Есть люди, чья известность выше их реального вклада в искусство. Итальянская актриса Изабелла Росселини, безусловно, знаменитость, но при этом ее фильмография не очень велика. И не сказать, что все картины заметные. Снималась в “Синем бархате” у Линча, в “Одиссее” у Кончаловского. Были также “Смерть ей к лицу” и “Волшебник Земноморья”. В молодости имела яркую внешность. Но важную роль в ее судьбе сыграло происхождение: отец - великий режиссер Роберто Росселини, мать - выдающаяся актриса Ингрид Бергман. Недолго была замужем за Мартином Скорсезе. Позже была в отношениях с Дэвидом Линчем и Гэри Олдменом. То есть внимание таблоидов гарантировано.
Последний на сегодня фильм с ее участием “Химера” отчасти напоминает неореалистические работы ее отца, но с толикой магии. Автор Аличе Рорвахер рассказала нам сразу две истории в одном сюжете. Тут как в археологии - нужно рассматривать слой за слоем. Верхний - это приключения англичанина Артура в Италии. Образ с археологией я привел не просто так. У Артура есть необычный дар: он чувствует сокровища под землей. Его приятели - черные копатели. Они охотятся за могилами этрусков. Это цивилизация, существовавшая в Италии до появления латинян. То есть те, кого древние римляне могли назвать древними римлянами.
Второй слой в подтексте. Деятельность современников - это варварство по отношению к культурному наследию прошлых тысячелетий. Их интересует только нажива. И Артур, сам изначально стремящийся только к заработку, все же проникается красотой древних артефактов. Так, они нашли под землей храм со статуей богини Кибелы. Целиком ее без специальной техники не поднять. Поэтому один из мародеров, не задумываясь, откалывает скульптуре голову. Италия воплощена, конечно, в женском образе. Намек тут более чем прозрачен, потому что эту героиню зовут... Италия. Она мать-одиночка, у нее двое детей, причем младший - мулат. Другие женщины называют ее страшилой, но умеющей подцеплять мужиков. Вообще-то не страшнее прочих. У героини типичная итальянская внешность: стройная, кудрявая, слегка носатая. Рорвахер не идеализирует свою страну. Италия пытается научиться петь, но у нее ничего не выходит. Это тоже ирония по поводу родины Карузо, Верди, Пуччини и вообще классической музыки.
Вот и получается, что прекрасная Италия это лишь химера. При ближайшем рассмотрении рассыпается любой миф: русский, французский, американский. Но при этом именно Италия выступает против расхитителей гробниц. Она не понимает ценности этих изваяний, просто ее суеверие внушает ей ужас и уважение к смерти. Но в своем невежестве она благороднее поклонников чистогана.
Интересно европейское кино? Тогда читайте: