Если среди состояний, в которых человек пребывает, преобладают состояния тревожности, неудовлетворенности, страха, обиды, горечи, это говорит о том, что его соприкосновение с реальностью нарушено, и вместо реальности он воспринимает то, что соответствует его ограниченным представлениям т.е. привычные сценарии жизни.
Человек не доверяет себе, непосредственному восприятию и сразу накладывает на реальность шаблоны, впечатанные в сознание через родительское программирование или стандартизированное объяснение бытовых ситуаций из социума. Постоянное повторение в своем сознании одних и тех же шаблонов восприятия формирует ощущение реальности как известной, много раз испытанной безапеляционной формулы жизни.
- Жизнь жестокая штука. С людьми нельзя только по-хорошему. Надо всегда быть начеку.
Для примера возьмем простой и распространенный случай. В картине мира разведеной женщины возникает убеждение «все мужики козлы». Так говорила мать и все ее подруги. Ее личный опыт только укрепил эту мысль. Она сама себя видит в образе жертвы, попавшей в ловушку судьбы. Этот образ с одной стороны привычен и кажется обыденным и очень реальным, с другой стороны он весьма удобен. Неудачу в браке можно легко списать на мужчину, создав внутри себя ощущение невиновности, а также дав себе право на жалость и внимание окружающих. Это выгодное положение только с одной стороны, а с другой оно же вызывает ощущение страдания. Ведь быть жертвой означает страдать.
Интерпретация происходящего скатывается в простую доступную формулу: я жертва, а он козел, а другого не могу найти т.к. все они такие.
Если попытаться убедить эту женщину в том, что не так все печально, не все такие, можно встретить явное и иногда яростное сопротивление. Более того, любые попытки помочь ей, пытаясь исправить ее одинокое состояние терпят фиаско. А почему так? Привычный образ себя настолько устойчив и притягателен не просто так. Существование в мире, который известен, знаком и ясен, видится удобным и понятным.
И если присмотреться: сколько же скрытого удовольствия в многочисленных разговорах об этих «сволочных мужиках», сколько скрытой выгоды в изображении себя жертвой (он поступал со мной несправедливо) и героиней (я хорошо справляюсь одна)! И вроде бы женщина хочет перемен, возможно, даже предпринимает что-то для того, чтобы найти хорошего мужа, но ничего не получается т.к. все существующие в ее сознании тенденции совершенно не осознаются. При встрече с нормальным мужчиной, например, разум заволакивает подобными суждениями: «это сейчас он такой хороший, а потом покажет свое истинное лицо» и т.д. И в итоге она взаимодействует не с реальным человеком, а с собственными убеждениями и страхами.
А если потерять привычные схемы понимания реальности, это воспринимается как угроза самому своему существованию.
- Ведь если я это не жертва и не герой, то кто тогда?
Первые мысли сразу рисуют еще более негативные сценарии: «значит, я неудачница, значит, я отстой». Эти мысли совсем загоняют в эмоциональную яму. Но дело в том, что разум никуда не продвигается в этих мыслях, а только мечется между одинаково иллюзорными образами.
Психика замыкается в кольцо смыслов: хочу счастья и хорошего человека рядом, но все мужики козлы. Это противоречие создает массу тревожности, страхов и обид. А подобных ограничивающих убеждений обычно в сознании превеликое множество. Существование в итоге замыкается в неустойчивом положении между «я страдающая» и «я счастливая». И то и другое постоянно обуславливается необходимостью испытывать определенные опыты.
-Быть с хорошим мужчиной -это счастье, но таких нет, значит, видимо, надо быть одной, но это тоже не то. Что делать?
Задача ухода от такой невротической схемы сопряжена с потерей привычного образа себя, формируемого верой в собственные определения реальности. Это часто бывает сложно сделать. Именно поэтому настоящий прорыв осуществляют только те, кому по-настоящему надоело страдать, кто готов к неизвестности.
Образы себя и мира иллюзорны, как же трудно в это поверить, но глубокое исследование приводит именно к этому.
Возможность развернуться к самому себе, начать искать ответ за границами узнанного, понятного мира, есть залог прохода к непосредственному, необусловленному восприятию, в котором все возможно и все видится в целостном, а не замкнутом на личностном опыте восприятии.
Работа с неврозами в психологической практике заключается с одной стороны в осознавании человеком собственных моделей восприятия реальности, а с другой возможности почувствовать себя свободным от всех моделей, открытым и доступным тому, что существует вне привычных шаблонов смыслов.