Бытует мнение, что большỳю часть рабочего времени госслужащих занимают разного рода совещания, заседания, и тому подобные мероприятия, связанные с обсуждением всего и вся.
В данном случае внешнее впечатление очень сильно совпадает с действительностью. Только я бы добавил, что также, дополнительно, много времени приходится на ожидание этих самых совещаний в приемных, коридорах, и прочих закоулках госучреждений.
Однако, с чем я не могу согласиться, так это с распространенным мнением, что все это время тратится зря, что это некая праздность, от которой нет абсолютно никакого результата, а только зло, – это все совсем не так.
Так зачем же нужны все эти совещания?
Для простоты изложения, я, по своему усмотрению, разделю совещания на несколько типов, и постараюсь по каждому типу дать соответствующие объяснение. Пойдем по-нарастающей...
1. Совещание на уровне исполнителей и экспертов
Такие совещания проводят руководители среднего звена (начальник отдела, директор и замдиректор департамента), и их основной целью является организация текущей работы (распределение задач между сотрудниками, выдача поручений и тп.) или разрешение какой-то конкретной сложной ситуации.
В некоторых случаях на такие совещания приглашают внешних экспертов, чтобы послушать «мнение извне» и в целом прощупать информационный фон.
Эти совещания представляют из себя чисто управленческий инструмент, аналог оперативок и обычных рабочих совещаний, всем хорошо известных и в бизнесе, и в других сферах.
Протокол совещания на уровне исполнителей и экспертов, как правило, не составляют, ибо в таком случае это просто лишняя трата времени.
2. Совещание на уровне руководства одного ведомства
Руководители ведомств (министры, замминистры, аналогичные должности) собирают совещания для решения оперативных, стратегических и политических задач данного конкретного ведомства.
На таких совещаниях, например, рассматриваются финальные версии проектов нормативных актов для дальнейшей их отправки в Аппарат Правительства РФ, проект бюджета данного ведомства и проекты ведомственных актов, имеющие политическое значение.
Совещания второго типа являются высокоуровневым инструментом управления ведомством в целом, обсуждение ведется уже не глубоко детально, а на некотором уровне абстракции. Тут главное – указать на самые важные моменты подготовленных документов, обсудить «подводные камни» планируемых политических действий ведомства.
Эти совещания проводятся реже, чем совещания первого типа, однако в них обычно принимают участие руководители среднего звена, которые параллельно еще организуют собственные «оперативки», и поэтому «совещательная нагрузка» на таких руководителей значительно больше, чем на сотрудников уровня исполнителей.
По результатам совещания на уровне руководства ведомства, как правило, выпускается протокол, в котором может и не быть конкретных решений, но который фиксирует (в разделе «отметили»), что были заслушаны те или иные доклады, и в целом подтверждает тот факт, что совещание было проведено (чтобы никто из руководителей ни в коем случае не забыл состоявшегося обсуждения).
3. Межведомственное совещание
Руководители и исполнители из разных ведомств собираются для обсуждения высокоуровневых задач, поставленных со стороны Правительства РФ или Президента РФ, а также для формирования согласованной позиции по инициативам одного из ведомства, в случае если данные инициативы пересекаются с полномочиями других ведомств.
Такие совещания обычно проводятся на площадке ведомства, которое «на своде» по исполнению поручения или которое является автором обсуждаемой инициативы. «На площадке» – это не обязательно в здании самого ведомства, это может быть и видеоконференция, и какая-то внешняя локация, но при этом «ведомство на своде» организовывает все мероприятие.
Председательствует (или участвует) в таких мероприятиях в большинстве случаев директор департамента, что снова пополняет его копилку «совещательной нагрузки». В ряде случаев встречи проводит замминистр.
Совещания третьего типа являются инструментом организации межведомственного взаимодействия, они решают важную задачу оперативной координации деятельности разных групп влияния и интересов в целях получения результата, устраивающего всех. Конечно, «общую позицию» можно сформировать и посредством получения согласительных писем от ведомств, но сделать это очень не просто, так как кто-нибудь обязательно нагенерит предложений и замечаний. А еще это очень долго, ибо регламентный срок ответа на письмо составляет 30 дней.
По результатам межведомственного совещания почти всегда выпускается протокол с конкретными решениями об одобрении (или не одобрении) чего-нибудь, а также поручениями кто-что-в-какие-сроки должен дальше сделать.
4. Рабочее совещание в Аппарате Правительства РФ
Тут важно обратить внимание, что речь идет именно о «рабочем» совещании, которое не афишируется и не опубличивается. На таком совещании могут, конечно, обсуждать и политические вопросы, но в целом данные мероприятия призваны решить вполне конкретные практические задачи: разрешить спор ведомств по формулировкам в каком-нибудь проекте акта, рассмотреть отчеты ведомств о выполнении поручений Правительства РФ или Президента РФ, сбить позиции профильных ведомств и курируемых ими госпредприятий по отдельным вопросам.
Совещания четвертого типа обычно проводит директор или замдиректор профильного департамента Аппарата Правительства РФ, а участвуют в нем все те же директора и замдиректора департаментов ведомств и лишь иногда – замминистры.
Такие совещания часто являются финальной стадией обсуждения для проектов распоряжений и постановлений Правительства РФ (сами проекты готовят ведомства, а утверждает – Правительство РФ). Отработка законопроектов также всегда проходит через подобные совещания. На данных встречах представители Правительства РФ переодически выступают арбитрами между профильными ведомствами и представителями бизнес-сообщества при проработке актов отраслевого регулирования. Предложения по проектам политических решений зачастую зарождаются именно на рабочих совещаниях в Аппарате Правительства РФ.
По результатам данных совещаний всегда (за очень редким исключением) выпускают протокол с перечнем поручений.
5. Совещание высокого уровня
К этому типу совещаний будем относить мероприятия под руководством Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ, губернаторов, а также мероприятия, под председательством руководителей двух и более ведомств одновременно.
Такие события в большинстве случаев ориентированы на решение политических задач, обсуждение ведется на высоком уровне абстракции, проекты решений тщательно прорабатываются заранее. В основном совещания пятого типа носят публичный характер, но бывают и «закрытые встречи». Базовая цель данных мероприятий – «дать сигнал» ведомствам, бизнесу и обществу в целом о том, какова сейчас «линия партии» по тому или иному вопросу.
Высокоуровневые совещания часто и обильно освещаются в прессе, поэтому создается впечатление, что именно их проводится больше всего. Но на самом деле совещания пятого типа организуются значительно реже, чем совещания других типов, описанных в данной статье.
По результатам высокоуровневых совещаний всегда выпускаются протоколы с перечнями поручений, но не всегда такие протоколы публикуются.
Система государственного управления – это огромная административная машина, в которой задействовано очень много людей. Чтобы организованно двигаться в одном направлении, нужно всех настроить на общий лад и оперативно преодолевать возникающие барьеры, а для этого, как говорится, «нужно чаще встречаться».
Совещания на госслужбе – это практический инструмент решения управленческих задач, и даже «политические совещания» все равно в итоге направлены на получение конкретного практического результата, хотя с первого взгляда это может быть и не очевидно ;)