Как я уже описывал ранее, в Республике Казахстан хотят ужесточить доступ граждан к архивам, причём не гнушаются перевирать обоснования для таких поправок.
Обсуждение планируемых поправок в Республике Казахстан ведётся на платформе «Открытые НПА» и можно оставить свои комментарии, замечания, предложения под каждым из пунктов «Проекта Закона», однако для этого необходимо авторизоваться с ЭЦП Республики Казахстан.
Многие оставили свои возражения!
И вот, представители Министерства Культуры Республики Казахстан вынуждены отвечать на эти комментарии. Давайте ознакомимся с их примерами.
Проект Закона не предусматривает ограничение доступа к историческим архивным документам, раскрывающие историю страны, предприятия, в том числе жизнедеятельность общественно-политических деятелей либо других граждан. Предлагается норма по защите персональных данных по документам, касающихся к примеру наличия движимого либо недвижимого имущества, финансовых начислений либо отчислений и т.д. При этом, данная норма не распространяется на документы по генеалогии, которые по истечению 75 лет переданы органами ЗАГСов на хранение в государственные архивы, в том числе метрические книги. Таким образом, проект Закона не ограничивает доступ к историческим архивным документам, раскрывающие историю страны и жизнедеятельность исторических личностей. Они как были доступны для исследователей, так и будут доступны и после принятия указанной нормы, в том числе интересующие Вас метрические книги и подтверждение родства не требуется.
Сотрудники Министерства Культуры поняли, что по-тихому пропихнуть свои поправки не получилось, и они дают комментарии, которые диаметрально противоположны тексту поправок в законы.
Когда мы читаем текст Законопроекта, а не какой-то "комментарий" сотрудника МинКульта, то Закон трактуется однозначно, что в отношении Закона "О персональных данных" изменения ограничены лишь исключением из статьи 3 подпункта 2. Указанный подпункт сейчас выводит документы Национального Архивного Фонда из под действия Закона "О персональных данных".
Исключение данного пункта приведет к тому, что любые документы архивного фонда, вне зависимости от происхождения, типа документа или срока давности, будут подпадать под ограничения, предусмотренные Законом "О персональных данных".
Комментарий Министерства о том, что эти правки не будут касаться исторических документов или документов старше 75 лет - это всего лишь слова в пустоту, которые ни на чем не основаны. В тексте Законопроекта нет механизма вывода таких документов из под действия Закона "О персональных данных".
В Республике Казахстан хранение и использование документов Национального архивного фонда и по личному составу, в том числе содержащих многоаспектную информацию о наличии движимого и недвижимого имущества, трудовой деятельности, размерах заработных выплат и других отчислений, здоровье, необходимую для реализации их законных интересов и прав, осуществляют архивы. Эта документация обеспечивает защиту конституционных прав и интересов граждан. Поэтому защита персональных данных, имеющихся в документах, находящихся на государственном хранении, является приоритетной задачей государства. Учитывая вышеизложенное, проектом Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам архивного дела» предусмотрена соответствующая норма в Законе Республики Казахстан «О Национальном архивном фонде и архивах». Таким образом, проект Закона не предусматривает ограничение доступа к историческим архивным документам, раскрывающие историю страны, предприятия, в том числе жизнедеятельность общественно-политических деятелей либо других граждан. Предлагается норма по защите персональных данных по документам, касающихся к примеру наличия движимого либо недвижимого имущества, финансовых начислений либо отчислений и т.д. При этом, данная норма не распространяется на документы по генеалогии, которые по истечению 75 лет переданы органами ЗАГСов на хранение в государственные архивы, в том числе метрические книги. Таким образом, проект Закона не ограничивает доступ к историческим архивным документам, раскрывающим историю страны и жизнедеятельность исторических личностей. Они как были доступны для исследователей, так и будут доступны и после принятия указанной нормы, в том числе интересующие Вас метрические книги и подтверждение родства не требуется.
Сотрудники Министерства Культуры явно пытаются загасить неудобные вопросы, однако их комментарий не соответствует тексту планируемых поправок. В предлагаемых поправках в законопроект отсутствуют нормы, которые бы позволяли установить, что ограничения, устанавливаемые законом якобы не будут распространяться на какие-либо конкретные документы (например метрические книги) либо на документы, по истечению какого либо срока. Также не содержат временного ограничения нормы Закона "О персональных данных и их защите". В предлагаемой редакции статьи чётко читается и трактуется, что вводятся ограничения на право доступа юридических и физических лиц ко всем документам Национального Архивного Фонда, касающимся третьих лиц. Никаких уточнений, из которых бы следовало что ограничения не распространяются на какие-либо документы нет.
При этом сотрудники Министерства Культуры в очередной раз в официальных письмах подтверждают то, что регулярно требуют соблюдать от самих архивов, но при этом архивы регулярно нарушают эти самые постулаты.
При работе с архивными документами, которые по истечении 75 лет переданы в архивы Казахстана, такими как документы ЗАГС или метрические книги, подтверждение родства не требуется.
Читальные залы государственных архивов Республики Казахстан открыты для всех исследователей, как резидентов страны, так и нерезидентов.
При этом сами архивы Казахстана (не все, конечно), постоянно требуют "подтверждение родства" даже для документов 19 века, а в читальный зал и вовсе не пускают, разворачивая ещё на пороге архива.
Есть ещё один вот такой забавный комментарий, который касается вопросов оцифровки.
информируем, что в настоящее время в первую очередь государственными архивами сканируются особо ценные документы, затем наиболее востребованные архивные фонды и документы, находящиеся в неудовлетворительном физическом состоянии. Оцифрованные документы вносятся в фонд пользования для обеспечения к ним доступа в электронном формате.
На самом деле в Казахстане зачастую идёт оцифровка совсем не по приоритетам плохого физического состояния, а по заданию руководства. Оцифровываются партийные дела, дела по репрессиям или голоду, а "особо ценные" документы, которые каждый год всё сильнее разрушаются, идут на очередь в оцифровку где-то на заднем плане. Это печально.
Ждём продолжения по проекту изменений в Законы об архивном деле Республики Казахстан.