Из лекций С.В.Стахорского
Купание коней — популярная тема живописи. К ней обращались художники разных направлений и стилей. Палитра импрессионизма преобладает в картинах Валентина Серова, Хоакина Сорольи, Аркадия Пластова. Полотна Натальи Гончаровой и Петра Кончаловского написаны в приемах кубизма. Как жанрово-бытовую сценку трактуют данную тему Степан Колесников, Николай Богданов-Бельский, Анатолий Трескин.
«Купание коня» Кузьмы Петрова-Водкина в первоначальном варианте тоже тяготело к жанровой живописи. Впоследствии художник переосмыслил данную тему и уничтожил первый вариант (от него сохранились карандашный набросок и единственная фотография).
В раннем варианте был изображен конь гнедой масти. От гнедой деревенской лошадки по кличке Мальчик, которая понравилась художнику «хорошей мордой», Петров-Водкин приходит к богатырскому коню, впечатляющему своей мощной статью. Поворотный момент в формировании замысла — появление образа красного коня. Коней такой масти в природе не бывает, но именно красный конь изображен в некоторых русских иконах. На красном коне восседает архангел Михаил в иконе ХVII века.
У Петрова-Водкина конь занимает почти весь передний план и показан так крупно, что его уши, ноги и часть корпуса остаются за рамой. Следуя принципу «сферической перспективы», художник создает динамическую кривую, образованную изгибом берега, движением второго всадника, сидящего верхом на рыжем коне, и третьего, ведущего белого коня под уздцы.
«Купание красного коня» — полотно символическое, содержащее многомерную семантику, какая допускает самые разные толкования.
В красном коне усматривают воплощение одного из символов Страшного суда. Второй всадник Апокалипсиса, именуемый Войной, выезжает на алом коне, цвет которого обозначает кровь, пролитую на поле боя.
Красного коня воспринимали как образ мировой войны, начавшейся как раз тогда, когда картина Петрова-Водкина экспонировалась в Швеции. В пользу этой гипотезы можно сослаться на один из источников картины — батальные полотна Паоло Уччелло, итальянского живописца Раннего Возрождения.
В красном коне видели символ революции, которая под красным знаменем творила «красный террор» и пролила реки крови.
Вместе с тем, в русской традиции красный цвет обладает сакральной семантикой и имеет сильные эстетические коннотации, выраженные в слове «прекрасный». С этой точки зрения красный конь символизирует Россию в ее духовных устремлениях, в ее тяге к прекрасному. Именно так данный образ воспринял Сергей Есенин в стихотворении «Сойди, явись нам, красный конь!».