Найти тему

Односложное общение как враг эмоционального интеллекта

9-летний мальчик, отличник в школе, неоднократный победитель и призер спортивных соревнований, умный и развитый не по годам, мечтал, казалось бы, о сущей ерунде. Мальчику очень хотелось внимания отца - чтобы он проявлял интерес к его занятиям, замечал его успехи и хотя бы иногда по-настоящему хвалил его. Увы, получить внимание и тем более искреннюю похвалу от отца было невозможно. В лучшем случае отец произносил механическое "здорово", не отрываясь от своего телефона и не выпуская его из рук. Причем "здорово" произносилось во всех случаях, одинаково бесцветным голосом, независимо от "величины" и значимости успеха ребёнка. Складывалось впечатление, что отец вообще не способен на эмоции. Мальчик же, в свою очередь, сделал вывод, что "папа знает только одно слово для похвалы".

Мальчик 8 лет рассказывает, что мама не считается с ним, не хочет знать, что он чувствует и не верит ни одному его слову. Из-за этого он редко обращается к ней за помощью и поддержкой и не верит, что мама когда-нибудь сможет его понять. Вот как описывает эту ситуацию ребёнок: "Что бы со мной ни случилось и что бы я ни пытался ей рассказать, она перестаёт меня слушать уже после первого или второго предложения и говорит, что ей все понятно. После чего обвиняет меня и говорит, что во всём виноват я. Когда же я пытаюсь сказать о том, что я чувствую, она всегда отвечает, что мне это всё кажется и я выдумываю».

В этих историях можно увидеть не только признаки равнодушия, эмоциональной чёрствости, неспособности вовлекаться и отсутствие эмпатии. Налицо явные проявления эмоциональной неразвитости. В одной из книг Януша Вишневского есть такие слова: "Чувство, что тебя слушают внимательно, не пропуская ни единого слова, - не менее важно, чем нежность".

Можно предположить, что мама мальчика из второй истории испытывает раздражение и считает его чересчур "изнеженным". Папа же мальчика из первой истории наверняка считает, что сын пытается всячески привлечь к себе внимание и быть в центре этого самого внимания. Оба вывода являются отражением их уровня эмоционального развития. "В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; учёность становится в нём педантизмом; остроумие — шутовством, простота — неотёсанностью, добродушие — льстивостью". Джон Локк.

Одной из значимых составляющих эмоционального интеллекта является общение. Именно в общении проявляется уровень эмоционального интеллекта. И именно в общении и через общение можно "передать" свой уровень эмоционального интеллекта ребёнку. Человек с развитым ЭИ транслирует через общение не только слова и информацию. Он передаёт чувства и эмоции, знания и опыт, а также большое количество неявной информации, которая улавливается подсознанием другого человека. Важный момент, на который хотелось бы обратить внимание: развитый эмоциональный интеллект позволяет улавливать подсознательную информацию. Восприятие информации, как и само общение, происходит совсем на другом уровне. Именно такое общение называется эмоциональным, и именно оно способно развить эмоциональный интеллект.

Как ни странно, эмоции проще всего выражать словами через общение. «Проще» не в том плане, что это легко, а в том, что это самый доступный и прямой способ донести свои чувства и эмоции. И именно по этой причине нельзя развить эмоциональный интеллект ребёнка, «не отрегулировав» свой стиль общения, не добавив в свой язык необходимые краски и оттенки.

Общение человека с развитым ЭИ и, соответственно, с развитой эмоциональной сферой, отличается от "обычного" общения. Отличия эти часто незримые, нo очень существенные. Такому общению присущи:

— убедительность

— проницательность

— мягкость

— эмпатичность

Подобное общение мотивирует, развивает, доставляет удовольствие и всегда оставляет ощущение внутреннего подъема. Это достигается за счёт трёх важных моментов:

1. Человек с развитым ЭИ в общении и через общение затрагивает эмоциональную сферу и делает это чутко и эмпатично - именно поэтому общение с ним доставляет удовольствие и вызывает доверие к нему.

2. Слова и речь человека с развитым ЭИ эмоционально наполнены, аутентичны и поэтому убедительны.

3. Человек с развитым ЭИ грамотно проявляет(использует) в общении свои собственные эмоции. Он не скрывает, не подавляет и не пытается их отрицать. Это тоже вызывает доверие (открытость в общении) и позволяет лучше его понимать (через понимание его эмоций).

Многие в общении склонны к односложным, сухим фразам. Подобный стиль общения не только не вмещает в себя минимальных эмоций, необходимых для развития ЭИ, но и будто подразумевает их отсутствие и даже отрицание. Такое общение похоже на удары хлыстом, которыми погоняют лошадь. Общаясь с такими людьми, мы невольно (подсознательно) делаем вывод, что эмоции в разговоре излишни и достойны только осуждения. Как результат - мы тоже закрываемся и тем самым блокируем свой эмоциональный канал. То же самое происходит и с детьми, когда с ними общаются сухим, формальным и малоэмоциональным языком. Очень важно отметить, что эмоциональный язык - это не только слова. Сами по себе слова почти не выражают эмоций. В понятие эмоционального языка входят:

— тембр голоса

— выражение лица

— взгляд и выражение глаз

— внутреннее состояние

— прикосновения, тактильный контакт

— уместные шутки

— образные сравнения

— правильные вопросы, которые помогают лучше понять, осознать и отчетливее почувствовать сказанное

Очень важной составляющей для развития ЭИ является отсутствие односложных ответов и односложности общения. Фразы в общении должны иметь некую минимальную длину, но при этом не быть и слишком затянутыми. Чересчур длинные и мудрёные ответы перегружают сознание и не затрагивают эмоциональный канал. Чтобы лучше почувствовать этот момент, воспользуемся следующим упражнением.

Произнесите слово "счастливый" и попробуйте отследить, много ли у вас возникло эмоций? А теперь попробуйте "я счастливый". Уверен, эмоций вы испытаете намного больше и наверняка слегка улыбнётесь. Добавим ещё одно слово и снова проследим за нашими эмоциями: "Я сегодня счастливый". "Сегодня" добавляет конкретики и невольно усиливает испытываемые чувства и эмоции. Продолжим и добавим ещё одно слово: "Я сегодня очень счастлив". Думаю, даже на уровне тела можно ощутить совсем другие эмоции. Воздействие на детей эмоционально насыщенного общения происходит точно так же. Настроение ребёнка будет совсем другим, если в общении с ним использовать именно такие эмоционально насыщенные, информативные предложения.

Ниже приведены самые обычные фразы, которые встречаются в нашем ежедневном общении, и три варианта возможных ответов на них. Читая их, попробуйте проследить за собственными эмоциями и ощущениями в зависимости от "длины" ответов.

1. Как вас зовут?

Михаил.

Я Михаил.

Меня зовут Михаил.

2. Как у вас дела?

Нормально.

Всё хорошо.

Спасибо, всё хорошо. А как у вас?

3. Рад вас видеть!

Спасибо.

Я тоже.

Я тоже рад вас видеть! Как поживаете?

4. Папа (мама), я сдал экзамен/выиграл партию/занял первое место на соревнованиях)!

Хорошо.

Поздравляю! Молодец!

Поздравляю! Молодец! Я горжусь тобой!

5. Как прошла ваша поездка?

Нормально.

Я доволен.

Замечательно! Я получил огромное удовольствие!

6. Папа, ты можешь мне помочь?

Сейчас нет.

Нет, я занят.

Извини, сынок, у меня сейчас срочные дела по работе. А потом я тебе с удовольствием помогу!

Первые варианты ответов кому-то могут показаться оптимальными - они лаконичны, не содержат "лишних" слов и эмоций. Однако при таком стиле общения сложно избавиться от ощущения, что от нас будто пытаются отделаться и отвечают чисто формально. Радость и заинтересованность точно не улавливаются.

Вторые варианты ответов несколько лучше, в них присутствует минимальное количество эмоций. При таком стиле общения нет явного ощущения формальности ответов. Скорее, улавливается подчёркнутая вежливость.

Третий же вариант ответов воспринимается как дружелюбный, заинтересованный, вежливый и приятный. Нет ощущения, что человек отвечает только потому, что у него спросили и он вынужден отвечать. Конечно, может показаться, что третий вариант ответов содержит "неуместные подробности" и "слишком много букв". Но тут всё зависит от того, какую цель преследует человек, который отвечает на вопросы, что он хочет скрыть и чего не хочет демонстрировать.

Завершить же статью хочется весьма показательной историей. Мальчик семи лет посещал большое количество различных секций и занятий. При этом, заходя в класс или спортивный зал, никогда ни с кем не здоровался. Молча заходил и просто ждал начала занятия. Папа и мама, бабушки и дедушки, многочисленные родственники многократно пытались объяснить ему, что с преподавателями и тренерами нужно здороваться, что это некрасиво и неуважительно по отношению к ним. Но всё было бесполезно. Казалось, мальчик не слышит и не воспринимает эту информацию. Неведомая причина, по которой мальчик не здоровался, вскрылась совершенно случайно через несколько месяцев.

Мальчик попросил об индивидуальных занятиях. Родители написали тренеру, чтобы согласовать дату и время занятий. Тренер обещал написать через день. Написал. Вот примерный текст переписки.

Тренер: "Добрый день! В четверг в 14.30 я могу провести занятие. Далее следовал адрес, как проехать и что нужно взять с собой мальчику. И в конце вопрос - сможете ли в это время подойти?"

Ответ родителя содержал только одно слово: "Да".

Примерно через месяц тренер по семейным обстоятельствам не мог провести занятие, о чём он и написал родителям мальчика, чтобы предупредить их. Примерный текст переписки:

Тренер: "Добрый вечер! Анна Ивановна, завтра у меня не получится провести занятие с Сашей. Давайте перенесём занятие на следующую неделю".

Ответ родителя снова состоял только из одного слова: "Хорошо".

Через неделю, за день до занятия, тренер пишет родителям о том, что нужно взять с собой Саше на тренировку.

Тренер: "Добрый день! Саше нужно будет взять на тренировку... Это понадобится для..."

Ответ родителей снова оказался максимально лаконичным: "Ок".

Очень сложно, общаясь в таком стиле, научить ребёнка проявлять уважение к другим людям и здороваться с ними. Ведь ребёнок ежедневно видит, слышит и впитывает в себя подобное отношение своих родителей к другим людям и к внешнему миру. Замечательно сказал об этом Владимир Леви: "Родитель, пытающийся изменить своего ребёнка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует".

#эмоциональныйинтеллект #саморазвитие #самопознание