В 1992 году правительством Российской Федерации была разработана "Программа развития гражданской авиационной техники России до 2000 года", в которой одним из наиболее приоритетных диапазонов грузоподъемности перспективных вертолетов был признан 1-1.3т. Отечественная авиация остро нуждается в вертолете, грузоподъемность которого будет средней между значениями этого параметра у вертолетов Ми-2 и Ми-8, ранее такой машиной являлся Ми-4. Поэтому в 90-е годы возникла потребность в создании отечественного винтокрылого аппарата средней грузоподъемности. В 1992 году МВЗ им. М.Л.Миля подготовил аванпроект такой машины, получившей по аналогии с Ми-4 название Ми-54.
Больше интересных постов - в моем Телеграм-канале
Вертолет Ми-54 разрабатывался для перевозки пассажиров, а также грузов внутри кабины и на внешней подвеске. Он мог использоваться для геологической разведки и нефтедобычи, в качестве корпоративного и санитарного транспорта и для выполнения аварийно-спасательных операций, патрулирования, аэрофотосъемки и др.
Силовая установка должна была включать два двигателя АЛ-34 мощностью 900-1000 л.с. каждый, разрабатываемые в НПО "Люлька-Сатурн" (в итоге этот двигатель так и не появился), или форсированный двигатель ТВ-О-100. Возможно использование двигателей Pratt-Whitney РТ-6. Вертолет Ми-54 скомпонован по классической одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим винтом диаметром 13.5м и четырехлопастным рулевым винтом диаметром 2.6м. В носовой части фюзеляжа располагается отсек оборудования и двухместная кабина экипажа с боковыми дверями. За ней - емкая грузовая кабина (2.9 х 2.04 х 1.4м), где можно разместить 12 удобных пассажирских кресел. По бортам кабины расположены широкие грузовые люки, закрываемые сдвижными дверями, а в полу — топливные баки. За грузовой кабиной находятся еще один отсек оборудования, топливный бак и далее багажный отсек. В конструкции фюзеляжа планировалось использовать в основном алюминиевые сплавы. Композиционные материалы должны были применяться для несиловых элементов. Шасси - трехопорное с передней опорой, неубирающееся. Лопасти винтов - стеклопластиковые (правда вертолет их так и не получил). Втулка несущего винта - титановая с эластомерными подшипниками. Концы лопастей винтов имеют небольшую окружную скорость, что позволяет снизить уровень шума. Система управления - гидромеханическая. В основном варианте Ми-54 предполагалось оснастить следующими системами и оборудованием:
пылезащитными устройствами двигателей,
противообледенительной системой,
системой обогрева кабин,
системой двойного управления,
пилотажно-навигационным комплексом для выполнения полетов в условиях визуальной видимости,
спутниковой навигационной системой,
автопилотом с расширенным составом функций.
Вертолет находился в разработке почти 20 лет, пока в 2011 году, из-за недостатка финансирования проект окончательно не закрыли, вертолет даже не совершил свой первый полет.
В качестве источника использовались следующие материалы: В.Р.Михеев. "МВЗ им. М.Л.Миля - 50 лет"