Я продолжаю публикацию глав из повести о судьбе 2-х братьев. Повесть близится к концу. Наберитесь терпения и прочтите ее целиком.
Доброго и успешного всем дня, мои дорогие!
Благодарю всех читающих и дочитывающих главы из повести, за лайки и комментарии, за неравнодушие к судьбам героев повести, за поддержку автора.
Вчера так упахалась на даче, что не было сил сесть и набрать очередную главу. села только сегодня с утра. Поэтому читайте с обеда. Извините, дорогие, работаю, как могу.
Для новых читателей начало повести:
предыдущая часть:
1990 год начался для Рината не просто. Ситуация напоминала «сидение на пороховой бочке».
В начала февраля начались массовые беспорядки в Душанбе, который были вызваны тем, что в результате армяно-азербайджанского конфликта в Баку, к ним в республику переехало большое количество армян, которым, как беженцам, по слухам предоставляли квартиры в новом жилом районе «Зеравшан». В столице республики был тогда большой дефицит жилья, и многие жители надеялись получить там долгожданные квартиры.
11 февраля более 4000 человек собрались возле здания ЦК КПСС Таджикистана с требованиями «долой армян». Многие семьи беженцев-армян тогда покинули республику. Но митингующие на этом не остановились, требование сменили на «долой Макхамова» (Первый секретарь ЦК КПСС Таджикистана в то время – прим. автора), ворвались в здание и подожгли его, начались погромы ларьков и магазинов, русские погромы. В городе объявили чрезвычайное положение и ввели комендантский час. Не работал общественный и междугородний транспорт, банки, почта, магазины, школы и детские сады были закрыты, даже газеты перестали выходить.
Эти события по сути своей были началом гражданской войны, которая началась в Таджикистане 2-мя годами позже.
В военном городке запретили женам офицеров летать на вертолете в Душанбе на рынок, потому что это было крайне опасно, да и не работали рынки в тот период.
В результате беспорядков погибло 25 человек и более 500 были ранены, причем большая часть пострадавших были этнические русские. В город для наведения порядка были введены войска МО и МВД в количестве более 5000 человек, им был дан приказ открывать огонь на поражение.
При этом значительно ухудшилось снабжение их военного городка продуктами, меньше стало поступать продуктов и непосредственно на заставы, особенно стало плохо со снабжением овощами и мясом.
Неожиданно выяснилось, что их военный городок, как административная единица не существует, его нет ни на одной карте республики, а на нет и суда нет. Если Вас нет, то и снабжать Вас не зачем, самим продуктов не хватает.
Доходило до того, что солдат и офицеров на заставах кормили 3 раза в день кашами: утром перловая каша с сухим молоком, на обед рисовая каша в виде супа с квашеной капустой, на второе макароны с мясной подливой из тушенки, на ужин гречневая каша с рыбными консервами.
А в начале апреля 1990 года Ринат, как и остальные 9 начальников застав, получил пакет из штаба округа, где ему сообщалось о том, что 11 марта 1990 года Верховный совет Литовской ССР провозгласил независимость Литовской республики, отмену действия в республике конституции СССР, восстановление конституции Литвы 1938 года.
А 22 марта Горбачев написал Указ президента СССР «О дополнительных мерах по обеспечению прав советских граждан на территории Литовской СССР», который предписывал изъятие оружия у населения и организаций Литвы.
В СМИ эти события тогда практически не освещались, ему следовало довести эту информацию до вверенного ему офицерского состава, не посвящая в события рядовой состав заставы, повысить бдительность при охране государственной границы.
Многие до сих пор считают, что развал Союза произошел после государственного переворота в 1991, после августовского путча ГКЧП, но фактически Литва первой предприняла попытку выхода из состава СССР еще в 1990. Новую страну тогда никто не признал. СССР ввел запрет на поставку в Литву энергоносителей.
К концу июня Горбачевым был предложен мораторий на акт восстановления государственности Литвы, который правительство Литвы подписало. С 1 июля была снята энергетическая блокада Литвы, но в конце декабря то же правительство Литвы отменило мораторий, что привело к «либерализации цен» с начала 1991 года на основные продукты питания (цены тогда повысились более, чем в 3 раза при том же уровне заработных плат, пенсий и стипендий), что привело к массовым выступлениям протеста в Вильнюсе в начале 1991 года, вводу войск в Вильнюс и к большому количеству пострадавших. Порядка 900 человек были ранены и 15 человек погибли в результате этих волнений.
События начала января и штурм телецентра в Вильнюсе уже не могли замолчать СМИ, это показывали в программе «Время», многие тогда прилипали к телеэкранам и думали: «А что же дальше будет? Что всех нас ждет завтра?».
Отвлечь население страны от Вильнюсских событий было решено с помощью Павловской денежной реформы- самого бесчестного способа отъема денег у населения. Министр финансов, а чуть позже Премьер министр Валентин Павлов сначала выступал по телевидению с заверениями, что денежной реформы не будет, в тоже время люди по слухам знали, что в сберкассы завозят пачки 50 и 100 рублевых купюр 1991 года. Интересно, что перед этим зарплаты и пенсии выдавали в основном купюрами 50 и 100 рублевого достоинства 1961 года.
Первоначально Павлов хотел произвести обмен купюр, таким образом уменьшить количество денежной массы в стране, как первый этап реформы, а в дальнейшем планировалась постепенная либерализация цен, но в результате был проведен только трехдневный обмен купюр 50 и 100 рублевого достоинства 1961 года на такие похожие на них купюры 1991 года.
Об обмене денег объявили в программе «Время» в 21 час, магазины, банки и почты были закрыты. Обмен предлагалось провести в 3 дня с 23 по 25 марта (рабочие дни со среды по пятницу). Обменять один совершеннолетний человек мог только не более 1000 рублей, о чем делалась соответствующая пометка в паспорте. В тоже время снять в сберкассе можно было не более 500 рублей в месяц тоже с соответствующей пометкой в паспорте. Менялись только 50 и 100 рублевые купюры. Купюры более мелкого достоинства оставались в ходу, за исключением 25 рублевых, которые вывели из обращения.
Часть самых сообразительных граждан страны попытались в день оглашения реформы вечером отправить с вокзальных почтовых отделений почтовые переводы своим членам семьи, в Москве меняли подлежащие завтра обмену купюры в метро, у таксистов, которые еще не знали о реформе, потому что были на работе. Кто-то умудрялся покупать железнодорожные билеты в разных направлениях на более поздние сроки, а потом сдавали билеты и получали уже новые деньги.
Не удивительно, что 23 марта сберкассы брали штурмом, люди боялись потерять свои деньги, ведь цены-то продолжали расти. С 24 марта обмены стали производить еще и на почтах, и прямо на предприятиях, потому что 23 марта практически никто не работал в стране.
Конечно в результате реформы пострадали в большей степени не подпольные миллионеры, как заверяло правительство, а рядовые граждане, индивидуальные предприниматели, председатели и члены кооперативов, которые постоянно держали наличные деньги в обороте. Из 48 млрд рублей, находившихся в обороте к началу реформы, не были предъявлены к обмену 8 млрд рублей. Проблему ограничения денежной массы, не обеспеченной товарами и услугами в стране, реформа не решила. Проблему дефицитов всего, и вся в стране тоже решить не удалось. Единственное, чего добилось в данном случае правительство страны- утраты доверия граждан к действиям правительства и росту недовольства.
А со 2 апреля 1991 года стране стали действовать единые предельные цены на отдельные категории товаров: лекарства, бензин, керосин, уголь и дрова, отпускаемые населению, электроэнергию, водку и ряд тканей. При этом цены на них сразу выросли на 20-40 %, а на ряд потребительских товаров стали действовать свободные рыночные цены, и большая их часть вдруг стала недоступной большей части населения страны.
Герои нашей истории пережили этот период каждая семья по-своему:
У Ларисы и ее мамы было немного в наличии наличных 50 и 100 рублевых купюр, и Светлана Матвеевна одна их обменяла 25 марта на почте. Тогда уже там дежурили милиционеры и очередь шла спокойно.
У Рината в военном городке обмен производили жены офицеров в сберкассе и очередь шла на удивление организованно, 25 марта выездная бригада сбербанка проехала по заставам. У Рината было 800 рублей наличных денег в подлежащих обмену купюрах- зарплата за последние 2 месяца, у других офицеров его заставы еще меньше, на некоторых заставах офицеры пытались привлечь к обмену солдат срочников, чтобы те обменяли им деньги, но ведь у них не было паспортов, а только военные билеты и по военным билетам обмен не производился, поэтому часть офицеров потеряла свои деньги.
А вот у Миши и Лизы в семье из-за этого обмена вновь случилось несчастье. У Миши тогда было немного наличных, а у Лизы было больше 3-х тысяч и 2800 из них как раз крупными купюрами. Она только продала очередную партию комплектов постельного белья и еще не успела снова закупить ткани.
Хоть Миша и попросил своего сторожа деда Фарида помочь с обменом, тот согласились, и Лиза стояла в очереди 24 марта только один час без давки и толкотни. Но на почве сильного стресса 25 марта она снова потеряла ребенка, теперь уже на половине срока беременности. Ей поставили диагноз «привычное невынашивание на нервной почве», опять полностью обследовали и не нашли других причин для выкидыша.
В середине апреля ее выписали из больницы. Миша был сама предупредительность, любовь и забота, но Лиза почти месяц просто лежала и плакала, не могла работать.
Ринат, узнав о случившемся, очень переживал, выразил соболезнование, но чем он мог помочь, находясь на другом конце страны?
Тем временем летом 1990 года начался отъезд офицеров с семьями из военного городка. Первыми уволились из армии 2 начальника застав- полковники. Если у одного, действительно наступил пенсионный возраст и к нему вопросов не было, то второй ушел за полгода до пенсии и вместе с ним уехала Маргарита Николаевна- продавец промтоварного- его жена. Их сын закончил школу, и они решили, что пора перебираться в Россию, но о переводе на другой участок границы за полгода до пенсии речь уже не шла, и муж Маргариты Николаевны просто попросил об отставке по состоянию здоровья.
Новых начальников застав назначили быстро, а вот офицеров на их замену не присылали долго. Рината поразило, что, уволив в запас 28 солдат- срочников, он не получил ни одного нового солдата взамен и количество служащих на его заставе сократилось до 130, а весной 1991 года еще на 20 человек. На других заставах было тоже самое. При этом только за 1990-1991 год было зафиксировано более 200 нарушений границы на участке 1-10 застав. Не все они теперь заканчивались боями. В Таджикистан хлынули наркокурьеры. Но были и бои с моджахедами с жертвами и ранениями военнослужащих и офицеров.
В августе 1990 года из городка начали уезжать семьи с 2-3 детьми без мужей. Уезжали те, кому было куда поехать к родственникам и родителям в России, потому что даже талоны не гарантировали, что детей будет чем кормить завтра, снабжение городка продуктами стало очень плохим. Особенно было плохо с молочными продуктами и овощами- фруктами. Семья врача Абдулбасыра с 5-ю детьми тоже уехала в Осетию, он остался служить, а санчасть перевели в подвал штаба 3-й заставы, который несколько лет служил тиром. Там по минимуму сделали косметический ремонт, добавили ламп освещения и сделали фанерные перегородки. В разное время на лечении там находились от 10 до 20 легкораненых солдат и офицеров со всех 10-ти застав.
К началу 1991 года в городке осталось чуть больше половины семей офицеров, Тамара Захаровна изо всех сил старалась удержать городок в рабочем состоянии, в детском саду теперь функционировали только 2 группы, в школе объединяли по 3 класса по возрасту детей в один класс, сберкассу объединили с почтой, а магазин теперь был полностью во власти продавщицы Насти. Полдня она продавала продукты, а во второй половине дня сидела в промтоварном, продавать там было почти нечего.
Сама же Тамара Захаровна теперь 2 раза в месяц с 2-3-я солдатами из взвода охраны городка летала в Душанбе и закупала оптом у местных барыг концентрированное, сухое и сгущенное молоко, тушенку, рыбные консервы, картошку и яблоки. Потом вечером к ней в кабинет выстраивалась очередь из жен офицеров, которые получали эти продукты и остатки собранных ранее денег.
А в августе вся страна по телевизору смотрела что происходит в Москве, ГКЧП, введение в Москве чрезвычайного положения, запрет шествий, демонстраций, митингов и собраний. Запрет на выход целого ряда общественно- политических газет и журналов, назначение и.о. президента СССР Г. Янаева, «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения М. Горбачевым своих обязанностей президента СССР».
Затем подписание в Ново- Огареве договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ), который одними из первых подписали представители Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана, чуть позже осенью его так же подписали представители Киргизии, Украины, Азербайджана и Туркмении.
Фактически пограничники и их семьи оказались в чужой стране, но у Таджикистана не было своих пограничных войск и по согласованию 2х правительств погран-заставы продолжили охранять вверенные им участки границы, при этом пополнение новобранцами теперь шло из Таджикистана, многие из молодых солдат не закончили даже среднюю школу и довольно плохо говорили и понимали по- русски. А количество солдат и офицеров было сокращено до минимума. На заставе Рината было теперь только 80 человек.
А военный городок было приказано освободить, как незаконно занятую территорию в недельный срок. В течение 4-х дней выехали последние 15 семей, которые ехали уже в никуда. Очень немногим удалось получить тогда жилье от военкоматов. Все офицеры переселились в казармы застав. Ринат забрал из своей квартиры холодильник и телевизор. Телевизор стоял теперь в коридоре штаба заставы, а холодильник в его кабинете. Кроме воды там нечего было хранить.
Последней уезжала Тамара Захаровна. Практически все семьи бросили мебель и бытовую технику в оставленных квартирах, и она понимала, что не сегодня- завтра местное население приедет грабить их квартиры. Она вместе с солдатами взвода охраны прошла по квартирам и отперла ключами все двери.
Старший сын Тамары Захаровны служил полярным летчиком на Таймыре, средний сын служил в танковой дивизии под Смоленском, младший- Семен учился в Тамбове в институте химического машиностроения. Ей же предстояло уехать в Тамбовскую глубинку в старый дом матери. Ее мужа почти полгода не отпускали в отставку, потому что ехать служить на границу чужой страны желающих было мало.
В жизни Рината мало что поменялось. Последние месяцы он и так уже жил на заставе, но многим другим офицерам было очень тяжело, зная, что их жены и дети теперь просто не знают куда поехать и где жить.
Он тогда подумал: «Как хорошо, что я не успел жениться. Сейчас бы тоже метался, как раненый зверь в клетке, понимая, что жена уехала в никуда и каждый ее обидеть может, а я не смогу защитить».
Через неделю в городке появились мародеры, которые вытаскивали и вывозили офицерское добро. Даже из детского сада была вывезены почти все кровати. Не тронули тогда только школу и кладбище.
А в 1992 году в Таджикистане началась гражданская война и однажды утром Ринату позвонили с КПП, что большая толпа людей с оружием и без окружают заставу со стороны дороги. Он поднял заставу по тревоге, отдал распоряжение о том, кто примет командование, если его убьют и вышел без оружия с мегафоном в руках перед собравшимися, их было почти 200 человек.
Он спросил зачем они пришли и чего хотят. Ему ответили, что пришли за оружием и просят выдать им русских, которых они убьют.
Он разговаривал с ними спокойно и убедительно на таджикском, говорил о том, что он начальник заставы и все они здесь находятся не по своей воле, а по приказу и согласованию 2-х правительств. Что если они уйдут, то к ним в страну потекут рекой наркотики и оружие и это только ухудшит обстановку в стране. Кроме того, моджахеды часто идут травить колодцы и уводить людей в рабство, детей крадут и продают на органы, а пограничники не дают нарушителям границы сделать это.
Он сказал, что как начальник заставы отвечает за жизнь каждого солдата и офицера его заставы. И отвечает за каждый ствол и каждый патрон.
Ему возразили, что Аллах призывает к джихаду- войне с неверными. Тогда он прочитал им суру из Корана о неверных на арабском:
Скажи: "Скажи“, о неверующие,
Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы. И вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я. И я не буду поклоняться тому, чему поклоняетесь вы. И вы не будете поклоняться тому, чему поклоняюсь я. Для вас это ваша религия, а для меня - моя религия.”
«Не является грехом то, что другие люди исповедуют другую религию и мы должны относиться с уважением к вере других людей, если хотим, чтобы нашу веру так же уважали»- продолжил он. - «Я такой же правоверный мусульманин, как и Вы и предлагаю сейчас сесть и помолиться, чтобы Аллах направил наши дела и помыслы в нужное русло». Он начал читать традиционные молитвы на арабском. Значительная часть нападавших постелили одежду и сели молиться, только небольшая часть ушла, бросив палки и камни в сторону.
А закончил он словами: «Не творите с именем Аллаха зло, которое против вас же и обернется. Ступайте домой к своим семьям и позаботьтесь о них».
Люди стали расходиться. Больше никаких требований никто не выдвигал и оружие не было применено ни с одной из сторон.
В течение 1992 года было несколько нападений на заставы и на их заставу небольших вооруженных групп, которые никаких требований не предъявляли, а сразу начинали стрелять. В ответ открывался огонь на поражение. Таким был приказ из штаба округа.
А в конце года неожиданно через соседний участок 4-й заставы шел большой караван с наркотиками под прикрытием снайперов и моджахедов. Бой был длительный и тяжелый. В этом бою Ринат был тяжело ранен и снова контужен. Последнее, что он помнил, как его грузили в вертолет и Абдулбасыр просил: «Этого в первую очередь в операционную. Ранение в живот, долго он не протянет.»
А Вы помните эти трудные годы в истории нашей страны? Что тогда происходило в Вашей жизни?
Благодарю всех, прочитавших очередную главу повести. Отдельное спасибо за лайк и комментарий.
Всем добра, здоровья и благополучия, берегите себя и своих близких, мои дорогие!
#житейская история #история из жизни #реальная история
#интересная история жизни человека