Цапффе называл фиксацию точек внутри или создание преград вокруг текучего потока сознания «самым счастливым… защитным механизмом от Вселенной, который мы когда-либо находили в нашей жизни…».
Первоначальный и основной якорь — это дом и окружение, где человек растёт. Так как этот главный якорь со временем утрачивает свою эффективность, люди обращаются к другим якорям, доступным им в личной и общественной жизни, таким как призвание, политическая партия или религиозные убеждения. Эти привязанности дают ощущение безопасности, привычности и значимости, оберегая человека от экзистенциальной растерянности и чувства космической незначительности.
Отвлечение внимания, широко используемый защитный механизм, позволяет людям ограничивать своё восприятие определёнными рамками и избегать осознания трагической стороны жизни. Наша культура мгновенного удовлетворения способствует этому, предоставляя доступ к множеству бессмысленных стимулов и развлечений. Это подтверждает замечание Цапффе о том, что отвлечение внимания служит способом минимизировать осознание трагизма жизни.
✅ Однако в большинстве случаев эти механизмы успешно справляются со своей задачей. Большинство людей продолжают жить, не впадая в крайнюю усталость от мира и веря, что, несмотря на трудности, в жизни есть свои радости и она стоит усилий.
Но что происходит, когда эти механизмы дают сбой? Когда человек начинает осознавать трагический смысл жизни? Будет ли такой человек жить в постоянном отчаянии? Если заглянуть глубже, можно ли сказать, что ему придётся столкнуться с глубокими страданиями?
Цапффе также упоминает четвёртый механизм, противостоящий боли существования, — сублимацию. Этот процесс отличается от трёх других, так как представляет собой трансформацию, а не подавление. Благодаря сублимации индивид преобразует большое количество энергии, связанное с преодолением трудностей жизни, и направляет её на создание прекрасных произведений искусства.
Стилистические и художественные способности позволяют индивиду трансформировать боль жизни в ценный опыт. Положительные аспекты жизни способны вовлекать негативные моменты и использовать их в своих целях, проявляясь в живописных, драматических, героических, лирических или даже комических аспектах.
Механизм сублимации Цапффе, который он назвал «редчайшим из защитных средств», подобен совету Ницше для тех «высших людей», чей характер делает их неспособными использовать репрессивные механизмы, защищающие массы от усталости от мира.
✅ Для таких высших людей, которые «отличаются от низших тем, что видят и слышат, и вдумчиво видят и слышат неизмеримо больше», Ницше рекомендует использовать искусство как средство избавления от страданий, возникающих в результате глубокого взгляда на жизнь: «По-настоящему серьезная задача искусства…[заключается] в том, чтобы уберечь глаз от созерцания ужасов ночи и избавить субъекта целебным бальзамом иллюзии от спазмов возбуждения воли» (Рождение трагедии, Ницше).
Ницше полагал, что искусство служит мощным противоядием от трагического прозрения и «спазмов воли», поскольку оно вызывает состояние, называемое «Rausch», что переводится как порыв или опьянение. Чтобы создать прекрасное произведение или по-настоящему оценить красоту в искусстве или природе, человеку необходимо войти в это состояние:
«Для существования искусства, эстетического действия и восприятия необходимо одно физиологическое условие — Рауш. Это состояние должно усилить возбудимость всей системы, иначе не будет искусства». («Сумерки идолов», Ницше).
Следуйте своему счастью
Внук Эзопа