Если бы существовал топ вопросов, которые задаются актерам, этот бесспорно занимал бы лидирующие позиции. (Или вопросы, от которых у актеров дёргается глаз) Его задают актерам театра и кино, начинающим и имеющим достаточно опыта. Стоит отметить, что актерам кино проще в разы, хотя опять же зависит от картины, но по большей части на съемочной площадке существует множество способов помочь актеру произнести текст, ускорив тем самым процесс съемки. Но вернемся к театру.
Самое забавное для меня смотреть за ответами на наш сегодняшний вопрос:
- Как вы учите так много текста?
- … - глубокий вдох, тяжелый выдох.
Но, оставим шутки. В среднем в пьесах от 200 до 350 страниц непроработанного текста. В печатном варианте, поверьте мне, выглядит действительно внушительно. И да, несмотря на то, что мы живем в прогрессивной стране и в 21 веке, актеры до сих пор работают с печатным текстом. А что будет, если его уронить... (о суевериях и тех, кто в них верит тоже поговорим) Но всё же, работать с бумагой в разы удобнее, элементарно отмечая замечания и пожелания режиссера и помрежа, собственные состояния и свои точки в мизансценах.
Усредненные данные по страницам в произведениях:
Островский «Гроза» - 318
Гоголь «Ревизор» - 80
Чехов «Вишневый сад» - 416
Грибоедов «Горе от ума» - 256
Лермонтов «Маскарад» - 384
Мольер «Мещанин во дворянстве» - от 70 страниц
Пугаться рано. Убираем авторские описания сцены, декораций и костюмов, в редких случаях режиссер также может сократить\изменить текст, минус реплики других героев пьес. В сухом остатке у нас получится в среднем 20-40 страниц чистого текста. (Разумеется, мы говорим о главных ролях) Всё ещё звучит пугающе? Возможно.
Стоит признать, что актер должен обладать хорошей памятью, от этого никуда не денешься. Запоминать придется много и быстро, тут же усваивая, укладывая и изменяя своего персонажа, если на репетицию ты приходил совершенно с другим видением (персонажа). В то время, когда ты учишь новый текст для пьесы, находящегося в работе сейчас, у тебя в голове ещё остаются реплики из спектаклей, в актуальном репертуаре. Ведь зачастую постановка новых пьес идёт непрерывно весь сезон.
Как в конце-то концов запоминать текст, Азоль?
Учить.
А что вы ожидали услышать? Быть актером - это не просто ходить по сцене в красивых костюмах, плакать по щелчку пальцев и фотографироваться для афиш. За всяким спектаклем стоит огромная работа, как внешняя, так и, зачастую, куда больше, внутренняя.
В течение месяца актер работает над пьесой: получает материал, читает его вместе с режиссером и другими актерами, вычитывает его дома, черново заучивает, выходит на репетицию. Всё это лишь на словах быстро. Однако, трудно только первые разы с сырым текстом и ещё чужим персонажем. Выходя на сцену тебе помогает всё: партнер с его репликами, мизансцены и собственный персонаж, с которым ты со временем срастаешься.
Вот и получается, что со временем текст непроизвольно всплывает в голове, реплика цепляется одна за другую, мизансцена также позволяет вспомнить текст, или, даже музыкальная тема персонажа. Всё на сцене помогает актеру.
Но, как сказал Михаил Сергеевич Щепкин:
«Играй так, чтобы я не видел, что заучено»
И я считаю это невероятно важным, играть не играя, не произносить текст, но рождать его, достоверно и органично.
Но не думайте, что актер всегда идёт по тексту и никогда ничего не забывает, они всё-таки тоже живые люди и могут забыться. Тут на помощь приходить *импровизация* и хорош тот актер, кто отыграет незаметно для зрителя, кинув реплику партнеру на сцене и оставшись при этом персонажем (грубо говоря, произнося в стилистике текста, персонажа, придерживаясь эпохи, сохраняя смысл фразы)
И краткие ответы, потому что развернуто уже ответила я, от моих друзей и знакомых актеров и не только:
«Я из тех, у кого легко учится текст. Легче всего мне запоминать ногами, когда я в мизансцене с другими актерами, у меня так текст запоминается за одну репетицию. Если я совсем одна и некому покидать мне текст, то я запоминаю контекст и общее состояние»
Снежана, актриса театра, педагог творческих направлений.
«... А ещё сначала много читок, разбора текста, хождения с листком, поэтому когда уже нужно быть с выученным текстом - он сам у тебя в голове»
Мария, студента актерского отделения.
«Важно не просто учить (зубрить) текст, а работать с ним в контексте понимания логики и смысла. Чтобы текст стал не просто словами, которые кто-то написал, а вашими! По-актерски мы называем это "присвоить" текст - сделать его своим»
Артем Лысков, преподаватель актерского мастерства, актер театра и кино, режиссер.
Всем спасибо за внимание и, надеюсь, до новых встреч!
Азоль.