Меньше чем за неделю до годовщины "бунта Вагнера" внимание вновь к Ростовскому СИЗО. На этот раз осуждённые (обвиняемые) по тяжким статьям, связанным с экстремизмом и терроризмом захватили заложников из числа сотрудников местного следственного изолятора. Многие поспешили воскликнуть: опять Ростов! (на Дону)
Есть ли в двух этих событиях какая-то взаимосвязь? Ну помимо чисто географической? Не думаю, что так. Впрочем и таким уж совпадением назвать тоже нельзя.
Но, если в случае с "бунтом" (до сих пор ещё неясно, что это было на самом деле) причина была чисто географическая - близость к местам размещения вагнеровцев. То сейчас дело совсем в другом. И пользуясь моментом, поделюсь с вами некоторыми соображениями и подробностями "устройства" системы исполнения наказаний (в ведении которой и следственные изоляторы). О чём, конечно, мало что знают рядовые журналисты, столь активно рассуждающие сейчас о произошедшем.
Вообще, бунты в колониях явление не такое уж редкое. В СИЗО не так часто и это связано с условиями содержания. Когда подследственные находятся в большей физической (это важно) изоляции, нежели на момент отбывания наказания в колониях. Где уже осужденных содержат в отрядах-бараках, а в целом все, кто находится в колонии так или иначе пересекаются. (а это от нескольких сотен до более тысячи человек) Очевидно, что в таких условиях наладить коммуникацию гораздо проще.
В 2007 году в нашей стране началась масштабная реформа УИС и ФСИН. Было ли это планом или поводом в ответ на? Точного ответа на этот вопрос у меня нет. Так или иначе именно тогда в легендарных Питерских "Крестах" произошли два события.
Первое в силу обстоятельств стало публичным. В то время в главном следственном изоляторе Петербурга помимо взрослых, содержались и несовершеннолетние. Так называемые "малолетки". Вот они и ухитрились как-то "прорвать кодон" прогулочного дворика и выбраться на крышу. Где под прицелами телекамер что-то там выкрикивали.
С точки зрения КПД, цели и организации в этом мероприятии не было никакого смысла. А участники лишь получили дополнительные статьи и "красную полосу" в личном деле (склонный к побегу, что ужесточает условия содержания).
Однако административно эта история заставила власти взглянуть на это "тёмное царство-государство". Где, как известно: одни сидят, другие охраняют.
Вторым событием того же года стало заключение под стражу известного Петербургского авторитета Барсукова-Кумарина. Именно он по мнению большинства стал основным прообразом известного киноавторитета Антибиотика. Хотя люди более сведущие в делах "криминального Петербурга", конечно, знают, что Виктор Палыч - это всё же собирательный, а не срисованный персонаж.
Арест столь важной персоны вскрыл массу интересного во внутренних делах работы ФСИН. Самого Кумарина поспешили этапировать в Москву, но многие его подельники и рядовые сообщества расселились по Крестам. Вот тогда-то и стало известно, насколько вольготно себя чувствуют те, кто "имеет вес". И в каких условиях содержатся те, кто этого веса не имеет.
Достаточно сказать, что не просто владение мобильным телефоном, а возможность выходить и открыто разговаривать вне камеры - было обычным делом. Как и всё остальное, что никак не вписывается в рамки ПВР и УИК.
В тот же год был и бунт в исправительной колонии номер 5 Петербурга в пос. Металлострой. Примечательна она тем, что это самая большая по занимаемой площади и контингенту (в тот период) подобное учреждение в Европе.
Тогда начался "перелом" системы. С Петербурга и дальше по другим направлениям. Этот процесс - тема отдельного разговора, включающего разные эпизоды. В том числе и криминального характера, основанные на "перегибах". Некоторые сотрудники уже отбыли свои наказания за те деяния, другие вовсе избежали их.
Сейчас речь не о том. Понятие "красная" и "чёрная" уходит корнями в далёкое прошлое. Но сохраняют актуальность и по сей день. Далеко не во всех учреждениях удалось навести этот порядок. И здесь есть удивительная закономерность - чем хуже условия содержания, тем меньше контроля со стороны администрации.
Юг России и особенно Краснодар и Ростов всегда славились "ослабленными условиями содержания". Тот самый "чёрный ход", где администрация лишь присматривает. Впрочем, не стоит думать, что в "красных" исключительный порядок. Внешне - да, но де-факто, есть всё. От мобильных телефонов, до запрещённых веществ. Где-то больше, где-то меньше. Но эта система практически вечна.
Поэтому и нет ничего особо удивительного в том, что содержащиеся в разных камерах смогли наладить коммуникацию между собой. Арестанты всегда активно общались и обменивались не только информацией, но и вещами, продуктами питания и тд. во времена ещё до появления мобильных телефонов. Для этого существует целая система так называемых "дорог". Включающая, как структуру и техническую систему обмена, так особый язык общения. Мог бы рассказать подробнее, но не хочу отвлекаться от темы.
Словом, для меня нет ничего удивительного и необычного в том, что подобное может произойти. Почему именно в Ростове? Прежде всего, потому, что именно здесь они содержались. Почему именно здесь? Вот это уже другой вопрос.
Конечно, для журналистов это прекрасный повод поговорить о том, в чём они мало что понимают. Вот, например, известный "публицист и ведущий" Сергей Мардан видит в этом корни событий начала века, когда наша свободная пресса брала интервью у участников терформирований. Якобы "легализовав" это и заложив основу самого явления. Глупость, конечно! Не имеющая отношения не только к событию, но и самому явлению экстремизма.
История закончилась быстро и хорошо. Все шесть ликвидированы. Кадры итогов я показывать не буду, но всё красноречиво. Спецы сработали профессионально и чётко! Итог закономерен. Достаточно ли это для того, чтобы избежать подобного в будущем? Конечно, нет.
И произошедшее должно стать поводом пересмотреть саму концепцию содержания под стражей. И об этом я уже говорил в тот момент, когда мы обсуждали трагедию в Крокусе.
Для таких пора создать свою "Гуантанамо". Где-нибудь на Новой Земле. Там проводить расследование, там судить и там же оставлять для отбыватия наказания.
Следует вывести в особую часть обвиняемых по таким преступлениям. Физически отделив их от мира. В том числе и мира криминального. Сразу после того, как наручники на запястьях эти люди должны пропадать из общества. И каждый, кто решит встать на этот путь точно знать что его ждёт. Такого моё субъективное мнение, основанное на многолетнем опыте связанном с работой Уголовно-исполнительной системы и неоднократном личном посещении спец учреждений. Включая и упомянутую выше Исправительную колонию №5. Что, как вы понимаете, позволяет мне рассуждать с позиции "понимающего".
Спасибо за внимание к публикации,
Дмитрий Матвеев ||DM_812
В ВК vk.com/dm_812