Найти тему
Cat_Cat

Сапковский и городские развлечения

Продолжим погружаться в средневековый быт, вдохновившись Сагой о Рейневане. Узнаем, можно ли в трактир с конём, выгоднее ли попасть либо промахнуться чаркой в обидчика, как священники реабилитировали проституток, а гуситские радикалы строили Царство Божье на грешной Земле.

(в прошлый раз мы обсуждали городские улицы)

…почти всюду корчмари отмечали победу над круцьятой [крестоносцами] тем, что всем желающим давали даром, за счет заведения, и предлагали еду. По всей Праге вылетели из бочек и бочонков пробки и затычки, запахли мясом решетки, шампуры и котлы. Как обычно, ловкие кабатчики воспользовались оказией, чтобы, прикрывшись щедростью, освободиться от продуктов, готовых вот-вот прокиснуть либо испортиться, а также тех, которым это уже не грозило. Но кто станет обращать внимание! Крестовники разбиты! Опасность миновала. Ликуй, народ!

Так описывает автор победные гуляния гуситов в 1427 г. Подмечено нелестное народное представление о трактирщиках, наживающихся на людских страстях. Тем не менее представить без них деревенскую жизнь невозможно, как без кузнецов и мельников. Корчмари торговали жизненно важными товарами (например, солью) и при необходимости одалживали деньги. В целом отношение к ним было терпимое, но без уважения.

А в городе таверна - сама жизнь и есть. Покушать, выпить, лошадке уход, переночевать - всё в одном месте. Здесь заключали сделки, и сразу обмывали с колдырями поручителями - называлось litkup. Проводили собрания, судили преступников и даже собирали налоги - людно же. Поэтому и располагались трактиры в самых проходимых местах - на площадях, у церквей.

недурная стилизация в современной Праге, на Легерова, 24. пишут, что работают с 1375 г.
недурная стилизация в современной Праге, на Легерова, 24. пишут, что работают с 1375 г.

Владеть таким местом - привилегия. Хозяин - как правило, дворянин - выбивал право и на открытие пивоварни. Горожане терпеть не могли знатных, поэтому отстаивали своё право содержать трактиры в пределах мили (монополия любого ремесла на милю в сторону от городских рвов, такую мог дать только король). В 1486 г. закон был ужесточен до владения одной корчмой в руках одного сеньора, к тому времени большая часть городов получила право мили.

Затем принялись за крестьян: в 1494 г. консул Чешке-Будеевице нанял отряд рейтар для разграбления шести деревенских пивоварен. Наконец врагами бюргеров стали монахи. Этих не запугать, и плевать они хотели на городские права. Разруливать конфликт пришлось королю Владиславу II Ягеллону. Соломоновым решением он ограничил годовые объёмы монастырского пива, а подавать лагер разрешил только в элитных тавернах. Эти реалии изящно вписаны в текст Сапковским:

Ему больше пить не хотелось, к тому же пиво было не из лучших. Говоря прямо, оно было скверным. Как и предлагаемая тут еда. Тот факт, что здесь останавливалось много гостей, можно было объяснить только отсутствием конкурентов. Сам Рейневан остановился здесь, в Тепловодах, узнав, что следующий трактир будет лишь в Пшежечине у Вроцлавского тракта. Однако до Пшежечина была миля с гаком, а дело шло к вечеру.
стоковая панорама средневекового города, источник
стоковая панорама средневекового города, источник

Чем ещё можно было заняться в таверне? Найти соперников для игры в гвинт кости или карты. Вспышки насилия среди подвыпивших мужиков регулировались - поднявшего руку первым можно невозбранно избить всем скопом, если наглец не захочет покидать помещение. Махаться с каждым обидчиком утомительно, поэтому можно кинуть в того кувшином. Причем в таверне Херцогенаураха штраф за промах был в два раза выше, чем за попадание. Средневековые МФЦ не могли обойтись без услуг сексуального характера, хотя качество сервиса в таких местах желало лучшего:

Окуренный магическим валлонским кадилом, попотчеванный клистиром из валлонских магических бальзамов и магическими валлонскими припарками, отец Фелициан, говоря просто и не мудрствуя, достигал твердости, кое-как позволяющей совокупление. Распутницам из городских борделей такая забота даже в голову не приходила, они гнали духовное лицо прочь, насмехаясь и не обращая внимания на его боли и обеспокоенность. Вот и ходил отец Фелициан за город. К валлонкам.

В Праге четырнадцатого столетия существовал целый сутенёрский район с любопытным названием Краков (один из ведущих борделей - «Венеция»). На «мадам» с чудесными именами Elizabeth Trchla и Manda работали по 50-60 женщин. Цена свободы для проституток была неподъёмна - в среднем 250 грошей. Это зарплата умелого ремесленника за четыре месяца и разнорабочего - за два года. А по трактирным меркам - четыре месяца проживания all inclusive (конюшня, четыре пинты пива и гороховая каша). Власти смотрели на бизнес прагматично - потерпев неудачу в подавлении, возглавили (один из городских чиновников выделил ссуду «мамке» в 50 грошей).

в Англии красиво жили, источник
в Англии красиво жили, источник

Причины закабаления женщин прозаичны. Исключенные из общественной жизни, без доступа к образованию, без поддержки семьи они попадали в долговое рабство. Католическая теология косвенно обосновывала продажную любовь, ведь женское тело естественно создано и искусственно приукрашено для чувственного удовольствия мужчин. Тем благороднее выглядит деятельность Яна Милича. Этот аскетичный священник, мучимый искушением к сладострастию, передал свой дом для реабилитации проституток. Керуша Ховарт, раскаявшаяся «мадам», завещала ему два своих заведения. Деятельность проповедника так впечатлила общество, что Карл IV повелел в 1372 г. закрыть «Венецию».

Милич основал на этом месте общину для восьмидесяти бывших куртизанок, по странной местной традиции также названную именем города - «Иерусалим». Всего священник успел переоборудовать 27 домов в районе «Кракова», где женщины могли остаться и социально адаптироваться иным способом. Со смертью Милича в 1373 г. благотворительность сбавила обороты, но хочется верить, что всё было не зря, и конкретные люди получили свой второй шанс. Подробнее о его деятельности и продажных женщинах в Праге XIV в. можно почитать тут и тут (на английском), хочется всё же вернуться в гуситскую эпоху. Рейневана расстроили новые порядки:

Воспоминания вставали перед глазами такими живыми и реальными, с такими деталями, что в конце концов это стало просто невыносимо. Рейневан невольно остановился и осмотрелся. Невольно, потому что ведь знал: все равно идти некуда. Уже в августе 1419 года, всего через двадцать дней после дефенестрации, в Праге прикрыли все до единого бордели, а всех до единой веселых девиц изгнали за пределы городских стен. Во всем, что касалось строгости нравов, гуситы были чрезвычайно суровы.

Реформаты изначально критиковали всеобщую распущенность и сексуализацию образа женщин. Особенно их возмущали проститутки, причем более в социальном плане - как торговлю своим телом по принуждению другими людьми, и без возможности покинуть профессию. Было бы преувеличением назвать средневековых проповедников борцами за равенство полов, скорее по личным взглядами они близки к пуританам, но даже такое слово в их защиту привлекло массы женщин в ряды гуситов.

можно прикинуть на глаз, что на проповеди Яна Гуса ходило много женщин
картина 1916 г. Альфонса Мухи, оригинал
можно прикинуть на глаз, что на проповеди Яна Гуса ходило много женщин картина 1916 г. Альфонса Мухи, оригинал

Из текста романов можно вспомнить Дзержку де Вирсинг, которая продавала лошадей гуситам, в условиях всеобщей экономической блокады Чехии. Женщины вливались в армию и были отчаянными вояками даже на фоне таборитских фундаменталистов. Оказавший сопротивление Хомутов был взят штурмом в 1421 г. Евреев как язычников поставили перед выбором - костёр либо крещение. А всех остальных, включая детей, предали мечу (казнями занимались по половому признаку - гуситки убивали женщин). Оставили в живых только 20 мужиков, которым поручили захоронение, но после работы им отрезали уши и носы. Всё как у людей, строго по Ветхому Завету:

И обращу ревность Свою на тебя, которую они осуществят над тобой в ярости: нос твой и уши твои отрежут, а что останется – мечу предадут. Схватят сыновей и дочерей твоих, и всё новое твоё будет пожрано огнём (Иез. 23:25)

Можно подумать, что это грязная папистская пропаганда. И правда, после поражения гуситов и католической контрреформации источники по эпохе подверглись уничтожению либо правке в духе маргинализации. Но эти события подробно и непротиворечиво описаны обеими сторонами. Католики тоже хороши - летом 1420 г. в ходе осады Праги они убивали всех мужчин, женщин и детей, попавших в их руки. И Хомутов стал отмщением (Сапковский упоминает не раз этот топоним в контексте резни):

Они были посланы Богом, чтобы вести за собой верующих по всему миру, очищая Царство Христа от всякой мерзости и изгоняя злых людей из среды праведников. Радикальные лидеры, такие как Ян Чапек, настаивали на том, чтобы все грешники, находящиеся за пределами гуситских общин, были убиты, а все здания разрушены. Это всеобщее убийство и тотальная война были основополагающей доктриной радикалов. В каком-то смысле женщины в своей причудливой манере просто взяли на себя инициативу в реализации этих принципов на практике и в их последовательном и одинаковом применении к обоим полам.

Бейте всех, Господь узнает своих.

Автор: Дмитрий Кафтайлов