Найти тему

Формирование ценностных ориентаций к физической культуре учащихся старших классов. Дипломная работа по физической культуре.

Оглавление

Введение

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1. Общая характеристика ценностных ориентаций в физической культуре

1.2. Особенности организации физического воспитания в 10-11 классе

1.3. Характеристика психо-физиологических особенностей развития учащихся 10-11 классов

Выводы к главе 1

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследований

2.1.1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников

2.1.2. Социологические методы исследования

2.1.3. Педагогические методы исследования (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент)

2.1.4. Психологические методы исследования

2.1.5. Методы математической статистики

2.2 Организация исследования

РАЗДЕЛ 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ

3.1. Ценностное отношение к урокам физической культуры учащихся 10-11 классов

3.2. Анализ физической подготовленности и физического здоровья

3.3. Анализ ценностных ориентаций к физической культуре учащихся 10-11 классов

Выводы к разделу 3

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложения

Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы дипломной работы. Снижение уровня двигательной активности учащихся различной возрастной категории, вызваны рядом объективных и субъективных причин, что неизбежно приводит к снижению физического здоровья и физической подготовленности, которое прослеживается в течение последнего десятилетия. Кроме того, к сожалению, ученые в сфере физической культуры единодушно указывают на тенденцию к дальнейшему ухудшению физического состояния подрастающего поколения [1, 7, 8].

Обзор данной темы дал понять, что эти факты вызваны несовершенством процесса физического воспитания в общеобразовательных средних учебных заведениях. Редко и не во всех школах во время уроков физической культуры не решается задача, направленная на формирование мотивации школьников к занятиям физическими упражнениями. Также, у современных учащихся возникает нехватка времени из-за чрезмерного объема учебной нагрузки, однако одной из главных причин гиподинамии этого контингента учащихся, является неправильно организованный досуг школьников старших классов [5, 7].

Из-за чрезмерного и свободного доступа к гаджетам и компьютерным играм школьники все больше времени проводят дома. Как утверждает Н.Н. Синчуковская, просмотр телепередач, игры или работа за компьютером вытесняют естественные мотивы учащихся старших классов, а физическая культура как инструмент формирования телесности ими практически не воспринимается [48, 49].

В результате проведенного исследования ученых возникает тот факт, что у большинства школьников различные формы занятий физическими упражнениями ограничиваются 35 минутами в сутки, а уровень их двигательной активности составляет всего 30% нормы [2].

К тому же отметим, что в старших классах все большая часть учеников не испытывает потребности в занятиях физическими упражнениями, что ведет к нерегулярному посещению занятий по физическому воспитанию и как результат снижения мотивации к физической культуре в целом [2].

Цель исследования - определить особенности формирования ценностных ориентаций в сфере физической культуры учащихся 10-11 классов.

Задачи исследования дипломной работы:

1. Обобщить современные данные научной литературы по вопросам формирования ценностных ориентаций к физической культуре учащихся 10-11 классов.

2. Определить особенности ценностных ориентаций к физической культуре учащихся 10-11 классов.

3. Установить различия между уровнем сформированности ценностных ориентаций между юношами и девушками 10 -11 классов в сфере физической культуры.

Объект исследования дипломной работы - ценностные ориентации в сфере физической культуры учащихся 10-11 классов.

Предмет исследования - формирование ценностных ориентаций в сфере физической культуры учащихся 10-11 классов.

Для достижения цели дипломной работы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературных источников;

- социологические методы исследования (анкетирование);

- педагогические методы исследования (педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент);

- методы математической статистики.

Научная новизна: расширение знаний о ценностных ориентациях учащихся 10-11 классов.

Практическая значимость: заключается в использовании на практике полученных данных и результатов исследования, которые будут способствовать улучшению ценностных ориентаций учащихся 10-11 классов.

Структура работы: дипломная работа изложена на 60 страницах и состоит из списка условных сокращений, введения, 3-х разделов, списка использованных источников в количестве 62 источника, 6 таблиц и 5 рисунков и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЯХ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1.1. Общая характеристика ценностных ориентаций к физической культуре

Проблема формирования ценностей физической культуры, осознанного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности как к средству сохранения и укрепления здоровья - насущная проблема, которая встала перед общеобразовательной школой. Образовательные учреждения организуют жизнь школьников, развивают и формируют в них такие потребности, интересы, ценностные ориентации, которые не в силах сформировать ни один другой институт. Формирование ценностных ориентаций в школьной среде открывает большие возможности для систематической и целенаправленной работы, в этом направлении. Отдельно следует отметить, что действующая на сегодняшний день система физического воспитания в школе преимущественно построена на основе традиционного образования, где личность учащихся воспринимается через призму определенных параметров (показатели развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень теоретических знаний и выступают как средство достижения этих целей). Повышенный интерес к здоровью детей должен быть обусловлен не только тем, что они являются генетическим фондом нации, но и тем, что они являются наиболее чувствительной возрастной группой к воздействию негативных факторов окружающей среды [4, 48, 51].

Основными причинами этого явления ученые называют неправильную организацию учебного процесса (Т.Ю. Круцевич, 2008; С. В. Трачуковская, 2010 и др.) Противодействием повышенной умственной нагрузке школьников исследователи называют двигательную активность в свободное время, которая может носить рекреационно - оздоровительную и спортивную направленность ( Глоба, 2010; Безверхняя, 2013; Степанова, 2008 и др.). Однако проблема повышения уровня двигательной активности подростков заключается не только в наличии свободного времени, но и в сфере их мотивов, интересов, желаний, ценностных ориентиров, которые формируются в большей степени в учебно-воспитательном процессе физического воспитания в школе [6].

На протяжении десятилетий наблюдалась потеря связи физической культуры с общей культурой человека, с ее духовным началом. При формировании физической культуры у учащихся акцент смещался на ее двигательный компонент в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому.

Развивая трактовку понятия "физическая культура человека (индивидуума)» Т.Ю. Круцевич рассматривает ее как процесс овладения знаниями, умениями и навыками воспитательной, учебной, оздоровительной и рекреационной деятельности для дальнейшего использования в процессе самосовершенствования, и как результат, уровень физического здоровья, который человек смог сохранить или улучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни и двигательной активности.

В последующих публикациях Т.Ю. Круцевич совершенствует эту категорию с точки зрения результативной части, которая включает уровень физического и духовного здоровья, которое человек смог улучшить, усовершенствовать для обеспечения полноценной биологической, социальной и духовной жизнедеятельности .

Согласно трактовкам специалистов [16, 24, 27], ценностные ориентации -это система ценностных отношений личности к объективным ценностям человеческой культуры. Эти отношения, осознанные и пережитые личностью, направляют, ориентируют ее в процессе выбора жизненных целей и средств их достижения [24].

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лица к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности, они формируются в процессе усвоения лицом социального опыта и отражаются в его целях, убеждениях, идеалах, интересах [42, 44].

Ученые [1, 3, 7] трактуют, что ценностные ориентации не возникают у человека внезапно, а формируются постепенно, на протяжении всего процесса социализации индивида, являясь центральным стержнем сознания и деятельности, важнейшим компонентом структуры личности. Поэтому особое внимание необходимо уделять воздействиям на механизмы формирования ценностных ориентаций для решения проблем мотивационного воздействия на сознание и поведение личности в системе воспитания и обучения.

1.2. Особенности организации физического воспитания в 10-11 классе

Программа характеризуется направленностью на реализацию принципа вариативности, который предусматривает планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, их интересов, материально - технического обеспечения учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн и т.д.), кадрового обеспечения. Учебная программа построена по модульной системе. Она состоит из двух инвариантных, или обязательных модулей: теоретико-методические знания и общая физическая подготовка и вариативных модулей. Содержательное наполнение предмета "Физическая культура" учебное заведение формирует самостоятельно из вариативных модулей. При этом обязательным является включение средств теоретической и общефизической подготовки, предусмотренных программой для данного класса к каждому вариативному модулю. В 10-11 классах учащиеся должны овладеть 2-3 вариативными модулями. На их овладение отводится примерно одинаковое количество часов. Однако не исключается возможность мотивированного увеличения или уменьшения количества часов на изучение отдельных модулей. Специалисты физической культуры могут разрабатывать свои вариативные модули к этой программе. Следовательно, количество вариативных модулей со временем должно возрастать. Критериями отбора вариативных модулей являются: наличие материально-технической базы, региональные спортивные традиции, кадровое обеспечение и желание учащихся. Желание учащихся определяется обязательным письменным опросом.

Организация учебного процесса по физической культуре. Основной формой организации образовательного процесса по физической культуре в заведении общего среднего образования является урок. Главными требованиями к современному уроку физической культуры являются:

- обеспечение оптимизации образовательного процесса с применением элементов инновационных методов обучения и осуществления межпредметных связей;

- обеспечение образовательной, воспитательной, оздоровительной, развивающей направленности учебного процесса;

- формирование у учеников умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями;

- обеспечение дифференцированного подхода к организации учебного процесса с учетом состояния здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовленности и пола учащихся, учета их мотивов и интересов к занятию физическими упражнениями;

- использование учителем разнообразных организационных форм, средств, методов и приемов обучения;

- достижение оптимальной двигательной активности всех учеников в течение каждого урока с учетом состояния здоровья [22, 23, 59].

Инвариантный модуль "общая физическая подготовка" вместе со спектром средств и методов физической подготовки является основой реализации концепции учебной программы.

Эффективная методика развития физических качеств учитывает возрастные и половые особенности, психологические, физиологические и биомеханические предпосылки дифференцированного и комплексного проявления физических качеств, подбор физических упражнений, рационального регулирования нагрузки и отдыха в процессе урока. Ограничение времени школьного урока требует особого внимания к так называемому «переносу» физических качеств. Должны учитываться положительный и отрицательный перенос физических качеств; положительное влияние одних упражнений для развития определенного физического качества на выполнение других упражнений; при постоянной нагрузке мышц одной стороны тела наблюдается перекрестный перенос, который выражается в соответствующем росте физической способности мышц другой стороны тела [59].

Алгоритм методики развития физических качеств должен содержать следующие операции:

1. На основе анализа состояния физической подготовленности конкретного ученика/ученицы, следует определить, какие именно физические качества следует развивать и до какого уровня.

2. Отбор наиболее эффективных физических упражнений для решения поставленной педагогической задачи.

3.Определение места упражнений в конкретном уроке и системе смежных задач и занятий в соответствии с закономерностями переноса физических качеств.

4. Определение величины тренировочных нагрузок и ее динамики соответственно для каждого из физических качеств [59].

Средства и методы развития физических качеств инвариантного модуля следует планировать на весь учебный год, включая в план все прогнозируемые и доступные к использованию средства с учетом принципов систематичности, непрерывности [59, 60].

При планировании физической подготовки, следует использовать особенности развития физических качеств. Эффективное сквозное построение физической подготовки должно опираться и на непосредственное планирование развития различных физических качеств в каждом отдельном уроке. С целью индивидуального подбора нагрузки для различных упражнений целесообразным является использование таких подход, как самоопределение ребенка. При выполнении упражнений не стоит жестко регламентировать выполнение упражнения. Пусть такие показатели как темп выполнения, амплитуду, количество повторений ученики и ученицы регламентируют самостоятельно в соответствии со своим текущим состоянием. Целесообразным является только определять время сколько будет длиться двигательная задача.

Оценка учебных достижений учащихся на уроках физической культуры может осуществляться по следующим видам деятельности:

1. Усвоение техники выполнения физического упражнения.

2.Выполнение учебного норматива (с учетом динамики личного результата).

3. Выполнение учебных заданий во время проведения урока.

4. Усвоение теоретико-методических знаний.

При этом оценка за выполнение норматива не является доминирующей при осуществлении тематического, семестрового или годового оценивания. Для оценки развития физических качеств используются учебные нормативы, разработанные для каждого года изучения.

Контрольные учебные нормативы являются ориентировочными. Порядок их проведения определяет учитель в соответствии с календарно-тематическим планированием. При составлении учебного норматива по его показателю определяют уровень достижений (начальный, средний, достаточный, высокий), а затем по техническим показателям выполнения двигательного действия и теоретическим знаниям выставляют оценку в баллах .

Помощь студентам. Консультационная компания "Магистр 34". Перейти на сайт.

Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 5 минут:

Telegram

WhatsApp

ВКонтакте

Главная страница Дзен - перейти

Главная страница сайта "Магистр 34" - перейти

Блог - читать

Портфолио - смотреть

Видео о Нас - смотреть

Т. 7-988-027-88-34.