Найти тему

Самолеты Второй мировой войны: СБ (АНТ-40).

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Бомбардировщик СБ был одним из самолетов, разработанных в середине 1930-х годов, которые принимали участие во Второй мировой войне. В начале 1930-х годов средняя скорость бомбардировщиков составляла 250–270 км/ч, и они могли действовать только с истребительным сопровождением, поэтому было выпущено техническое задание на проектирование бомбардировщика, способного выполнять вылеты без сопровождения. Андрей Туполев и его коллега Александр Архангельский с энтузиазмом восприняли новый запрос ВС на предложения. 21 февраля 1934 года начальник ЦАГИ провел совещание, на котором был принят план проекта двухмоторного скоростного бомбардировщика АНТ-40. В марте ВС направил в ЦАГИ техническое задание, в котором излагались требуемые характеристики бомбардировщика АНТ-40. Он должен был иметь максимальную скорость 330 км/ч на высоте 4000 м, практический потолок 8000 м, дальность полета 700 км и способность нести бомбовую нагрузку 500 кг. Его оборонительное вооружение должно было включать носовую установку с двумя 7,62-мм пулеметами ШКАС. После подробного обсуждения с представителями ВС конструкторы решили разработать совершенно новый самолет, воплощающий новейшую аэродинамику, технологию и металлургию. Гофро-дюралюминиевая обшивка,

используемая до сих пор, вызывала высокое аэродинамическое сопротивление, и простое покрытие гофрированной обшивки тканью или фанерой приводило к получению конструкции, которая была слишком тяжелой и непрочной, помимо технологических трудностей. 1 января 1934 года в ЦАГИ была организована новая группа под руководством Архангельского для проектирования нового самолета. Месяц спустя, когда планы еще не были приняты, конструкторы приступили к основной задаче проектирования. Три месяца спустя, 8 марта 1934 года, после интенсивной работы, эскизный проект нового бомбардировщика был представлен ВС для принятия. Планер и основные элементы конструкции были спроектированы по новой концепции. Компоновка была основана на той идее, что общие размеры должны быть наименьшими возможными для перевозки указанной 500 кг бомбовой нагрузки и мощного вооружения, а вся бомбовая нагрузка должна была быть размещена внутри фюзеляжа. Туполев решил использовать дюралюминиевую обшивку, и аэродинамические линии были идеальными, без каких-либо выступов. 10 марта макет был одобрен, и в то же время было принято решение о постройке первого опытного образца АНТ-40 с американскими радиальными двигателями воздушного охлаждения Wright Cyclone мощностью 730 л. с. (544 кВт) к 15 июля 1934 года, а второго, с французскими двигателями HispanoSuiza, к 15 августа. Постройка первого самолета началась 25 апреля, а 7 октября 1934 года он совершил первый полет, пилотируемый К. Поповым. Двигатели бомбардировщика Cyclone приводили в движение трехлопастные винты изменяемого шага. В ходе заводских испытаний с 7 по 31 октября было совершено девять полетов. Во время последнего испытательного полета самолет потерпел аварию при посадке и был доставлен в ЦАГИ для ремонта. Это заняло три месяца, и вторая фаза испытаний началась только 5 февраля 1935 года, к этому времени самолет был немного модифицирован. Хотя крыло имело тот же размах - 19 м, его площадь была уменьшена с 47,6 до 46,3 м2. При полетном весе 4,717 кг самолет имел максимальную скорость 325 км/ч на высоте 4000 м, практический потолок 6800 м. К 31 июля 1935 года испытания были завершены, и прототип был переоборудован в экспериментальный самолет и передан в Отдел экспериментальных летных испытаний ЦАГИ в качестве летающей испытательной лаборатории. Убирающиеся лыжи и винты изменяемого шага Гамильтона испытывались с 21 февраля по 11 марта 1936 года. Строительство второго прототипа АНТ-40 началось 15 мая 1934 года. Его два 780-сильных (581 кВт) двигателя Hispano-Suiza 12Ybrs с водяным охлаждением приводили в движение двухлопастные винты диаметром 3,4 м, произведенные на заводе № 28. Из-за большего веса двигателей размах крыльев был увеличен до 20,3 м. 30 декабря этот самолет был готов, и немедленно начались предварительные заводские испытания. В тот же день летчик И. Жуков поднял его в первый полет, и испытания продолжались до 21 января 1935 года. Максимальная скорость, достигнутая на высоте 4000 м, составила 430 км/ч, что значительно выше заданной скорости. Испытательная комиссия отметила в выводах своего отчета, что самолет имеет высокие летно-технические характеристики и может использоваться как скоростной бомбардировщик. Однако необходимо было провести вторую серию испытаний, чтобы получить более объективную оценку летно-технических характеристик.

Первый этап государственных испытаний второго опытного образца АНТ-40 проводился в НИИ ВС и ЦАГИ с 8 февраля по 3 марта 1935 года. Самолет был оснащен лыжным шасси, а его полетный вес составлял 5000 кг. Хотя максимальная скорость самолета упала до 351 км/ч на высоте 4000 м, его абсолютный практический потолок увеличился до 9400 м. 3 марта самолет потерпел аварию, когда из-за вибрации разрушилась обшивка крыла, и испытания были прерваны, пока не была выяснена причина. В ЦАГИ характер разрушения исследовал будущий академик Мстислав Келдыш. Причиной был определен флаттер крыла-элерона, и он был устранен через несколько дней путем установки балансиров. С тех пор стало стандартной практикой устанавливать балансировочные грузы на поверхности управления высокоскоростных самолетов. Ремонтные работы продолжались до апреля. В течение этого времени двигатели были перемещены вперед на 100 мм, а стреловидность передней кромки назад внешних панелей крыла была увеличена. С 9 апреля по 16 июня 1935 года ЦАГИ проводил доводочные испытания для улучшения конструкции и характеристик бомбардировщика в соответствии с требованиями НИИ ВС. 16 июня самолет был передан военному представителю для государственных испытаний. После модификации масса пустого самолета увеличилась на 651 кг до 3868 кг, составляя 3217 кг на момент предварительных заводских испытаний. Второй этап государственных испытаний длился с 16 июня по 17 июля. Для этого этапа испытаний, который он прошел, бомбардировщик был оснащен обычным колесным шасси. Полетный вес был уменьшен до 4858 кг, его максимальная скорость на высоте 5,000 м составила 404 км/ч, а его практический потолок не изменился. Государственная комиссия отметила ряд недостатков и дефектов и потребовала проведения дополнительных испытаний после их устранения. Эти испытания проводились с октября 1935 по апрель 1936 года, после чего самолет был передан на Московский завод № 22 в качестве образца для серийного производства. 2 марта 1936 года летчик М. Алексеев представил в ЦАГИ отчет о возможности установления новых мировых рекордов грузоподъемности на высоту с использованием АНТ-40, который он считал идеальным самолетом для таких престижных проектов. Его оценки оказались полностью верными. 1 ноября 1936 года АНТ-40 с двигателем Hispano-Suiza достиг высоты 12 695 м с полезной нагрузкой 1000 кг, это достижение было зафиксировано как национальный рекорд.

Поддержите канал-поставьте лайк.