Продолжаем рубрику, которая практически завершена. Целью рубрики было уточнение потерь флота кайзеровской Германии в годы Первой мировой войны, изучение особенностей гибели боевых единиц. В рассматриваемый период (конец ноября 1918 года) большинство погибших боевых единиц (вернее вышедших из состава германского флота) - подводные лодки, которые после подписания перемирия в войне передавались странам -победительницам (и не только). В основе - справочник Шишова А.А.(1996 г), потери в корабельном составе кайзеровского флота представлены в хронологическом порядке. Дополняем данные и добавляем подробности, насколько это возможно. Надеемся, что и наши читатели помогут что-то добавить в судьбу перечисленных боевых единиц.
Не все выпуски рубрики получаются информативными, но мы стараемся делать их таковыми. Правда остались лишь отдельные инциденты, основной из которых произойдет летом 1919 года в Скапа-Флоу.
1918 год
ноябрь
21 - Подводная лодка UВ95 передана Италии на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа UB III. Спущена на воду - 10 мая 1918 года, введена в строй - 20 июня 1918 года. Место постройки - Гамбург, АГ "Вулкан".
Передана союзникам в соответствии с требованиями перемирия. Разобрана в Специи в мае 1919 года.
Для справки: водоизмещение: 510/640 т, размерения: 55,52х5,76х3,73 м; ГЭУ: 2 дизеля., 2х1085 л.с., 2 электродвигателя, 2х780 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 13/7,4 уз., дальность плавания - 7120 (6)/ 55(4) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 34 человека (в т.ч. 3 офицера). Вооружение: 5-500-мм ТА, 10 торпед, 1х1-105-мм/30 орудие SK L/45.
21 - Подводная лодка UВ96 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа UB III. Спущена на воду - 31 мая 1918 года, введена в строй - 3 июня 1918 года. Место постройки - Гамбург, АГ "Вулкан".
Передана союзникам в соответствии с требованиями перемирия. Разобрана в Бонесе в 1919/1920 году.
21 - Подводная лодка UВ97 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа UB III. Спущена на воду - 13 июня 1918 года, введена в строй - 25 июля 1918 года. Место постройки - Гамбург, АГ "Вулкан".
Передана союзникам в Гарвиче соответствии с требованиями перемирия. После перехода в руки британцев UB-97 была отбуксирована в Фалмут вместе с пятью другими подводными лодками (UB86, UC92, UB106, UB112, UB128) для использования в серии испытаний взрывчатых веществ Королевским флотом в заливе Фалмут, чтобы найти слабые места в их конструкции. После использования 7 марта 1921 года UB-97 была выброшена на камни Касл-Бич и затем продана компании R. Roskelly & Rodgers 19 апреля 1921 года на металлолом (за 50 фунтов стерлингов) и частично утилизирован в течение следующих десятилетий, хотя часть деталей остались на месте.
21 - Подводная лодка UВ98 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа UB III. Спущена на воду - 1 июля 1918 года, введена в строй - 8 августа 1918 года. Место постройки - Гамбург, АГ "Вулкан".
Передана союзникам в соответствии с требованиями перемирия. Разобрана в Портмадоге в 1922 году. По некоторым данным, стальные листы подводной лодки использовались для облицовки туннеля Гарнедд на Ффестининогской железной дороге (Уэллс), но доказательств нет.
21 - Подводная лодка UВ111 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа UB III. Спущена на воду - 1 сентября 1917 года, введена в строй - 5 апреля 1918 года. Место постройки - Гамбург, АГ "Вулкан".
Передана союзникам в соответствии с требованиями перемирия. Разобрана в Бонесе в 1919/1920 году.
Для справки: водоизмещение: 519/649 т, размерения: 55,3х5,8х3,7 м; ГЭУ: 2 дизеля., 2х1085 л.с., 2 электродвигателя, 2х780 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 13,3/7,5 уз., дальность плавания - 7240 (6)/ 55(4) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 34 человека (в т.ч. 3 офицера). Вооружение: 5-500-мм ТА, 10 торпед, 1х1-88-мм орудие.
21 - Подводная лодка UВ132 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам типа UB III. Заложена - 22 октября 1917 года, спущена на воду - 22 июня 1918 года, введена в строй - 22 июля 1918 года. Место постройки - Бремен, АГ "Везер".
Передана союзникам в соответствии с требованиями перемирия.
Для справки: водоизмещение: 512/643 т, размерения: 55,85х5,8х3,72 м; ГЭУ: 2 дизеля., 2х1050 л.с., 2 электродвигателя, 2х780 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 13,9/7,6 уз., дальность плавания - 7280 (6)/ 55(4) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 34 человека (в т.ч. 3 офицера). Вооружение: 5-500-мм ТА, 10 торпед, 1х1-105-мм орудие.
21 - Подводная лодка U79 передана Франции. В составе французского флота получила наименование "Виктор Ревейль". 29 июля 1935 года передана на разборку.
Принадлежала к подводным лодкам-минным заградителям типа UЕ I. Спущена на воду - 31 октября 1915 года, введена в строй - 26 января 1916 года. Место постройки - Штеттин, АГ "Вулкан".
Для справки: водоизмещение: 755/832 т, размерения: 56,8х5,9х4,86 м; ГЭУ: 2 дизеля., 2х888 л.с., 2 электродвигателя, 2х888 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 9,9/7,9 уз., дальность плавания - 7880 (7)/ 83(4) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 32 человека (в т.ч. 4 офицера). Вооружение: 2-500-мм ТА, 4 торпеды, 1х1-88-м орудие SK L/30
Передана союзникам в Гарвиче в соответствии с требованиями перемирия.
Подводная лодка была переведена во Францию и получила звание «Виктор Ревей» ("Ревейль") в 1922 году. 23 ноября 1923 года она села на мель в Булони (Па-де-Кале, Франция). Ее сняли с мели, отремонтировали и вернули в строй. Была выведена в резерв в 1930 году, лодка была повреждена 27 июля 1935 года, списана через два дня и продана компании L'Hermitte (Брест) за 70 642 французских франка 6 августа 1936 года для разборки.
21 - Подводная лодка U117 передана США. 21июня 1921 года потоплена в ходе опытов по бомбометанию у мыса Кейп-Чарльз (штат Вирджиния, США).
Принадлежала к подводным лодкам - дальним минным заградителям типа UЕ II. Спущена на воду - 10 декабря 1917 года, введена в строй - 28 марта 1918 года. Место постройки - Штеттин, АГ "Вулкан".
Передана союзникам в Гарвиче в соответствии с требованиями перемирия.
Для справки: водоизмещение: 1164/1512 т, размерения: 81,52х7,42х4,22 м; ГЭУ: 2 дизеля., 2х1765 л.с., 2 электродвигателя, 2х1184 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 14,7/7 уз., дальность плавания - 13900 (8)/ 35(4,5) миль; Глубина погружения - 75 м; Экипаж - 40 человека (в т.ч. 4 офицера). Вооружение: 4-500-мм ТА, 14 торпед, 42 мины, 1х1-150-мм орудие SK L/45, 1х1-88-м орудие SK L/30
После заключения перемирия с Германией ВМС США выразили заинтересованность в приобретении нескольких бывших немецких подводных лодок, которые будут служить экспонатами во время кампании "Облигации (акции) победы" и U-117 стала одной из шести лодок, отведенных для этой цели. В марте 1919 года американский экипаж взял под свой контроль эту подводную лодку и она была осмотрена специальной комиссией.
После напряженной подготовки к выходу в море 3 апреля U-117 вышла в Ла-Манш из Гарвича вместе с тендером подводных лодок "Самнер" и другими немецкими подводными лодками: UB-88, UB-148, UC-97. Эта американская оперативная группа, получившая название «Бывший немецкий экспедиционный корпус подводных лодок», посетила Азорские и Бермудские острова, прежде чем 27 апреля 1919 года добраться до Нью-Йорка, где подводные лодки вскоре были открыты для публики. Туристы, фотографы, репортеры, технические специалисты военно-морского ведомства и производители гражданских подводных лодок пришли, чтобы увидеть военные трофеев. Затем поступил приказ начать серию заходов в порт с целью продажи "облигаций Победы". Для U-117 проложила один из маршрутов по восточному побережью, во время которого она остановилась в Вашингтоне (округ Колумбия) и провела там значительный период времени на Вашингтонской военно-морской верфи. По завершении кампании по продажи облигаций в конце того же лета подводная лодка была поставлена на прикол на военно-морской верфи в Филадельфии вместе с U-140 и UB-148 . Там она оставалась - частично разобранной - до тех пор, пока в июне 1921 года его не вывели в море, чтобы использовать в качестве цели для испытаний бомбардировок с воздуха, проводимых ВМФ и армией.
21 июня 1921 года три летающие лодки ВМС F5L, летевшие на высоте 370 м, разбомбили и потопили U-117, стоящую на якоре в спокойной воде, в 50 морских милях к востоку Кейп-Чарльз. Было использовано двенадцать 163-фунтовыми (74 кг) бомб, каждая из которых была снаряжена 117 фунтами (53 кг) тротила. Бомбы были сброшены двумя залпами: одна из трех бомб и одна из девяти бомб. Оба сброса прошли мимо цели и упали близко к подводной лодке, все в пределах 46 м от нее, все бомбы сработали как положено. Подводная лодка затонула через семь минут после второго залпа.
21 - Подводная лодка UС59 передана Великобритании на металлолом.
Принадлежала к подводным лодкам - минным заградителям типа UC II. Заложена - 25 марта 1916 года, спущена на воду - 28 сентября 1916 года, введена в строй - 12 мая 1917 года. Место постройки - Данциг, "Кайзерлихе верфь".
Передана союзникам в Гарвиче в соответствии с требованиями перемирия. Разобрана в Бонесе в 1919/1920 году.
Для справки: водоизмещение: 415/498 т, размерения: 52,69х5,2х3,61 м; ГЭУ: 2 дизеля., 2х 570-590 л.с., 2 электродвигателя, 2х610 л.с.; Скорость хода (надводная/подводная): 11,6/7,3 уз., дальность плавания - 8660- 9450 ()/ 52(4) миль; Глубина погружения - 50 м; Экипаж - 26 человек. Вооружение: 3-500-мм ТА, 7 торпед, 6 минных труб, 18 мин, 1х1-150-мм орудие SK L/45, 1х1-88-м орудие UK L/30.
К сожалению, других подробностей о судьбе перечисленных кораблей найти не удалось.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг.- СПб, 1996,104 с.; Groner E., Mickel P., Mrva F.-Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard& Graefe Verlag, Munchen, De,1982.; "Die UC-Boote der Kaiserlichen Marine. H.Bendert; Шеер, Р.Германский флот в мировую войну. 1914-1918/Р.Шеер.- М.: Эксмо, Изографус; СПб.: Terre Fantastica, 2002.- 672 с.; ВМС Германии. 1914-1918 (Справочник по корабельному составу) /Морская коллекция, 1996, № 3. -26 с.; Гибсон, Р. Германская подводная война 1914-1918 гг./Р.Гибсон, М.Прендергаст. - Мн.:Харвест, 2002. - 464 с.; ресурсы Интернет