Найти тему
Дом Смодора

Каким был дом Смодора 100 лет назад: «Посетители попадали на второй этаж по парадной лестнице, предварительно позвонив в звонок»

Оглавление

Гуляя по залам и комнатам дома Смодора, невольно задаешься вопросом: а как же тут было 100 лет назад? К сожалению, до наших дней осталось очень мало артефактов той эпохи. Сменилось уже несколько поколений, живущих в доме, по адресу ул. Подбельского, 8 в Галиче. Менялся быт людей, менялись интерьеры.

Фотограф Михаил Маркович Смодор
Фотограф Михаил Маркович Смодор

Мы знаем немного о быте семьи Смодора. Сохранились лишь воспоминания современников и некоторые свидетельства родственников о внутренней обстановке в доме.

Известно, что Михаил Смодор переехал в Галич в 1907 году. До этого он посещал город, но не остался. Нужно было получить разрешение на открытие ателье от самого губернатора. Получив его, он арендует в Галиче двухэтажный дом на ул. Богоявленской (Подбельского, 8) у предпринимателя Михаила Николаевича Поспелова.

Это самый центр города. Рядом находились торговые ряды, городская управа, все главные культурные места Галича того времени. Дом идеально подходил для жизни и работы. Комнат хватало семье Смодора и домработнице Надежде Андреевне Климовой (1893-1971 гг.). Ее комната находилась на втором этаже. Здесь же Михаил Маркович открывает фотосалон и лабораторию.

В доме Смодора

Гостей и клиентов Смодора встречала Надежда Андреевна. Они попадали на второй этаж по парадной лестнице, предварительно позвонив в дверной звонок. Затем они снимали вещи в раздевалке, которая находилась напротив комнаты Надежды Андреевны и через красивые филёнчатые белые двери с «золотыми» ручками попадали в приёмную, где стоял большой письменный стол с тумбами, стояло трюмо, и была выгорожена тёмная комната, в которой Михаил Смодор менял фотокассеты.

М.М. Смодор в студии с К.В. Палиловым 1909–1911. Галич
М.М. Смодор в студии с К.В. Палиловым 1909–1911. Галич

Следующая дверь из приёмной вела в зал для фотографирования. Он освещался через большие окна, обращенные на Богоявленскую улицу.

Для отопления дома использовались две большие печи, отделанные белыми изразцами без рисунка. Часть изразцов сохранилась до наших дней.

В летнее время Михаил Смодор любил фотографировать в веранде над парадным входом.

Семья фотографа жила на первом этаже. В одной из комнат первого этажа стояло пианино, на стене висели старинные часы и красивый барометр. Здесь же была большая библиотека. На полках стояли книги как русских классиков, так и зарубежная литературы. У Смодора была обширная коллекция энциклопедий и журналов. Кроме этого на полках можно было найти собрание сочинений В.И. Ленина, книги по русской и всемирной истории. Часть библиотеки семьи фотографа также сохранились до наших дней.

Дом Смодора, 2000 год. Галич. Автор: В.М. Рудченко. Источник: pastvu.com
Дом Смодора, 2000 год. Галич. Автор: В.М. Рудченко. Источник: pastvu.com

Известно, что у дома стояла двухэтажная хозяйственная пристройка. На крытом дворе (под навесом) располагались конюшня, вешала для сушки кож, большие лари (сундуки), яма для хранения гашеной извести. В пристройке жили работники М.Н. Поспелова. Они обрабатывали кожи и шили замшевые перчатки. Тёмные комнаты, что примыкали к стене пристройки, использовались Смодором для проявления фотопластинок, печати фотографий и их ретуширования.

На берегу реки Кешмы стояла двухэтажная баня, на втором этаже которой также жили работники Поспелова.

«Уплотнение» дома Смодора

В 30-е года предпринимателя Михаила Поспелова «раскулачивают», отбирают дом и производство. За этим последовало «уплотнение». К Смодорам подселяют сначала семью Геннадия Новикова, а затем семью Ёлшиных.

С начала Великой Отечественной войны дом «уплотняют» ещё больше. С западных регионов страны постоянно продолжают прибывать беженцы. На втором и первом этаже поселяют новые семьи. Из Люблино (тогда ещё Московской обл.) приезжает сестра Фаины Ароновны – Софья Ароновна, врач-педиатр. В распоряжении Михаила Марковича осталась только холодная веранда для съёмок в теплое время года.

После окончания Великой Отечественной войны дом Смодора так и остался «уплотнённым», то есть превратился в обычную коммуналку. Вместо возвратившихся домой эвакуированных семей, поселили новых жильцов. Фаине Ароновне и домработнице была выделена небольшая часть первого этажа. Уже в конце своей жизни Фаина Ароновна поменялась квартирами с семьёй Новиковых.

Интерьер комнаты Фаины Ароновны Смодор, 1980 год.
Интерьер комнаты Фаины Ароновны Смодор, 1980 год.

Фаина Ароновна перешла в пристройку, окна которой выходили во двор, а Новиковы заняли ее квартиру с окнами на ул. Подбельского. Фаине Ароновне так было удобнее и тише.

Что осталось от интерьеров Дома Смодора

За XX век в Доме Смодора сменилось минимум три поколения разных семей. От первоначальных интерьеров, конечно, почти ничего не осталось. Но частично сохранились межкомнатные двери и оконные рамы. При реставрации дома они точно будут сохранены. В ходе работ по уборке помещений мы обнаружили 14 слоев обоев! Это позволит хотя бы приближенно определить каких оттенков были обои при Смодоре. Частично сохранились и изразцы печей. Мы также планируем отреставрировать их и сохранить на прежнем месте.

Еще рано говорить о том, какими будут новые интерьеры Дома Смодора. Мы создаем общественное пространство, центр архивной фотографии Костромской области, а не полноценный музей. Но при реставрации мы будем стремиться к максимальному сохранению старого материала и интерьеров. Точно известно, что не будет никакой перепланировки.

Нас ждет большая и кропотливая работа и нам просто не обойтись без помощи волонтеров и меценатов. Поэтому, если вы хотите как-то помочь проекту, вы можете оставить пожертвование через сайт или связаться с нами. Будем очень благодарны за распространение информации о нашем проекте среди друзей и близких. Только вместе всё осилим!

Этот материал написан на основе исследования биографии Смодора галичским краеведом Николаем Сотниковым.

Поддержите наш проект в других социальных сетях:

ВКонтакте

Telegram

Читайте другие материалы: