Найти тему
Умная Коллекция

Семейная трагедия, которая стоит за картиной Г.Г. Мясоедова "Летний день в саду. Варят варенье"

Оглавление

Интересная картина попала к нам в руки. Автор – Григорий Григорьевич Мясоедов – основатель и один из идейных вдохновителей Товарищества передвижных выставок, ярчайший представитель русского реализма.

Перед вами камерная бытовая зарисовка. Теплая палитра и мирное течение рутинных действий: молодая женщина поглощена варкой варенья, мальчик лет пяти возится недалеко от нее. Умиротворяюще? Но, заглянув глубже, мы узнаем, что, вероятно, мальчик с картины – сын художника Ваня Мясоедов. А женщина рядом с ним – Софья Матвеевна, жена художника Киселева. Обстановка вокруг – дача Киселевых.

Как раз в пятилетнем возрасте Григорий Григорьевич отдал семье Киселевых, уже воспитывавших семь детей, своего малолетнего сына, с тем, чтобы тот был окружен любовью и заботой. Всего этого, по мнению Мясоедова, мальчик был бы лишен в родном доме. Софья Матвеевна постаралась дать Ване все, на что была способна.

Отец и сын Мясоедовы

И вот какая личная трагедия стоит за изяществом полотна. Григорий Григорьевич Мясоедов, как многие талантливые люди, обладал весьма непростым характером. Родной его отец хоть и поощрял с детства увлечение сына живописью, но находить общий язык им было сложно, и в итоге произошел конфликт, который привел к полному прекращению отношений, в том числе и финансовых.

Илья Репин. Портрет Г.Г. Мясоедова, 1884, 1886
Илья Репин. Портрет Г.Г. Мясоедова, 1884, 1886

Пройдя через все тернии бедности к славе и почету, Григорий Григорьевич не стал обременять себя семейной жизнью. По молодости он разок мимолетно женился, но детей не нажил. И вот в 47 лет он довольно неожиданно стал отцом. Молодая женщина влюбилась в художника, но тот лишь снисходительно позволял за собой ухаживать. Поверить в то, что Ваня – его кровинушка Мясоедов почему-то не хотел. Девушке было строго запрещено говорить малышу, что она его мама.

Атмосфера в доме была невыносимой. Ваню Мясоедов отдал на воспитание в семью друга Киселева. Но когда малышу стукнуло 7, пришедшие к Киселевым гости (в их числе и Григорий Григорьевич) попросили показать мальчишку, и как ни отнекивались хозяева, им пришлось вывести его. Войдя в комнату, Ваня молча прошел к самому высокопоставленному гостю и громко высморкался в полы его дорогущего сюртука… И вот в этот странный момент отцово сердце екнуло. После этой сцены Мясоедов уверился, что да, сын ему родной.

Отношения у родственников не ладились. Они ругались до того, что душили друг друга. Только после смерти матери Иван узнал, что эта женщина, тепло и искренне к нему всегда относившаяся, была ему не прислугой, не кормилицей, а мамой. Простить такого отцу он так и не смог.

Месть его была изощренной. После смерти отца за бесценок он продал все его работы. Что-то раздарил, что-то уничтожил. Но наследие художника пострадало существенно. Вот такой он, конфликт отцов и детей.

Иван Мясоедов - художник-культурист

Иван Мясоедов
Иван Мясоедов

Несмотря глубочайшее противостояние между отцом и сыном, Ваня Мясоедов тоже стал художником. Внешне он был полной противоположностью родителя. Высокий, широкоплечий, он осознавал свою привлекательность и культивировал ее. Характером был непредсказуем и подчас вытворял совершенно несуразные вещи.

После художественного училища Иван поступил на курс батальной живописи в Академию художеств. Но более живописи его интересовали гравюра… и тяжелая атлетика. С 1909 года он занимал призовые места на Всероссийских чемпионатах.

Сокурсник Ивана Мясоедова Кузьма Петров-Водкин позже писал: «Курилка была нашим местом сборищ, отдыха и развлечений. Только Иван Мясоедов мог доплевывать до потолка и даже убивать на нем муху. В те дни он уже свертывал узлом кочерги истопников, на расстоянии всей курилки тушил свечу, спертым дыханием выбивал серебряный рубль из стакана. Красивый был юноша ... и одно удовольствие было порисовать с него – так он нарядно подносил каждый свой мускул».

Сериал под названием "Жизнь Ивана Мясоедова"

Дальнейшая судьба художника похожа на сериал. Он выступал в цирке и пленил римлян атлетичностью и красотой своего тела. Ходили слухи, будто вместо занятий живописью во время пансионатства в Европе он изображал гладиатора в Колизее и срывал овации. Там он пламенно влюбился в итальянскую танцовщицу Мальвину, и хранил ей верность всю жизнь.

Иван побывал в плену, откуда чудом сбежал. Ну как чудом… снова помогла его феноменальная физическая форма – он погнул прутья решетки своей камеры и освободился.

Эмигрировав с семьей в Европу, Иван Мясоедов внезапно стал богачом… Но не выгодные сделки или фортуна сделали его преуспевающим мажором. Нет. Благодаря таланту гравера и копииста он стал превосходным … фальшивомонетчиком. Купюры его «авторства» были настолько высокого качества, что не вызывали сомнений в подлинности. А вот роскошный образ жизни русских эмигрантов на фоне повсеместной нищеты послевоенного Берлина привлекал слишком много внимания.

В тюрьме он оказывался дважды, оба раза за подделки, да и жил по поддельным документам. Но везде быстро обживался, завоевывал почет и уважение. В Лихтенштейне стал придворным портретистом. Он буквально обожал свою миниатюрную, гибкую и артистичную супругу, много писал ее портретов. В браке у них родилась дочь. С возрастом тоска по родным краям брала свое, он много писал виды, окружавшие его в детстве. Скончался Иван Мясоедов в Аргентине, сразу же после последнего своего переезда.

Жанровое полотно «Летний день в саду. Варят варенье» доступна к приобретению в галерее Умная коллекция. #предметы_sc

О живописи Ивана Мясоедова мы поговорим в отдельной статье.