17,5K подписчиков

Венгерский рок. Часть 36. Omega. 1962-1968

111 прочитали

Приступая к истории выдающейся венгерской группы , мы поначалу чуть было не поддались соблазну сделать наш рассказ максимально подробным, с детальным разбором каждого релиза, скрупулёзным перечислением всех гастролей, достижений и т.п. Но потом пришли к выводу, что истинные «омегаманы» либо и так обо всём этом хорошо осведомлены, либо прекрасно знают, где при желании можно получить соответствующую фактологическую информацию. Поэтому мы решили сделать наши заметки более «популярными» (в хорошем смысле этого слова) с тем, чтобы те, кто и так любит творчество этой команды, просто в очередной раз получили удовольствие от знакомых хитов, «приправленных» минимумом необходимой информации, а те, кто не был в достаточной степени знаком с музыкой Omega, может быть, захотели узнать её поближе.

Фото взято flectone.ru
Фото взято flectone.ru

Выдумывать какую-то собственную периодизацию истории Omega мы не стали, а воспользовались той, которую установили сами музыканты (ну или менеджмент группы), когда в 2015-м году издавался четырёхдисковый сборник «Decades». Начальный период существования ансамбля в нём назван «битовые шестидесятые» и охватывает период с 1962-го по 1971-й год. Сегодня же мы ограничимся только его частью до момента выхода первого венгерского альбома Omega.

Итак, летом 1962-го года девятнадцатилетние гитарист и певец Янош Кобор (Kóbor János) и пианист и трубач Ласло Бенкё (Benkő László), уже бывшие к тому моменты студентами Будапештского университета технологии и экономики, решили объединить две группы, в которых они играли уже по нескольку лет, в одну. Из коборовских «циклонов» в состав новой формации, кроме самого Яноша, вошёл басист Иштван Варшаньи (Varsányi  István), а из возглавляемых Бенкё приджазованных  «пророков» (Próféta) — саксофонист Петер Ланг (Láng Péter), тромбонист Гёзё Банкути (Bánkúti  Győző), соло-гитарист Ференц Торноцки (Tornóczky Ferenc) и барабанщик Тамаш Кюнцтлер (Künsztler Tamás). Репертуары обоих ансамблей во многом пересекались (набор популярных  танцевальных хитов не блистал особым разнообразием), так что долго репетировать не пришлось, и уже 23 сентября 1962-го года новый коллектив дебютировал на танцах в студенческом клубе родного ВУЗа. Относительно происхождения названия группы —  Omega —  существует несколько версий, но по наиболее вероятной, оно было без всякого участия музыкантов выбрано организаторами вечера.

Новый ансамбль начал регулярно выступать, но очень скоро выяснилось, что джазовые навыки некоторых бывших «пророков» на танцах не востребованы, и, кроме того, играть танцевальные программы без женского вокала довольно сложно. Так из состава уже к концу года «вымыло» тромбониста Банкути, соло-гитариста Торноцки сменил бывший партнёр Кобора по Ciklon Андраш Ковачич (Kovacsics András), а на подпевках в Omega оказалась будущая супер-звезда венгерского рока и эстрады Жужа Конц (Koncz Zsuzsa). (Ей мы в рамках этого «сериала» уже уделяли внимание: 

Правда через год Жужа предпочла «омеговцам» более профессиональную на тот момент команду Illés (заметка о ней):

но  всё же ещё раз спела со старыми друзьями в 1967-м году в культовом музыкальном телефильме «Ezek A Fiatalok» (Эта молодежь): 

Ютуб-канал Nemzeti Filmintézet – Filmarchívum

Впрочем, авторами песни «Ez a ház» — «Этот дом» — были музыканты из Illés, да и роль «омеговцев» в фильме была более чем скромной. Но зато это было первое появление Omega на телеэкране.

Жужу на бэк-вокале сменила Мария Виттек (Wittek Maria), которая продержалась в группе целых три года. На экранах она тогда не засветилась, но зато поучаствовала в первых рекорд-сессиях Omega, в том числе и с сольным номером «Little Man» из репертуара американского дуэта Sonny & Sher. Он вместе с другими каверами был записан в 1966-м году: 

Ютуб-канал János F.

Как уже отмечалось, первые пять лет существования Omega сопровождались изрядной «текучкой кадров». Приходили и уходили вокалистки, «духовики» (среди прочих мелькнул и будущий участник Lokomotiv GT Тамаш Шомло — Somló Tamás), менялись гитаристы, басисты и барабанщики, пока в начале 1968-го года не сложился наконец «серебряный состав» группы. Помимо «отцов-основателей»  «Лаци» Бенкё и «Меки» Кобора (последний к тому времени забросил ненавистную ему гитару и стал «освобождённым» вокалистом-фронтменом) в него входили ударник Йожеф «Блёро» Лаукс (Laux József, игравший с Кобором ещё в Ciklon, —  пришёл в 1964-м году), бас-гитарист и вокалист Тамаш «Миши» Михай (Mihály Tamás) и органист Габор «Пици» Прессер (Presser Gábor —  оба были рекрутированы в 1967-м из ансамбля Scampolo), а также гитарист Дьёрдь «Элефант» Молнар (Molnár György, приглашённый в 1968-м из группы Decca). Тут нельзя не добавить, что «Блёро» привёл в Omega свою подругу и будущую жену, талантливую молодую поэтессу Анну Адамиш (Adamis Anna), которая надолго стала основным автором текстов для песен группы.

К тому времени за плечами «омеговцев» уже был не только солидный опыт как игры на танцах, так и концертных выступлений, но и несколько «сорокопяток». Сначала в 1966-м году было выпущено четыре пластинки с каверами популярных западных хитов. Никакого «воровства» или «плагиата» в этом не было — тогда это было обычной практикой не только в соцстранах (да и у нас), но и на Западе, и «в третьем мире». Первым таким релизом стала перепевка хита «роллингов» «Paint It Black». Солировал «Меки»: 

Ютуб-канал

Другим интересным опытом стала песня Бобби Хебба «Sunny», ставшая через десять лет суперхитом в обработке Boney M. А у «омеговцев» её спел «Лаци»: 

Ютуб-канал János F.

Любопытно, что в 80-х «боники» перепели и несколько номеров из репертуара Omega, о чём мы тоже как-то уже писали

На рубеже 1966-1967-го годов в венгерской рок-музыке происходили важные перемены. Сразу несколько исполнителей осознали, что рок можно петь не только «на языке оригинала», но и на родном венгерском. Не осталась в стороне от этого процесса и Omega. Первой релизом с собственным венгероязычным материалом «омеговцев» стал вышедший в 1967-м году сингл «Nem Új A Nap Alatt Semmi» (Ничто не ново под солнцем): 

Ютуб-канал jrgbello

Это был один из первых композиторских опытов Габора Прессера, а текст принадлежал известному венгерскому поэту-песеннику Иштвану Надю (Istvan S.Nagy). Кстати, основным вокалистом выступил Тамаш Шомло, который в тот момент как раз был саксофонистом Omega.

Вроде бы всё у «омеговцев» складывалось нормально, в 1967-м — начале 1968-го года были записаны ещё несколько «сорокопяток», и дело шло к записи «полноформатника». Но тут события резко ускорились, и судьба группы сделала неожиданный поворот. В июле 1968-го в Будапешт с концертами приехали пребывавшие тогда на вершине популярности британские группы Traffic и Spencer Davis Group. На «разогрев» к именитым гостям были приглашены «омеговцы», поднаторевшие на исполнении англоязычных каверов. Их выступление произвело настолько сильное впечатление на менеджера британцев Джона Мартина, что он немедленно пригласил их выступить в Лондоне.

Существует, правда, и другая версия этого приглашения. Её выдвинул известный венгерский политик и дипломат, бывший посол в НАТО и США Андраш Симоньи. В 1968-м году он был совсем юным фанатом рока и ярым поклонником Traffic, после выступления которых умудрился пробраться к ним в гостиницу и пообщаться с барабанщиком группы Джимом Капальди. Там он сделал такую рекламу своему приятелю Габору Прессеру и его группе, что именно Капальди составил протекцию при приглашении Omega в Англию. Впоследствии Симоньи остался в Америке, написал книгу «Как стратокастер победил калашников», где утверждал, что именно рок-музыка сокрушила коммунизм в Восточной Европе, и до сих пор поигрывает на гитаре в группе с известными местными музыкантами и политиками, включая госсекретаря Блинкена...

Так или иначе, но уже вскоре венгерские музыканты выступали в Лондоне, где их концерт в знаменитейшем клубе The Marquee, посетили закадычные друзья Эрик Клэптон и Джордж Харрисон, заглянувшие к «омеговцам» за кулисы и очень похвально отозвавшиеся об их музыке. Само собой, что после этого моментально был решён вопрос о выпуске на мажорном лэйбле Decca полнометражного альбома Omega, и группа отправилась на легендарную студию Abbey Road записывать первый релиз «коммунистического рока» на Западе.

Возникает вопрос, чем именно покорили венгерские музыканты сердца мэтров жанра, воротил музыкального бизнеса и взыскательной британской публики? В принципе, какой-то сумасшедшей исполнительской техникой «омеговцы» не обладали, такую же, как они, музыку сочиняли и играли в то время десятки, если не сотни американских, английских и других западноевропейских команд, к тому же певших без акцента. Как представляется. здесь сыграл свою роль феномен «медведя на велосипеде». Западная публика была просто поражена тем, что «за железным занавесом» живут не только «черти в ушанках и с калашами», но и нормальные волосатые ребята с электрогитарами, играющие рок. Не случайно журналисты и критики, писавшие про Omega, делали акцент не на музыкальной стороне, а на, так сказать, «культурно-политической». Дескать, ничего себе — коммунистические хиппи!.. Нечто подобное случилось во второй половине восьмидесятых, когда на Западе возникла волна интереса к советскому року и наши рок-музыканты вдруг стали необычно востребованы на зарубежных площадках.

Тем не менее уже до конца года вышел-таки альбом под довольно странным  названием «Omega Red Star from Hungary». Странным потому, что было совершенно не ясно, где здесь название исполнителя, а где пластинки. В последующем знаки препинания появлялись в этом наборе слов где угодно. То группа выступала под названием «Омега Красная Звезда», а пластинка — «Из Венгрии». То альбом называли «Красная Звезда», а то, что она (группа или звезда?) из Венгрии, просто «выводилось за скобки». Релиз получился довольно эклектичным. Там присутствовали как довольно сильные роковые номера, наподобие «There's Nothing I Can Do» или «Wake Up», так и «эстрадные» шлягеры («Trumpeter Charlie»). Были и явно «проходные» вещи. БОльшая часть материала принадлежала авторству творческого дуэта Прессер — Адамиш, причём поэтесса продемонстрировала способность писать качественные, далеко не поверхностные тексты на английском языке. Довольно неожиданно присутствовал и номер на венгерском — «Rózsa fák», а также прессеровская обработка венгерской народной песни (при внимательном рассмотрении сильно напоминающая приснопамятную «летку-енку»...). Но в любом случае альбом этот стоит того, чтобы послушать его целиком: 

Ютуб-канал Az Omega Életmű

На этом сегодня сделаем паузу. Продолжение следует.

Автор статьи - МЮ

Предыдущие материалы по теме "Венгерский рок":

Дзен-канал "Рок на БиС" продолжает тестовое вещание своей интернет-радиостанции. Вы можете услышать нас вот здесь:

Сейчас там играет:

Ютуб-канал Queen Official