Не помню, о каком числе актеров я написал статьи, но очень обидно для меня, что о Юрии Кузнецове пишу только сейчас, хотя именно о нем нужно было бы написать в первую очередь. Почему? Всему виною реклама и самореклама. Взять хоть таких актеров, как Александр Абдулов или Виктор Сухоруков, или Вячеслав Невинный и многих других — они все личности ведь яркие и далеко не скромные. Таких народ не замечает. Люди их хвалят или ругают, но всегда замечают. Юрий Кузнецов в этом плане очень тихий и незаметный, не замешан ни в каких скандалах. Это плохо. Поэтому я пишу о нем так поздно, когда уже о сотнях актеров написал. Но! И это главное — помнил о том, что обязательно надо о нем написать я с тех самых пор, когда только начал вообще писать о кино и артистах. Но на самом деле запомнил я его хорошо с той поры, когда впервые посмотрел фильм «Брат» 1994 года, где он великолепно сыграл немца Гофмана:
Да и власти то… что по линии кинематографа, что по линии партии и правительства оценили талант Кузнецова поздно. В кино Юрий попал только в возрасте 37 лет, но это была, правда, яркая и запоминающаяся для меня роль… я имею в виду фильм «Торпедоносцы» 1983 года, который я посмотрел впервые то ли в 1987, то ли в 1988 году еще подростком, - Кузнецов там сыграл мощного и смелого офицера советской армии. А звание заслуженного артиста России Кузнецову присвоили лишь в 2006 году, когда ему было уже 60 лет. Даже не народного, а всего лишь заслуженного, хотя на тот период он сыграл более чем в 120 фильмах. Ну, не любят люди скромных людей! Что тут поделать!
Поэтому Юрий Кузнецов как бы и не известный актер, - он есть, но в то же время его как бы и нет, - как я однажды написал в одном из стихов:
Этот поэт для всех не существует,
Его в природе нет, он неучтен.
Его стихи над жизнию блефуют,
И блеф стихов ни глуп и ни умен.
Так объясняет Юрий Кузнецов тот факт, что он стал артистом, ведь никто из его родни актером не был — его отец был милиционером сначала в глубине Красноярского Края, а потом в городе Абакан, который и сейчас-то населяет всего 185 000 человек, а в 50 е годы 2- века в нем проживало всего чуть более 50 000 человек:
«Стыда нет — иди в мед.
Ума нет — иди в пед.
Ни того ни другого — иди в культпросвет».
Это если с юмором, а так вообще-то Юрий еще в школе когда учился, ходил заниматься театральным искусством в кружок, а потом и в худ.кружок при Хакасском областном драматическом театре имени М.Ю.Лермонтова, который был сформирован в 1954 году. И когда он окончил среднюю школу, заявил родителям о том, что хочет идти дальше по стезе артиста — родители удивились, но мешать не стали. Отец сказал просто: «Хорошо, Юра. Раз решил — делай как знаешь», хотя в душе, конечно, желал того, чтобы сын пошел по его стопам и поступил в академию МВД. Впрочем, в какой-то мере Юрий реализовал желание отца, поскольку по настоящему знаменитым он стал благодаря роли старшего офицера милиции с прозвищем «Мухомор» в весьма длительном сериале «Улицы разбитых фонарей», который мне лично — так себе, - я посмотрел от силы две — три серии в 90 е годы, поскольку сериал «Убойный отдел. Полиция Балтимора» в те годы привлекал меня куда больше. Меня, кстати, тогда многие бранили за это: «что ты смотришь какое-то фуфло, тут (в нашем сериале) все куда более жизненно и интересно».
Выбор был большой — куда ему поступать. Но ни Ленинград, ни Москву он даже и не рассматривал. Боялся. Уж слишком далекими и величественными ему из Абакана казались эти города. Выбрал Владивосток. И хотя конкурс был большой, он с первого раза поступил в Дальневосточный педагогический институт искусств, окончив который в 1969 году, стал служить в Хабаровском городском драматическом театре в течение 10 лет. При этом попал он в этот театр не столько по обычному советскому распределению, а в большей степени из-за личных связей. На третьем курсе он женился на подающей большие, чем он сам, надежды, студентке Валентине Луневой. У его жены в Хабаровске была большая востребованность в главных ролях, а вот самому Юрию все эти 10 лет давали сыграть или второстепенные роли или вообще роли в массовке на сцене. Тем не менее Юрий терпел — у него вся жизнь такая — терпеть скромно и ждать. Абдулов бы так себя вести, к примеру не мог бы, как и многие иные. Именно потому мне так и нравится роль Гофмана — душой Юрий Кузнецов такой и есть всю жизнь.
А дальше я так и не понял что произошло. Семья (у них уже была дочь) из Хабаровска переезжает в Омск и там Юрий Кузнецов служит в Омском театре драмы. Жена при этом перестает быть востребованной, - уходит на административную должность, что для актера равносильно смерти. Отношения между супругами начинают портиться, - это и понятно, поскольку первый стал последним. С 1979 по 1986 годы (а это целых семь лет) они живут вместе в Омске, но потом Кузнецова приглашают в Ленинградский театр комедии имени Н. П. Акимова. При этом Кузнецов все эти 7 лет активно снимается в кино! То есть часто его нет дома, он на съемках по всей стране. Назвать в это время его личную жизнь счастливой УЖЕ нельзя. Однако, он вместе с женой и дочкой переезжает в Ленинград. Из Омска в Ленинград — это очень круто. Ему дали нормальную квартиру, но с женой он расстался только в 1991 году. То есть еще и Ленинграде они вместе прожили почти 5 лет. Терпеть несчастливый брак 12 лет — это круто.. для меня лично. Я бы так не только не мог, но и никак не мог. У меня если что-то не так — пока, если же все отлично, - голову оторву любому, кто против, а потом скажу: «так оно и было». Я ж говорю, - пишу об очень терпеливом и скромном человеке.
Со второй супругой Кузнецов прожил до самой ее смерти в 2012 году. У него родилась еще одна дочь. Но первые четыре года у них в материальном плане были довольно сложными — Юрий оставил все имущество первой жене с дочерью, а у супруги второй — не было тоже ничего. Но благодаря участию в сериале «Улицы разбитых фонарей» материальный достаток Юрия быстро рос и они могли себе позволить уже купить не только квартиру, но и многие иные мало кому доступные вещи в лихие 90 е годы.
П.С. Вторая роль Кузнецова, которая наиболее мне запомнилась, никак не могу не сказать об этом — это роль милиционера в гениальном фильме 1991 года «Гений» как раз с Абдуловым в главной роли. Здесь он играет весьма умного тоже человека (как и в фильме «Брат»), но роль эта очень близка к личному характеру Кузнецова тоже. Чем? Осторожный, благоразумный, немного не уверенный в себе, спокойный, выдержанный, мягкий в меру, терпеливый и понимающий человек. «Понимающий» в том смысле, что он понимает: далеко не все в этом мире зависит от него самого, есть силы и более могущественные и их при расчетах всегда нужно учитывать.
можете посмотреть его интервью, но тут надолго:
личный телеграм канал автора