Найти в Дзене

Театральный туризм как культурно-досуговая деятельность. Курсовая работа.

Оглавление

Введение

Глава 1. Театральный туризм как культурно-досуговая деятельность

1.1. Сущность туризма как сферы культурно-досуговой деятельности

1.2. Проблематика терминологии культурного туризма

1.3. Театры в социально-культурном сервисе туризма

Глава 2. Анализ ресурсов театрального туризма

2.1. Особенности рынков театрального туризма

2.2. Театры Волгограда как ресурс культурного туризма

Глава 3. Мероприятия по развитию театрального туризма в Волгограде

3.1. Разработка туристского продукта в сфере театрального туризма

3.2. Социально-экономическое обоснование эффективности проекта

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы исследования. Туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен мил­лионов человек. Роль туризма в современном мире колоссальна. Он затрагивает все сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную жизнь. Развитие средств связи и информационно-коммуникационных технологий в последние два десятилетия, в свою очередь, активно способствовало тому, что сегмент культурного туризма постепенно расширяется и становится одним из динамично развивающихся секторов современной экономики.

Опыт развитых стран последних десятилетий демонстрирует усиление позиций культурного сектора в национальных экономиках. Причем речь идет не только об увеличении доли культурного сектора в ВВП, росте численности занятых, расширении объемов мировой торговли культурной продукцией, но также и об инновационной и инвестиционной привлекательности отдельных сегментов культурного сектора, чей вклад оценивается не только с точки зрения накопления невещественного богатства, но и через призму экономической эффективности.

Акцентирование внимания на развитии культурного туризма на основе эффективного использования культурно-исторического наследия является чрезвычайно актуальной задачей для современной России, так как в условиях изменения технологического уклада, спада промышленного производства, усиления крена в сырьевую направленность национальной экономики, именно вовлечение памятников культурно-исторического наследия, которыми так богата страна, в хозяйственный оборот индустрии туризма способны стать реальной альтернативой для социально-экономического и культурного возрождения регионов России.

Туризм - это наилучший способ знакомства с другой культурой. Культурно-познавательный туризм означает включение достопримечательностей культурно-исторического значения, а также различных мероприятий по культурному проведению свободного времени в туристическую программу, предлагаемую данным регионом. Одним из российских регионов, где туризм и гостеприимство могут стать приоритетной отраслью экономики, является Волгоградская область. Привлекательность региона среди туристов связана во многом с имеющимися на его территории ресурсами. В области благоприятно сочетаются выгодное географическое положение, сохранившийся природный потенциал и богатое культурно-историческое наследие. Такое уникальное соединение историко-культурных и природных богатств создают хорошую основу и перспективу для развития современных форм туризма.

Изначально туристическая инфраструктура на территории Волгоградской области базируется на использовании природных ресурсов (рыбалка, охота, купально-пляжный отдых), тогда как культурно-познавательный туризм таит в себе огромный потенциал, который не несет в себе угрозы для компонентов природной среды. Говоря о культурном туризме и о его развитии в Волгограде и в Волгоградской области в целом, нельзя не затронуть городские и областные театры.

Стоит заметить, что на переломе XX и XXI столетий существенно меняется миссия театров во всем мире. Мировая практика показывает, что развитие театров идет по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры.

Театр в соединении с возможностями туризма развивает не столько свои традиционные цели и задачи, сколько трансформирует их в сторону усиления досуговой и коммуникативной функций. Туристы сегодня посещают театр для того, чтобы отдохнуть, развлечься, получить заряд положительных эмоций. В современных экономических условиях, театр должен быть не просто площадкой для мастерства актеров, а местом проведения досуга, хотя ограниченные финансовые ресурсы не позволяют театрам на равных конкурировать с лидерами развлекательной отрасли, тратящими миллионы на маркетинг своих продуктов и услуг. Изменить положение поможет внедрение новых информационных и организационных технологий, способствующих развитию следующих видов деятельности: туристической, выставочной, издательской, культурно-просветительной, образовательной. Сотрудничество между театрами и индустрией туризма жизненно необходимо для обеих сторон. Служащие культурных учреждений, в том числе и музеев, часто плохо понимают значение туризма и не слишком симпатизируют своим посетителям-туристам, что же касается туроператоров, то их вообще едва терпят.

Сегодня туризм является одной из активно развивающихся сфер Волгоградской области. В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года перед городом-организатором игр и регионом в целом стоит много сложных задач, что требует активности и консолидации всех сил, задействованных в их решении. Многие страны уже признали аттрактивность таких тематических экскурсий, как театральные и активно используют их для привлечения внимания к театрам, а также для культурного воспитания людей. Театральный туризм - это не только познавательные экскурсии, посвященные истории театра и его деятелей. Это вид туризма, где театр является основным инструментом передачи информации людям. Интерес театра в том, что информация подается не просто словесно, а через спектакль.

С помощью современных технологий и возможностей можно говорить не просто о театральной экскурсии, которая заключается в осмотре театра, знакомстве с его историей через архитектуру, в настоящее время можно активно использовать средства мультимедийные средства, а также придать экскурсии анимационный характер, для того что бы непосредственно вовлечь зрителя в сам процесс. Именно поэтому исследование процессов повышения туристической привлекательности Волгограда путем его превращения его в один из центров отечественного театрального туризма на сегодняшний день является актуальным направлением в науке.

Научно-теоретическую базу курсовой работы составляют теоретические и прикладные разработки известных российских и зарубежных ученых в области культурного туризма. Среди них - исследования А.В. Алейникова, К.В. Апатьевой, А. Архипова, Г.И. Афонин, Т.И. Власовой, Л.В. Горяиновой, С.А. Деминой, Д.В. Дмитриева, Д.А. Измайловой, А.С. Казариной, В.Ю. Киселева, А.С. Кускова, Т.Е. Лебедевой, Е.В. Меркушевой, Е.Г. Моисеевой, Г.Н. Морозовой, В. Музычука, А.Е. Тарасова, Р.М. Яковлевой и др. Так, в работах А. Архипова и В. Музычука, Л.В. Горяиновой, С.А. Деминой культурный туризм в контексте регионального развития России, а также в развитии отрасли туризма в целом. Г.И. Афонин рассматривает туризм как социально-культурное явление. Т.И. Власова, Д.В. Дмитриев, А.В. Алейников, А.С. Казарина, обращают особое внимание на событийный туризм как элемент повышения туристической привлекательности региона. Д.А. Измайлова рассматривает процесс реализации развивающего потенциала досуга средствами культурно-познавательного туризма. Т.А. Меркулова обращает особое внимание на эффективное использование культурного наследия в туризме. В работах А.Е. Тарасова, Р.М. Яковлевой исследуется влияние культурно-познавательного туризма на формирование гармонично развитой личности.

Цель курсовой работы - обоснование теоретических основ культурного туризма, раскрытие потенциала Волгоградской области в сфере театрального туризма и разработка проекта соответствующего продукта в регионе.

Для достижения сформулированной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность туризма как сферы культурно-досуговой деятельности;

- исследовать проблематику терминологии культурного туризма;

- охарактеризовать театры в качестве объектов социально-культурного сервиса туризма;

- исследовать сущность рынков театрального туризма;

- определить специфику театров Волгограда как самостоятельного вида ресурсов культурного туризма;

- разработать новый туристский продукт в сфере театрального туризма;

- обосновать социально-экономическую эффективность проекта.

Объектом исследования выступает туризм как социокультурный компонент.

Предметом исследования является театральный как разновидность культурного туризма.

Методологической базой исследования явилась совокупность философских и общенаучных методов, среди которых выделены аналитический метод, который дает возможность расширения понятийно-категориального аппарата, современного культурологического подхода к изучению туризма, историко-культурный метод как основа анализа закономерностей культурного процесса, интервальный метод как методология многомерного постижения социокультурной реальности.

Структура и объем курсовой работы соответствуют цели и задачам исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, разделенных на семь параграфов, выводов, списка использованных источников и литературы и приложений.

Глава 1. Театральный туризм как культурно-досуговая деятельность

1.1. Сущность туризма как сферы культурно-досуговой деятельности

Современный туризм представляет собой сложноорганизованную многоаспектную сис­тему, что обусловливает множественность подходов к выявлению и обоснованию сущ­ности данного социального феномена. В настоящее время туризм рассматривается и изу­чается с точки зрения экономики и бизнеса, управления и менеджмента, гостеприимства и права, особой сферы социальных коммуника­ций - и это далеко не полный перечень суще­ствующих подходов. Среди аспектов исследования туризма многими авторами туризм представляется как специфический вид досуговой деятельности личности.

Однако прежде чем рассмотреть туризм как сферу социально-культурной деятельно­сти необходимо уточнить такие понятия как «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «социокультурные ресурсы».

Социальное время индивида распадается на две диалектически взаимосвязанные сферы - рабочее время, включающее процессы обучения и производственной деятельности, и досуговое (свободное) время. В литературе существует различная трактовка понятия «досуг». В теории и практике социально-культурной деятельности после многолетних дискуссий о сути, природе и функциях досуга утвердилось его научно-обоснованное определение: «досуг - это деятельность в условиях свободного времени, которая обеспечивает отдых и дальнейшее развитие личности».

Среди наиболее эффективных и социально значимых видов досуга существенное место принадлежит туризму. Рассмотрение взаимосвязей досуга и туризма позволяет, таким образом, более глубоко проникнуть в сущность туристской деятельности и более четко представить ее социально-культурные компоненты.

Система ценности досуга, вмещающая в себя относительно самодостаточные элементы, среди которых отдых, развлечение, просвещение, творчество, созерцание, праздник, в целом, по мнению Г.И. Афонина, представляет возможность системного видения ценностей туризма.

Не вызывает сомнения тот факт, что туризм будет неуклонно и стремительно развиваться как одна из форм активного отдыха и как разновидность индустрии досуга, направленной на удовлетворение потребностей личности в познании, духовно-культурном развитии, общении, развлечениях и т.д. По мнению известного американского футуролога Г. Кана, именно туризм превратится в индустрию досуга номер один.

Социальной составляющей туризма является обеспечение потребностей в различных услугах: культурно-познавательных, коммуникативных, организации активного и творческого отдыха, путешествий и др. При этом, туризм способствует удовлетворению со­циальных потребностей, связанных не только с использованием свободного времени, но и таких как образовательные занятия и освоение накопленных ценностей культуры.

Социокультурные ресурсы туризма - это социально-культурные, исторические, архитектурные и археологические, научные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в культурно-досуговой деятельности.

Социокультурные ресурсы для каждой территории являются специфическими, отражают представление о культуре разных сегментов общества, расширяют кругозор человека, углубляют его эстетические, художественные и природные ценности и способствуют знакомству с историей, природой и культурой страны.

Наличие социокультурных ресурсов играют очень важную роль в культурно-историческом наследии страны. Памятники истории, культуры и природы являются национальным достоянием. Многие регионы России богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой архитектуры, исторические постройки, историко-культурные памятники и др.

Итак, существуют разнообразные понятия о категориях «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «социокультурные ресурсы». Сложность в определении основных понятий, связанных с культурно-досуговой деятельностью и туризмом, обусловлена тем, что исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания -психологи, социологи, философы, экономисты и др.

Туризм как часть культурно-досуговой деятельности откры­вает вместе с окружающими рекреационны­ми, социокультурными, историческими объектами возможность формирования нового пространства, обладающего воспитательным потенциалом особого свойства, что отражает его феноменальность.

Туристское пространство позволяет соз­дать условия, в которых культурные и обще­человеческие ценности будут активно влиять на воспитуемого, стимулируя процессы его самоактуализации, самореализации и самосо­вершенствования. В свою очередь, «туристское воспитательное пространство имеет уникальные возможности для развития и формирования личности воспитуемого:

- свобода принятия воспитуемым реше­ния о вхождении в туристское воспитательное пространство;

- свобода выбора вида туристской дея­тельности, такой, которая позволила бы воспитуемому достичь наивысшего самовыраже­ния или самоудовлетворения;

- построение диалоговых отношений с людьми различных возрастов и социальных групп;

- более интенсивное проживание соци­альных ролей;

- выбор различных коллективов, общно­стей и их интенсивная смена;

- освоение подпространств: культурного, природного и т.д.»

Полная версия работы у нас на сайте.

Курсовые, дипломные работы по туризму. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.

Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /

Т. 7-988-027-88-34.

-2