Найти в Дзене
Строки на веере

Девичник и мальчишник - традиция уходящая в далекое прошлое

Оглавление

Дабы преодолеть жизни семейные пороги
Оставь на мальчишнике холостятские привычки и пороки.
А. Смир

Начало статьи смотри здесь: https://dzen.ru/a/Zm1JMgX44RSLQqOb

Еще одна досвадебная традиция – прощание c холостой и незамужней жизнью. Перед торжеством жених устраивал для своих друзей мальчишник, a невеста – девичник. Этот обычай почти забыт современными невестами. В отличие от них женихи гораздо чаще изъявляют желание попрощаться c холостяцкой жизнью. Такие мероприятия обычно устраивают максимум за 2–3 дня до торжества в отдельном зале ресторана или клуба, на квартире или в бане. По этому поводу, как правило, организуют шведский стол или коктейль-бар.

Почему-то последнее время распространилось мнение, будто бы девичник и мальчишник явления западные, но на самом деле это далеко не так, и наши предки ждали своих законных девичников и мальчишников, на которых тоже закладывались зерна будущей счастливой жизни.

-2

Традиционно девичник начинался с хорошей бани. Подруги вели невесту в баню, лицо ее при этом было закрыто платком, чтобы никто не сглазил. На венчании платок будет заменен фатой. Идет целая процессия. Представьте себе девушек, в руках которых переплетенные яркими лентами веники. Эти ленты невеста подарит в конце мытья девушкам на память. После бани девушки заплетают невесте косу, одна коса показывает, что у нее уже есть одна дорога к дому будущего мужа, один жених и другого не надобно, одна жизнь, которую она живет сознательно сделав свой выбор, одевают ее во все самое лучшее. В некоторых случаях после девичника невесте распускали косу, и с распущенными волосами она оставалась вплоть до самого венчания.

-3

Мальчишник тоже проходил в бане. После мытья и одевания жених с друзьями приезжали на девичник к невесте, после чего принимали подруг невесты у себя.

-4
-5

Встреча жениха и невесты

Прогнулся пол
– вот это стол!
А. Смир

Свадебные торжества начиналось во дворе дома жениха. Разодетые по случаю праздника друзья жениха – парни и девушки – разукрашивали цветами, лентами и колокольчиками повозки, на которых должны были ехать сваты.

-6

Первая повозка по традиции была ярче прочих, ведь, шутка сказать, в ней ехал сам жених, которого нужно было видеть за версту. Дугу оплетали любой хвоей – это могли быть ветви ели, сосны или можжевельника. Считалось, что иголки и аромат, исходящий от этих растений, отгоняет нечистую силу. Хвойные ветки прикреплялись лентами из разноцветного шелка, которые развевались на ветру. Обязательно дугу украшали колокольчиками – большой в центре и маленькие по краям – веселый звон колокольчиков также отгонял чертей и призывал счастье и благополучие в дом.

Далеко разносился звон свадебных колокольчиков, в этой веселой мелодии молодуха должна была расслышать голос своего счастья. Считалось, что подобно тому, как летящая по небу ведьма падает, услышав колокольный звон, призывающий мирян на службу, так чародейство и злые козни отступают перед свадебными колокольцами.

Наши предки считали путь к дому невесты опасным для жениха, поэтому перед отъездом отец жениха благословлял его иконой и зажигал громничную свечу, которая должна была выжечь последние частички мрака из сердца его сына. Домотканым полотенцем отец мог связать руки сына, и беспомощного обвести его несколько раз вокруг накрытого белой скатертью стола. При этом мать держала в руках громничную свечу. Отец доводил сына до порога, где его освобождали от пут, но тут же вкладывали в руки икону. Свечу нес с собой сват, обеспечивая таким образом безопасность в пути свадебному кортежу.

В белорусской традиции, выходя из дома, жених брал с собой деньги, конфеты, пироги, водку, мед, бусы или расшитые пояса – словом, все, что могло понадобиться ему для символического выкупа невесты.

-7

Разместив на повозках гостей и музыкантов, процессия трогалась в сторону дома невесты.

Ожидая приезда жениха, невеста тоже не сидела сложа руки. С раннего утра подружки наряжали ее и заплетали косу. Во многих славянских странах считалось невозможным переводить невесту через улицу. «Перейдет и уйдет», – говорили наши предки. Нельзя было ожидать суженого в доме, в котором умирали до этого дети, был пожар, происходили какие-нибудь беды. Не разрешалось встречать жениха в доме вдовы или вдовца – это давало гарантированную неудачу. Для того чтобы принести счастье в дом мужа, невеста должна была ожидать его в доме, в котором жила счастливая и вполне удачливая семья. Впрочем, непосредственно на Руси невеста ждала жениха в доме своей семьи, независимо от того, счастливо там жили или не очень.

Обилие красного цвета на традиционной свадьбе славян не случайно – красный цвет давал молодым силу, необходимую для воспроизведения здорового потомства. Поэтому в белорусском варианте свадьбы не только на женихе, но и на невесте был алый пояс.

Невеста не должна была одеваться сама. Точно маленькую, ее одевали, подвязывали, подкалывали платье, покрывали голову фатой.

Фата – это не столько символ невинности, сколько магическая защита от возможного сглаза. Ведь все знают, что во время венчания и свадьбы все всегда смотрят на невесту, а значит, могут и сглазить. Поверх фаты надевали венец из живых (летом) или искусственных цветов – символ невинности. В венок вплетались калина, барвинок, рута (символ невинности) и мята, если невеста была сиротой.

После торжественной встречи родственники или подружки выводили невесту, и начинался веселый торг.

ПРИМЕЧАНИЕ: Несмотря на то, что «выкуп» невесты является одним из излюбленных моментов современной свадьбы, играемой по традиционному сценарию, – нельзя выкупать невесту после того, как совершилось венчание или свадьба. Так как с этого момента она принадлежит мужу.

«Выкуп» невесты – тоже магическое действо, так как во время выкупа начинался решаться наиважнейший вопрос, кто в семье будет хозяином. Поэтому сторона жениха должна была любым возможным способом занизить «стоимость выкупа», а сторона невесты не уступить и, наоборот, завысить. После того как стороны сходились на какой-нибудь цене, нужно было пройти в дом и выпить за это событие.

-8

Далее следовало традиционное благословение иконами. В некоторых случаях благословение хлебом, после чего молодые должны были пройти через «врата бессмертия» (поднятое в виде подковы над их головами вышитое полотенце (рушник). При этом жених и невеста должны были пригнуть головы, поклониться порогу.
Далее все вместе отправлялись на венчание в храм.

Традиционно жених со своими сватами и друзьями на первой повозке, невеста на второй. Девушка шла замуж – то есть, за мужа, и должна была держаться за его спиной. Свадебный кортеж снова благословлялся свечами и иконой, не только молодых, но и всех участников ритуала обсыпали зерном.

Любопытно, что если на русской свадьбе родители новобрачных непременно должны были присутствовать рядом с ними в храме, ритуал традиционной белорусской свадьбы запрещал им делать это. Так как считалось, что своим присутствием они могли разрушить магический круг.

В храме молодые никогда не стояли на голом полу, под их ногами лежало расшитое полотенце. В наше время полотенце в ЗАГСах удачно заменяли ковром. Считалось, что тот из молодых, кто первым встанет на ковер, будет командовать в доме.

Иногда под полотенце клали красный пояс и на счастье туда же кидали два медных пятака.

В дошедших до нас славянских традициях считалось самым правильным сразу же после венчания посещать могилы предков. В советское время этот обычай был немного видоизменен. Молодые посещали могилу Неизвестному солдату или мемориальные комплексы.

в следующей статье расскажу о венчании