект 195, Т-14 «Армата», Falcon на шасси танков Challenger 1 и Centurion, Abrams X и KNDS. Их объединяет расположение обитаемого отделения спереди, башни в центре и моторного отделения в корме танка. Из выше сказанного, мы так же поняли, что корпус боевых машин претерпевает существенные изменения и перераспределение бронирования, что не может сказаться на весе, а точнее, его распределении на ходовую часть.
Танки, корпуса которых изначально подразумевали установку необитаемой башни ниже описанных проблем не имеют, но если за основу берутся существующие корпуса… Повышенной нагрузки на передние опорные катки не избежать. Такой вывод сделан на основе кадров с новым KNDS и ряда кадров с Abrams X. У последнего, передняя часть корпуса слегка опущена, если сравнивать Abrams X с серийными M1 Abrams, а у KNDS, три передних опорных катка на каждый борт получили дополнительную амортизацию. Отмечу, что M1 Block III таких проблем не имеет. Он хоть и базируется на основе M1 Abrams, но передняя часть сильно переработана – от формы лобовой брони до подвески. В Сети есть только одно фото, которое показывает проседание передней части корпуса, но только на ходовом прототипе без башни. Вместо неё использовали элементы электроники и прицельно-наблюдательные приспособления, а также утяжелитель, имитирующий вес полноценной башни и пакета лобовой брони.
К чему ведёт всё ранее описанное? Во-первых, проблемы с адаптацией существующих ОБТ под необитаемые башни. Во-вторых, требуется радикальное усиление передних опорных катков. Если этого не сделать, то подвеска потеряет надёжность, а танк – плавность хода. Последняя так же важна для стабилизации орудия на высоких, для танков, скоростях. В-третьих, НАТО скорее всего придётся разрабатывать совершенно новый корпус или как минимум радикально переделывать существующие, как это сделали в своё время с M1 Block III.
Кто-то наверняка знает мою симпатию к башне Falcon и вспомнит, что у Challenger 1 нет проблем с перевесом и повышенной нагрузкой на передние опорные катки… И да, это правда. Однако, Falcon не имеет капсулы для экипажа, а лобовая броня Challenger 1 вообще не менялась. На всякий случай напомню, что у Challenger 1 есть огромная нижняя лобовая деталь, толщина которой не превышает 80 мм стали без композита за ней.