Найти в Дзене

1901 год - конец Викторианской эпохи. Мистика и наука - симбиоз?

Наступил 1901 год, второй год переходного периода от эпохи Научного романтизма к Эпохе радия. Человеческая цивилизация развивалась и не отрывно от нее, пользуясь ее плодами, развивалась и научная фантастика. Какие события окружали писателей и творцов нашего любимого жанра:

Американский астроном Энни Джамп Кэннон впервые классифицирует звезды по температуре. Макса Планк публикует формулу, описывающую спектральную плотность излучения, которое создаётся абсолютно чёрным телом определённой температуры. Маркони передает телеграфные радиосообщения через Атлантику. Постулирован третий закон термодинамики. Спущена на воду первая британская подводная лодка Голланд (на фото вверху). Смерть королевы Виктории, на трон вступает Эдуард VII; бурская война продолжается - вводится понятие "концентрационный лагерь". Президент Маккинли убит анархистом, его сменил Теодор Рузвельт. Посетители Панамериканской выставки 1901 года в Буффало (Нью-Йорк) могли прокатиться на аттракционе "Путешествие на Луну", вдохновленном фильмом Мельеса. Выходит трактат Бука "Космическое сознание: Исследование эволюции человеческого разума" - всерьез повлиявший на творчество писателей-фантастов. Публикация скверно отредактированного сборника заметок и фрагментов литературных останков Ницше: "Der Wille zur Macht". "Избранные работы Фурье" (1901), перевод утопических представлений французского философа-социалиста (общинная собственность, свободная любовь) и псевдонаучный "Закон привлечения" (Новое мышление), предсказаний о развитии технологий и т. д., которые повлияли на некоторых авторов научной фантастики этой эпохи.

-2

Первой книгой сегодня представляю вам роман "Пурпурное облако" британского писателя Мэтью Филипса Шила. Это апокалиптический роман в стиле "последний человек". Действие романа происходит в 1920 году. Космические силы добра и зла находятся на Земле в шаткой гармонии, но баланс нарушается, когда исследователи достигают северного полюса. На свободу вырываются хтонические силы разрушения - ядовитый фиолетовый пар. Адам Джефсон, исследователь, первым достигший полюса, возвращается в разрушенный мир. Он немного сходит с ума и приступает к разрушению городов; он также переодевается в султана и сооружает фантастический дворец на острове Имброс. Когда он обнаруживает выжившую девушку, они становятся новыми Адамом и Евой... или он убьет ее? Отец автора родился на острове Монтсеррат в Вест-Индии и, скорее всего, был незаконнорожденным ребенком ирландского таможенника и женщины-рабыни. Таким образом, Шил стал одним из немногих цветных авторов-фантастов в "эпоху радия", а также, возможно, первым британским писателем карибского происхождения. Он также провозгласил себя королем острова Редонда.

-3

Эмилио Сальгари - итальянский писатель приключенческих произведений, а так же "пионер научной фантастики". В Италии его многочисленные работы были более читаемы, чем работы Данте Алигьери. В 21 веке он по-прежнему входит в число 40 самых переводимых итальянских авторов. Многие из его самых популярных романов были адаптированы в виде комиксов, мультсериалов и художественных фильмов. Он считается отцом итальянской приключенческой фантастики, а также "дедушкой" спагетти-вестерна.

В 1901 году выходит его книга "Золотая гора". Немец Оттоне Штекер и его спутник грек Маттео Копеки отправляются в сердце Африки на борту принципиально нового дирижабля, сконструированного Штекером. Аэронавты отправляются на поиски легендарной "Золотой горы" и ее сказочных сокровищ, о которых они узнали благодаря документу британского путешественника, пропавшего два года назад. Документ был случайно найден арабом Эль-Кабиром, другом двух спутников, который присоединяется к ним в авантюрных поисках. Против международного экипажа дирижабля выступает безжалостный Альтарик, который, узнав тайну, решил первым добраться до спрятанного сокровища.

-4

"Наследники: Экстравагантная история" - квази-фантастический роман, в создании которого участвовали Форд Мэдокс Форд и Джозеф Конрад. В нем речь идет о будущем плане колонизации Гренландии - по аналогии с современными (я имею ввиду 1901 год) планами освоения Бельгийского Конго. Тонко завуалированная политическая сатира, выдержанная не в самом лучшем свете. Элемент фантастики появляется, когда два главных героя - главные злодеи - утверждают, что они из четвертого измерения - в данном случае метафора современного поколения холодных материалистов. Нам предлагают увидеть в четвертом измерении "нечто запредельное, нечто более великое - более великое, чем соборы, более великое, чем представление о богах, которым воздвигали соборы". Повествователь рассказывает, как "я услышал о природе Четвертого измерения - услышал, что оно невидимо для наших глаз, но вездесуще". В конце концов "Измерители" или "Наследники" - чьи цели так и не проясняются, что как бы делает их ранними прототипами действительно непостижимых инопланетян - добиваются своего. Ни один из авторов не остался доволен книгой, но Блейлер говорит, что это "приятная социально-нравственная фантастическая сказка".

-5

Роман Джорджа Гриффита "Капитан Измаил" - ранний пример темы параллельных миров. "Человек, обреченный на бессмертные скитания сквозь века, несколько раз встречает Вечного жида и в конце концов изобретает дальнобойные пушки с разрывными снарядами в "мире ином", задолго до всех остальных", - отмечает Московиц. Гриффит был плодовитым британским писателем-прото-фантастом и известным исследователем, пользовавшимся огромным влиянием в Великобритании.

-6

Мистическое приключение Эдвина Лестера Арнольда "Лепид-центурион: Римлянин наших дней". Полусверхъестественное, полуфантастическое. Классическое историческое фэнтези, в котором речь идет о бессмертии - теме, которая была близка Эдвину Лестеру Арнольду и писателям конца XIX века. Марк Лепид соглашается на должность центуриона, чтобы быть рядом с девушкой, в которую он был влюблен, но встречает преждевременную смерть. Спустя столетия его возвращают к жизни, и он попадает в мир, сильно отличающийся от его собственного, и, пытаясь приспособиться к новой жизни, предлагает уникальный взгляд на современный и, возможно, более цивилизованный мир. Тайна, история и романтика смешиваются в сказке, которая преодолевает границы времени.

-7

Выходит первая книга "Лунной трилогии" Ежи Жулавского "На серебряной планете". Роман был написан в 1901 году и опубликован в журнале "Голос народа". Книжный вариант вышел в 1903 году. В то время эта книга была совершенно новаторской в этой части Европы.
Во Франции был свой Жюль Верн с его подводными лодками и спусками под землю, а в Англии - Герберт Уэллс, который, пожалуй, стал пионером научной фантастики в том виде, в котором мы ее знаем. Тем временем Курд Лассвиц в Германии написал книгу о марсианах, высадившихся в Арктике и сражающихся с Королевским флотом. Владислав Уминьский в Польше создавал свои лучшие пародии на Верна, но это было практически все в этот период. Американские пионеры жанра, Эдгар Райс Берроуз и Джек Лондон, не создадут ничего похожего на научную фантастику еще как минимум десять лет.

-8

Написанная в форме дневника польским членом международного экипажа, первая книга "Лунной трилогии" рассказывает о неудачной миссии по исследованию Луны. (Предупреждение о спойлерах!) После аварийной посадки небольшая группа выживших ученых пытается добраться до убежища на темной стороне Луны, где, по их предположениям, можно безопасно дышать. Путешествие оказывается долгим и тернистым, и только трое из них добираются до места. Добравшись туда, они застряли там. Навсегда.
У единственной выжившей женщины рождается ребенок. Это начало новой жизни, так как группа начинает размножаться, и целые поколения скрещиваются в течение короткого промежутка времени. В отличие от ученых, все они заметно уменьшились в размерах, что объясняется гравитацией Луны.
Вскоре в живых остается только один человек, выживший в катастрофе, - польский рассказчик, который заставляет всех этих маленьких новых "селенитов" следовать за ним и использовать польский язык в качестве родного. Он - их единственная связь с кладезем человеческих знаний, и, несмотря на то, что к нему относятся как к богу, он не чувствует себя особенно преуспевшим в просвещении, тем более что они верят, что какой-то мессия в конце концов спасет их и заберет на Землю. Само собой, этого не происходит.

-9

Роберт Эймс Беннет "Тира: роман о полярной котловине". Известный роман о затерянных расах, по мнению многих, является своеобразной классикой жанра. Четверка исследователей на воздушном шаре дрейфует и терпит крушение в неизведанной части Арктики, где в своеобразной пустоте находят норвежскую колонию, котловину с фантастическими существами, жуткую систему человеческих жертвоприношений и множество приключений. В этой истории также присутствует то, что можно назвать потерянной расой внутри потерянной расы. Отличное воссоздание скандинавского образа. "Описание Беннетом похода экспедиции на север от Земли Франца-Иосифа в 1896 году - один из самых реалистичных отрывков в жанре... "Тира" изобразила весь ужас освоения Арктики". - Клэрсон, Возникновение американской научной фантастики: 1880-1915

-10

Эдвард Эрл Чайлдс "Чудеса Мышеландии". Рассказчик, потерпевший кораблекрушение в Тихом океане, обнаруживает расу разумных мышей, чья цивилизация основана на информации, собранной во время тайных экспедиций в земли, населенные людьми. Маргинально-утопическая, в основном сатирическая и далеко не детская книга.

На сегодня все, но с 1901 годом мы еще не закончили - продолжу в следующей статье!
Ваш Дионисий Шервуд!