Как сказал Уинстон Черчилль:
Успех — это способность идти от поражения к поражению, не теряя оптимизма.
На эту статью меня натолкнули слова в одном книжном обзоре. Автор рецензии высказался о цене на книгу писателя, тираж которого вышел в небольшом издательстве:
За 130 страниц пусть даже на хорошей бумаге в хорошем оформлении 600 рублей это очень дорого. Особенно когда мы говорим о каком-то ноунейме, у которого нет истории, нет более-менее известных романов, в принципе каким-то романов, которые уже вышли и увидели своего читателя.
1) я процитировала автора обзора из видео дословно и 2) не буду называть ни имени автора книги, ни имени автора обзора и даже книгу не упомяну.
Как всегда: только моё мнение и немного фактов.
После этого обзора мне стало обидно не только за автора обозреваемой книги, но и за всех писателей, которые упорно идут к своей цели (у каждого писателя она своя). Но знаете, почему не все доходят? Нет, не потому, что кому-то повезло больше, а кому-то меньше. Просто одних критика ломает и заставляет остановиться и отказаться от своей мечты, а другие продолжают идти.
Не спорю: сколько людей — столько и мнений. И на каждую книгу найдётся тот, кому она понравится, и тот, кто отыщет к чему придраться. Но сейчас не об этом.
Неужели кто-то на самом деле считает, что все авторы, которые сейчас на слуху, стали знаменитыми сразу, как только вошли в литературный мир?
Лирическое отступление: рада видеть новеньких (и, конечно же, постоянных) читателей на этом канале! Меня зовут Яни́на — я писатель. Я много читаю (и хорошие книги, и плохие), а ещё я заступаюсь за современных авторов, потому что знаю, через что они проходят. Поэтому на моём канале много статей, которые можно расценить как поддержку и мотивацию для писателей. И этот пост один из таких.
На самом деле... есть один фактор, который, к сожалению, не зависит от автора, но очень влияет на популярность его книги.
Время.
Почему многие книги, которые были написаны давно, популярны и сейчас? Или почему некоторые произведения обретают популярность уже после смерти своего автора? А о скольких историях мы не знаем, но какая-то из них обязательно отозвалась бы хотя бы у одного читателя...
Всё дело во времени. Оно либо подходящее, либо нет.
А теперь, собственно, перехожу к тому, что заявлено под заголовком этой статьи.
Вам интересно, какие популярные ныне писатели получили отказы от издателей, прежде чем об их книгах стали говорить? Мне вот интересно! Я как-то делала подобный пост в одной из соц.сетей, меня — как автора — он мотивировал не сдаваться. Не я первая пишу об этом, истории отказов многих из перечисленных писателей уже давно на слуху, но я хочу повториться: возможно, эта статья попадётся какому-то букблогеру, который ещё раз подумает, прежде чем высказываться в подобном ключе о книге ещё никому неизвестного автора — «мы говорим о каком-то ноунейме, у которого нет истории». Это сейчас у него нет истории, но всему своё время.
Только третье издание «Франкенштейна» сделало Мэри Шелли знаменитой
Летом 1816 года Джордж Байрон, Джон Полидори, Перси Биши Шелли и его молодая жена Мэри развлекались у Женевского озера: сочиняли и рассказывали друг другу страшные истории. Вернувшись в Лондон, Мэри решила опубликовать свою историю, но долго не могла найти издателя.
«Франкенштейн» был выпущен в 1818 году в сомнительном издательстве тиражом в 500 экземпляров и без указания автора, а продано было всего 25 книг. В 1822 году было переиздание уже с именем автора на обложке, но и оно не пользовалось популярностью. И только третье издание в 1831 году принесло успех писательнице.
В 1823 году появилась первая театральная постановка, основанная на сюжете романа. С тех пор «Франкенштейна» неоднократно ставили в театрах.
Сейчас на счету книги пять экранизаций с 1931 по 2015 год, а Мэри Шелли считают «матерью научной фантастики».
Помимо «Франкенштейна» у автора ещё много произведений — реалистических, исторических, рецензий, обзоров. Долгое время она подписывалась «автор Франкенштейна», потому что в коммерческий успех книг, написанных женщиной, никто не верил.
Марселю Прусту не раз отказывали в печати, прежде чем он получил Гонкуровскую премию
Ранние произведения Пруста не публиковались при жизни писателя. «Сердечные перебои» отказались печатать сразу несколько солидных парижских издательств. В 1913 году Пруст за свой счёт выпустил эту же книгу с другим названием «В сторону Свана», и благодаря грамотной рекламной кампании книга дошла до ведущих французских критиков.
Но только в 1918 году за роман «Под сенью дев, увенчанных цветами» писатель получил Гонкуровскую премию.
Главное произведение автора «В поисках утраченного времени» стало одним из самых известных и значительных явлений в искусстве XX века и было экранизировано четыре раза.
Перед самым переводимым автором в истории литературы Агатой Кристи ставили ультиматум: «напечатаем, если измените финал»
Книги Агаты Кристи переведены на 103 языка (больше переводов только у Библии). Но в середине 1910-х автор оббивала пороги издательств и никак не могла пристроить свой дебют. Эту книгу взяли только в The Bodley Head при условии, что Кристи изменит финал, и не выпускали её в печать почти пять лет. В 1920 году роман «Загадочное происшествия в Стайлзе» произвёл фурор и принёс писательнице известность.
Сегодня «Продавец снов» занимает вторую строчку в рейтинге самых популярных книг в мире и снова уступает только Библии, продано более двух миллиардов экземпляров.
Агата Кристи относят к числу самых известных авторов детективной прозы.
Маргарет Митчелл отказали 38 издателей, а сейчас о книге знают даже те, кто её не читал
«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл — лауреат Пулитцеровской премии-1937, мегаселлер американской литературы. Но когда-то 1000-страничная рукопись оставила равнодушными 38 издателей. Никто не хотел подписывать с Митчелл контракт.
Права на книгу на свой страх и риск приобрели Macmillan Publishers. За несколько месяцев история Скарлетт ОʼХары стала феноменом национального масштаба.
Сейчас книгу читают в любом возрасте, в 1939 году роман был экранизирован с Вивьен Ли в главной роли.
Свой первый роман, который никто не хотел издавать, Стивен Кинг хотел уничтожить, его же отвергли 30 раз, прежде чем книга разошлась миллионым тиражом и была трижды экранизирована
В начале 1970-х Кинг с женой Табитой жил в трейлере, преподавал в частной школе, а летом работал в прачечной, изредка получая чеки от журналов Playboy и Cavalier за свои короткие рассказы.
Его первый роман «Кэрри» долго не брали в печать, отчего отчаявшийся автор хотел избавиться от рукописи (жена вытащила из помойки первые страницы черновика). Тридцать отказов спустя роман вышел-таки в Doubleday Publishing, за год разошёлся миллионным тиражом и на данный момент имеет уже три экранизации.
На сегодня Король ужасов опубликовал 60 романов, в том числе семь под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг, написал около 200 рассказов, большинство из которых были собраны в девять авторских сборников. Его книги экранизированы 43 раза. О количестве поклонников творчества Кинга я просто промолчу — предположу, это вы и без меня знаете.
Самая богатая писательница мира Джоан Роуллинг получила 12 отказов от издательств на первую книгу о Гарри Поттере
Это, наверное, самая популярная история успеха, которую писатели передают из уст в уста. Я отношусь к числу тех (если кто-то ещё существует), кто не читал ни одной книги и не смотрел ни одной экранизации Гарри Поттера, но всё равно знаю сюжет.
По самым приблизительным подсчётам, сегодня Роулинг зарабатывает £77 в минуту (примерно $120). Она получает доход не только за продажи авторских прав на серию книг, но и от целого ряда других коммерческих предприятий, так или иначе связанных с Поттером: авторские гонорары за фильмы, доходы от выпуска продукции с изображением созданных ею героев, доходы от мерчендайзинга. В общей сложности писательница заработала на Гарри Поттере £545 млн (более $1 млрд) — в два раза больше, чем Джон Р.Р. Толкин на истории о хоббитах.
Но когда-то аванс за первую книгу Гарри Поттер и философский камень», которая в своём время была отвергнута издателями 12 раз, составил всего £1500 (чуть больше $2300). Bloomsbury напечатало книгу только потому, что первую главу прочитала 8-летняя дочка главы издательства Алиса Ньютон и сразу же потребовала у отца продолжение.
Роулинг заняла 84-ю строчку списка самых высокооплачиваемых знаменитостей в 2014-м, за год до этого — 93-е место в рейтинге самых влиятельных женщин мира, и 7-ю строчку в рейтинге самых высокооплачиваемых писателей в 2015 году.
Пожалуй, достаточно.
Но думаю, если изучить писательский путь любого автора, который сейчас имеет хоть какой-то успех, то там обязательно отыщутся истории первых провалов. Редко когда успех сваливается на голову, чаще он достигается автором, который прилагает немало усилий к тому, чтобы о его книге узнали. И в своей начальной точке этот автор тот самый ноунейм, у которого ещё нет истории, но, как показывает опыт других писателей, эта история обязательно будет.
Вот ещё несколько имён авторов и их книг, которые тоже были отвергнуты издателями и даже не один раз: Владимир Набоков и его «Лолита», Уильям Голдинг и его «Повелитель мух», Льюис и его «Хроники Нарнии», Николас Спаркс и его «Дневник памяти», Фрэнк Герберт и его «Дюна», Джордж Оруэлл и его «Скотный двор», Ричард Бах и его «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», Стефани Майер и её «Сумерки». Этот список можно продолжать очень долго, но... сейчас то мы знаем и эти имена, и об этих книгах.
Надеюсь, вы вынесли свою мораль.
Я считаю, что не бывает плохих книг, так же как не бывает хороших. Одна и та же книга кому-то понравится, а кому-то нет. И это абсолютно нормально.
Напомню вам о своих предыдущих статьях, которые, возможно, тоже будут вам интересны:
А ещё напомню, что я тоже пишу и мои книги в электронном формате можно найти на ЛитРес, бумажные — на маркетплейсах и сайтах книжных магазинов: Ozon, Rugram, Читай-город и тд.