В отдельных публикациях последнего времени появилось отрицание существования декларировавшейся ранее связи между термином «Сибирь» (по-татарски, «Себер») и понятиями «шибер/шибир» (обозначение одной из групп «Лесных народов» в 13 в. в ранних монгольских источниках и у Рашид ад-Дина) и «сыпыр/сепер» (обозначение легендарного малорослого «народца» у обских угров и тобольских татар).
Автор - Дамир Исхаков
У отдельных авторов подразумевается восхождение названных этнонимов к наименованию хорошо известной по ранним источникам группы «савир/сабыр/сувар», как полагают, представлявшей из себя тюркизированных угров, выдвинувшихся в составе болгаро-угорских образований из Западной Сибири в составе гуннов, возникает необходимость в новом обосновании этимологии топонима «Сибирь».
На деле у данного вопроса есть ещё один аспект, на который до сих пор не уделено должного внимания.
Речь идет о присутствующем в источниках 14–15 вв. восточного происхождения, а также синхронных европейских источниках (включая и картографические материалы), двойном (композитном) наименовании «Ибир-Сибир»/«Сибир-Ибир», также нуждающемся, как думается, в своем разъяснении в общем контексте поиска этимологии топонима «Сибирь/Себер».
Прежде чем перейти к нашей основной задаче – установлению связи или отсутствия таковой между терминами «шибер»/«сыпыр»/«Сибирь», надо рассмотреть весь круг источников, в которых интересующий нас ряд понятий, включая и термин «Ибир-Сибир/Сибир-Ибир», встречается.
Термин «шибер/шибир» начала 13 в.: этноним или этниконх[название жителей определённой местности, соотнесённое с топонимом. Например, Москва москвич]?
Что говорят о шиберах исторические источники?
Указанное понятие «шибер/шибир» присутствует в «Тайной (Сокровенной) истории монголов» – раннем (1240 г.) источнике монгольского происхождения, описывающем кроме прочего поход монгольских войск «Правой руки» во главе с Джучи в 1207 г. на «Лесные народы».
Этот же сюжет содержится также в более позднем монгольском источнике «Алтан Тобчи» Лубсана Данзана (1620 г.), фактически во многом основанном на «Тайной истории монголов».
Названный сюжет, в ходе похода 1207 г. упоминающий группу «шибер/шибир», ранее был детально рассмотрен Булатом Раднаевичем Зориктуевым, затем нами, что избавляет от необходимости освещения всего его контекста. Но тут следует отметить, что относительно термина «шибер»/«шибир», наши мнения разошлись. Зориктуев высказался в том духе, что под этим понятием подразумевается географический ареал, в «Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина названный как «Ибир-Сибир».
При этом, однако, он не прояснил два момента.
- Во-первых, осталось необъясненным, каким образом из одинарного термина возникло двойное наименование.
- Во-вторых, если у Рашид ад-Дина под понятием «Ибир-Сибир» явно имеется в виду определенный географический ареал (см. далее), то же самое утверждать относительно термина «шибер/шибир» не представляется возможным.
Дело в том, что в обоих названных выше монгольских источниках «шибер/шибир» предстает как часть «Лесных народов», упоминаясь в числе большого числа клановых формирований.
Поэтому «шибер/шибир» для 1240-х гг. – это скорее этноним, использованный в «Тайной истории монголов» и в связанном с ним «Алтан Тобчи» для обозначения конкретного «народа», то есть, клана, правда, локализованного в первой половине 13 в. весьма далеко от основных районов проживания монголов, где-то к северо-западу от Алтая, скорее всего, в бассейне реки Иртыш.
От термина «шибер /шибир» к понятиям «Себер/Sibir» и «Ибир-Сибир»
Для понимания того, как был осуществлен – если он был осуществлен – и на какой языковой базе, переход от этнонима «шибер/шибир» к географическим понятиям «Сибирь/Себер» и «Ибир-Сибир», нам также придется обратится к анализу источников.
Термин «Сибирь/Себер». Первое упоминание данного понятия в форме «Sibir» обнаруживается в сообщении миссионера из ордена миноритов брата Иоганки венгра, в 1320 г. оказавшегося в «Баскардии» (в других европейских источниках параллельным названием этой территории было «Magna Hungaria»), чье население было подчинено «татарам», а «государь» этого этнополитического образования и «большая часть его семьи», были уже «совершенно заражены сарацинским заблуждением», хотя жившие там другие «татары, судьи баскардов», оказались «исполнены несторианской ереси».
Так вот, пока Иоганка венгр там находился (а он пробыл в Баскардии 6 лет), туда «из Сибири (Sibir)» прибыл некий «посол», принесший от «татарского судьи … к христианскому (т. е. несторианскому –Д.И.) судье баскардов» послание.
Из этого документа видно, что «Sibir» – это «страна», причем северная (там суровая зима, много снега, запрягают в сани собак и она окружена «Северным морем»). Затем мы в 14 в. название этой «страны» в форме «Sebir» встречаем на двух европейских картах – карте Пицигани (1367 г.) и Каталонском атласе (1375 г.).
Очевидно, на данных картах понятие «Sebur» появилось на основании сообщения Иоганки венгра. Впоследствии такая одинарная форма названия данной «страны» закрепилась в европейской картографии 15–16 вв., передаваясь с некоторыми вариациями: «Sibur» – портулан Фра Мауро (1459 г.), «Siber» – карта А. Дженкинсона (1562г.), «Sybur» – немецкие карты 16 в..
Фактически, как видим, эти названия повторяют форму, использованную Иоганкой венгром. Близкая к западноевропейской традиции номинирования конкретной территории «Сибирью», наблюдается и в русских источниках. Так, в Софийской второй летописи, восходящей к середине 15 в., есть известие, относящееся к 1405г./1406г., в котором сообщается об убийстве ханом Шадибеком хана Тохтамыша в «Сиборской земле».
В более поздней Устюжской летописи это же сообщение приводится с уточнением: «… в Сибирской земле близ Тюмени».
Применительно к началу 1480-х гг. северо-великорусские летописи упорно отмечают определенное территориальное образование – «Сибирь», «Сибирские земли» во главе «Сибирским князем». Причем, туда можно было попасть плывя «по Тавде мимо Тюмени», а если двигаться от этой самой «Сибири», то путь лежал «по Иртышу реке вниз».
Нетрудно догадаться, что во всех этих случаях западноевропейская и русская традиции присвоения определенной территории (политическому образованию) – «стране» или «земле», наименования «Сибирь», «Sibur/Siber», практически идентичны. Можно было бы даже предположить, что русская традиция номинирования рассматриваемой территории возникла на основе влияния более ранних европейских источников, в том числе картографических.
Однако, такое заключение было бы преждевременным, в чем нас убедит рассмотрение данных источников, в которых содержится композитное понятие «Ибир-Сибир».
Термин «Ибир-Сибир» и его варианты. Наиболее раннее упоминание данного термина, как уже было сказано, содержится в труде крупного хулагуидского чиновника и историка Рашид ад-Дина «Джами ат-таварих», написанного между 1300/1301 и 1310/1311гг. с использованием ряда восточных источников, в том числе и «Алтан дептера» – находившейся в архиве ильханов официальной истории Чингис-хана на монгольском языке.
Известно также, что историк занимался опросом и детальной фиксацией рассказов приехавшего из Китая в Хулагуидское государство в 1286 г. знатока монгольской старины, включая и исторические предания, эмира Пулада Чжэн-сяна.
Поэтому, у Рашид ад-Дина применительно к изучаемому нами вопросу можно заподозрить влияние монгольской традиции номинирования определенных территорий.
Итак, что же мы видим у Рашид ад-Дина, писавшего практически почти в то же самое время, что и Иоганка венгр, относительно интересующей нас территории?
В «Повествовании о Джучи-хане» Рашид ад-Дина в рассказе о поручении Чингис-ханом Джучи отправиться для завоевания «северных областей», приводится их перечень, которая начинается с [области] «Ибир-Сибир», а затем следуют «Булар, Дашт-и Кипчак, Башгирд, Рус и Черкес до Дербенда Хазарского…».
Из перечня видно, что отсчет «областей» идет с востока на запад, причем «Ибир-Сибир» явно был ближе прежде всего к «областям» «Булар», «Дашт-и Кипчак» и «Башгирд». Это, во-первых.
А во-вторых, знакомая нам уже «страна /земля» тут почему-то имеет двойное наименование. Оно сохраняется и во втором сообщении Рашид ад-Дина, рассказывающем о племени киргиз и местах его обитания. Описывая место расселения этого клана, он сообщает, что киргизы, составляющие одно объединение – «мамлакат», населяют две смежные «области» – собственно «киргиз» и «Кэм-Кэмджиут», уточняя, что Кэм-Кэмджиут – это и «большая река» (р.Енисей?) Но далее приводя следующее замечание:
«… одною стороною она (то есть Кэм-Кэмджиут – и «область», и «река» –Д.И.) соприкасается с областью монголов [Могулистан] и одна [её] граница – с рекой Селенгой, где сидят племена тайджиутов; одна сторона соприкасается с [бассейном] большой реки, которую называют Ангара-мурэн, доходя до пределов области Ибир-Сибир».
Понятно, что по представлениям Рашид ад-Дина (и видимо, его монгольских информаторов) «область Ибир-Сибир» была как бы «исходной». А если вчитаться в текст историка, то окажется, что там речь идет в целом о территории, находившейся к северу или даже к северо-западу от «области» Кэм-Кэмджиут. А так как ещё одна из сторон данной «области», на этот раз, юго-западная её часть, соприкасалась с «местностями и с горами, где сидят племена найманов» – а найманы жили на Алтае – то окажется, что речь надо вести об алтайском направлении, севернее, точнее, северо-западнее которого и находилась «область Ибир-Сибир».
Территория «Ибир-Сибир», соседствующая с территориями «Башкирдая и Чулыман»
После Рашид ад-Дина композитное понятие «Ибир-Сибир» встречается ещё у нескольких восточных авторов 14 – начала 15 вв., описывавших территорию Золотой Орды. Это Фазлаллах ал-Умари (ум. В 1349г.), Ибн Арабшах (1388–1450) и Натанзи (его «Аноним Искандера» был завершен в 1413/1414г.). Из этих авторов наибольший интерес представляют сообщения ал-Умари, опиравшегося на известия купцов. Согласно ему, «области Сибирь и Ибирь» или «владения Сибири и Ибири», находились где-то рядом с «Булгаром», «Башкирдом и Чулыманом», причем «за Чулыманом границы владений Сибири и Ибири касаются пределов Хатайских».
Но более точно, по рассказу одного из информаторов ал-Умари,
«страны Сибирские и Чулыманские… прилегают к Башкирдам…[и] в землях Сибирских и Чулыманских сильная страна». Разобравший данное сообщение ал-Умари В.В.Напольских пришел к выводу, что слово «области» относится к понятию «Сибир-Ибир».
Однако, там, где оно употребляется во множественном числе, вслед за термином «Сибир-Ибир» идут ещё понятия «Башкирд и Чулыман», поэтому выражение «области» может относиться ко всем перечисленным тут территориям, скорее всего, являвшимся административными образованиями (далеко не случайно применительно к [области] «Сибир-Ибир» у ал-Умари использовано и понятие «владения» (см. выше). Но следует отметить, что вместо композитного наименования «Сибир-Ибир» ал-Умари несколько раз использовал и одинарные понятия – «земля Сибирская» или «страны/земли Сибирские и Чулыманские».
Поэтому, выражение «земля/страна Сибирская» у него имеет и географический оттенок, что особенно явственно видно из следующего его высказывания:
«… Пределы…царства Узбекова (простираются) в длину – от Даргана Хорезмского на Востоке до Башгирда, а в ширину – от Хорезма до крайних пределов земли Сибирской, из которой вывозятся соболь да серая белка…».
У двух других авторов – Ибн Арабшаха и Натанзи, термин «Ибир-Сибир» присутствует в том же смысле, что у ал-Умари. У первого он употреблен для обозначения северных границ «Дештских земель/Дешт-Берке», а у второго кажется ближе к понятию административной единицы, но как некая территориальная структура в правом крыле Золотой Орды, ошибочно обозначенном им однако «Кок Ордой». Если в целом взглянуть на названных выше авторов золотоордынского времени, то обнаружится, что в тот период уже сложилось представление об определенном географическом ареале, являвшемся скорее всего и какой-то административной единицей, в большинстве случаев называемом композитным наименованием «Ибир-Сибир/Сибир-Ибир».
Что касается приведенных последних двух форм, то они различаются, как можно полагать, точкой отсчета – в первом случае – от монгольского (имперского) центра, то есть, с востока на запад, во втором случае – от золотоордынского центра, с запада на восток, которому вслед за золотоордынцами следовали, как можно думать, и восточные авторы.
А вот появление сокращенной формы этого композитного термина – «Сибир/Себер/Сибирь», требует отдельного разъяснения.