Найти в Дзене

Что такое СамИздат и почему его [не]читают?

Оглавление

СамИздат — это самостоятельное издание автором своих книг. В этом случае между автором и читателем нет издательства как посредника, бумажные книги автор печатает через типографию, а электронные публикует на платформах, которые сотрудничают напрямую с автором (моя вольная интерпретация).

Самизда́т (иронич. портм. от советизмов — сокращённых названий крупнейших советских издательств «Госиздат», «Политиздат», «Воениздат», «Лениздат» в значении «самостоятельное издательство») — способы неофициального и потому неподцензурного производства и распространения литературных произведений, религиозных и публицистических текстов в СССР и связанный с этим явлением сегмент населения (издатели и распространители). Наряду с применением «эзопова языка» и разнообразных иносказательных, междустрочных, относительно легальных форм выражения своей мысли в подцензурной публицистике, самиздат являлся одной из нелегальных форм противодействия цензуре в СССР (взято из Википедии).

Как мы видим, СамИздат как явление возникло не в наше время (повторюсь: всё циклично, просто подстраивается под современность). Я узнала о нём в 2016-м, когда начала публиковать свои произведения на портале Проза.ру.

В этом посте немного расскажу про свой самиздатный путь и развею несколько мифов, которые сформулировались над самиздатом.

И ещё раз повторюсь, чтобы предотвратить замечания, что я где-то могу быть не права:

Я не претендую на экспертность и делюсь своими мнением, а оно может отличаться о вашего, например, или от мнения того, кто преподносит себя как эксперт в данной теме, которую я обозреваю, посему не стоит принимать мои слова за истину, но, возможно, что-то из написанного мною натолкнёт вас на размышления.
фото автора
фото автора

Приветствую всех на этом канале! Меня зовут Яни́на, я писатель. Больше околописательского и жизненного на моём тгк, а здесь будут статьи и посты, посвящённые чужим книгам.

Так как я сама начинала с самиздата и продолжаю в нём развиваться, то данная статья будет немного предвзятой, прошу мне это извинить.

Ложное мнение, что в самиздате самые худшие представители литературы, ведь их не принимают издательства. Чаще всего там неформат: книги/рукописи, которые не подходят в портфель издательств по тем или иным причинам. Но это совсем не значит, что там что-то нечитабельное.

Есть два нюанса, которые могут отталкивать от книг, которые автор издаёт или публикует самостоятельно:

  1. отсутствие редактуры;
  2. обложка, не подходящая книге.

Можно ещё вынести отдельным пунктом аннотацию, но можно отнести её и к первому пункту.

Не секрет, что портфель издательства формируется исходя из: 1) предпочтений редактора и 2) трендов. И если какая-то книга не вписывается туда, это не значит, что она плохая.

Почему самиздатные книги сто́ят дороже, чем книги издательств?

Это третья причина, почему самиздат обходят стороной (первые две: отсутствие редактуры и неподходящая обложка). Часто под постами букблогеров (те, кто обозревают книги, читают и рассказывают о них), которые делают репосты авторов или просто рассказывают о книге самиздатного автора, которая выходит в бумаге, вижу комментарии читателей наподобие «обложка красивая, аннотация интересная, но почему так дорого?!»

Интересно, а почему же?

Давайте начнём с самого очевидного: качество бумаги. Возьмите любую книгу крупного издательства и полистайте. Как вам бумага? У меня даже качество туалетной бумаги лучше, извините. А теперь возьмите книгу от автора, который издался через типографию или через маленькое издательство (к маленьким издательствам вернёмся в следующем пункте подробнее), и полистайте.

Я приведу в пример две книги: 1) мою любимую книгу «Гостья», изданную от АСТ и 2) мою книгу «Она любила убийцу», изданную от Руграм.

фото автора
фото автора

Не преследую цель оскорбить издательства, просто привожу факты, которые очень влияют на стоимость книги.

фото автора
фото автора

Давайте на примере этих же книг рассмотрим второй пункт, который тоже влияет на стоимость — тираж. Я издавала бумажные тиражи через Ридеро в 2017-м, с тех пор знаю один нюанс: чем больше тираж, тем меньше стоимость одного экземпляра. Это же работает и в типографиях. Этот же момент присутствует и в Руграм.

фото автора
фото автора

На фото справа видно тираж от АСТ (подчеркнула красным), а в экземпляре от Руграм даже не указано количество тиража. Но я вам скажу его, потому что знаю: первый тираж составляет 99 экземпляров.

А теперь перейдём к самому интересному. Стоимость одного экземпляра. Сравнить цены на других маркетплейсах и в книжных интернет-магазинах вы можете самостоятельно, я приведу в пример только Ozon:

скриншот с Ozon
скриншот с Ozon

Ощутимая разница, да? Можно немного добавить и купить два экземпляра Гостьи.

А теперь давайте расскажу вам ещё один секрет: Стефани Майер (на данном этапе) не вкладывает в свою книгу ровным счётом ни-че-го, за неё всем занимается издательство (литературный агент или представитель автора), а в моём случае ответственность за обложку к книге, редактуру рукописи и продвижение после издания ложится на плечи автора (то есть на мои плечи). Но ни я, ни Стефани Майер никак не влияем на стоимость своих книг.

Можно ли автору самиздата зарабатывать наравне с писателем, которого издаёт крупное издательство?

Я могу рассуждать только исходя из своего опыта. А сравнивать мне не с чем, потому что я всё ещё являюсь автором СамИздата. И я не зарабатываю на писательстве. Больше скажу: я где-то в жопе минусе, но зато занимаюсь любимым делом. Но считаю вот как: если автору удастся хорошо развить личный бренд, создать вокруг себя армию почитателей, которые будут читать и покупать его книги, то у него вполне есть шанс хорошо зарабатывать на писательстве даже не издаваясь в крупном издательстве и даже делая акцент на публикации электронных книг.

Давайте не забывать: да, писательство — это творчество, НО! это ещё и бизнес. У издательства нет цели исполнить мечту конкретного автора, но есть цель заработать на этом авторе. И если редактор не видит потенциал в книге, это всё равно не значит, что книга плохая. СамИздат — не приговор! Но не стоит пренебрегать как минимум двумя вещами, которые помогут книге найти своих читателей: 1) редактура и 2) обложка. А продвижение книги после издания это уже совсем другая история...