(самая эротическая сказка Европы)
Красная Шапочка впервые была записана только в 18 веке, самые популярные издания - это авторские пересказы братьев Гримм и Шарля Перро. Существует довольно большое количество образчиков этой древней сказки, и в более архаичных её вариантах история обрывается на съедении Красной Шапочки Волком.
В анализе сказок нам необходимо учесть, что сказки уходят своими корнями не много не мало - в эпоху палеолита, и изначально сказки и мифы рассказывали взрослые (вожди, жрецы, шаманы) для взрослых же. В России еще в прошлом веке деревенские сказители могли собирать вокруг себя всех половоззрелых мужчин и женщин и сказывать сказы, былины и духовные стихи. Сказке в её современном, «детском» виде совсем не много лет по меркам истории фольклора.
О чём повествует и чему учит нас история Красной Шапочки?
Первая, самая поверхностная интерпретация сказки - это предупреждение юных красавиц и детей об опасности сексуального изнасилования. Фанатичные фрейдисты даже видят в сказке сюжет инцеста отца и дочери. Оставим это на их совести.
Однако сравнительный анализ этнографии, культуры и религиозных практик древних народов мира позволяет определить в сюжете Красной Шапочки классическую структуру возрастных инициаций и обряда перехода.
Согласно исследований этнографов и этнологов (Фрезер, Элиаде, Леви-Стросс) обряд возрастных инициаций состоит из пяти этапов, устойчивых и универсальных для каждой культуры от России до Южной Америки.
1. Сепарация, то есть физическое исключение неофита из привычной обстановки семьи-племени. Подростки выводятся за пределы поселения в сакральное пространство леса, степи, пустыни, где тот попадает в дом-храм для дальнейших испытаний.
2. Символическая смерть в чреве чудовища, которое может быть представлено в виде пещеры, могилы, здания (например, избушка на курьих ножках), некоего чудовища-тотема (волк - довольно устойчивый тотем славянских народов, например самоназвание народа Лютичей по одной из версий переводится как «Волки») . Сюжет пожирания юноши или девушки чудовищем прослеживается во всех культурах мира, даже Библия демонстрирует нам этот сюжет в виде истории трёхдневного пребывания Ионы в чреве Кита.
3. Символическое воскрешение - перерождение. Как правило это омовение, что сохранилось в обряде крещения водой в авраамических религиях, омовении в реке Ганг индуистов, купание в проруби у русских и т.д.
4. Обучение новым навыкам и духовным знаниям, необходимым в новом возрастном состоянии. При этом инициации девушек всегда связаны с их новым физическим состоянием - началом менструального цикла и детородного возраста; а инициации юношей сопровождаются новым культурным и духовным знанием, необходимым им для равноправного взаимодействия в кругу взрослых мужчин- охотников или войнов.
5. Включение неофита в его новую возрастную группу.
Например, в русской традиции девушки и юноши разделяются в отдельные группы и далее находятся в состоянии противостояния-вражды до образования супружеских пар.
Таким образом в сказке о Красной Шапочке мы видим почти все эти основные этапы возрастной инициации девушек.
Само имя - Красная Шапочка символизирует начало менструального цикла и достижения девушкой детородного возраста.
Путешествие через лес к бабушке - символ сепарации от матери и путь к некой фигуре учителя - жрице, образу самой Великой Богини - матери, которая передаёт девушке все необходимые знания о её новом состоянии и возможностях.
Лес, пещера или пустыня - символизируют потусторонний мир духов и предков, - или сферу бессознательного языком психоанализа. И далее мы видим классический сюжет поглощения девушки Волком (очевидно, полового акта с молодым мужчиной) и её воскрешение - перерождение.
Однако, для мужчин в этой истории не малый интерес вызывают ритуальные вопросы юной посвящённой своему суженому - Волку.
Ритуальные вопросы или загадки - это так же широкая практика всех обрядов и инициаций, например, в буддизме молодой монах может годами разгадывать совершенно нелогичный вопрос своего духовного наставника, прежде чем даст верный ответ и будет допущен на следующую ступень обучения.
Итак:
- А почему у тебя такие большие уши?
- Чтобы лучше тебя слышать, девочка.
- А почему у тебя такие большие глаза?
- Чтобы лучше видеть тебя.
Зрелый мужчина, готовый к роли главы семьи-рода, должен уметь слушать и слышать, а так же смотреть и видеть. Речь здесь конечно не только об охоте и военных действиях, но так же способности предвидеть и прогнозировать грядущее, качественно взаимодействовать в обществе, слышать и видеть нужды и состояние своей женщины, своей семьи.
- А почему у тебя такие большие зубы?
- Чтобы тебя съесть.
Акт поглощения это не только метафора сексуального слияния Волка и Красной Шапочки, лишения её девственности, но так же включения - поглощения девушки другим родом - семьёй её мужа. Например, в традиции русских славян невеста умирала в своём роду и рождалась заново в роду своего мужа.
Кроме того, зубы - это энергия потенции и здоровой, конструктивной агрессии, необходимой каждому мужчине для достижения социального и материального успеха. Как известно, мужчина всегда должен быть немного голодным и алчным до ресурсов, необходиммых для обеспечения его семьи и достижения поставленных им целей.
Таким образом, сказка Красная Шапочка - это инструкция по преодолению возрастного кризиса (идентичность - ролевое смешение), которое состоит из основных этапов:
- сепарация;
- обучение;
- психическая трансформация;
- формирования семейных отношений.
©Николай Городилов
-------------------------------
Мой телеграмм-канал https://t.me/NikolajGo