НАТ. ВИД ПОУРАЗРУШЕННОЙ КРЕПОСТИ БАДАБЕР - ДЕНЬ
КОРШЕНКО
Я так и не понял, как ты попал в плен?
СЕРГЕЙ
Заснул на посту… Нам просто везло, что не напали раньше! Менялись часовые через четыре часа, круглосуточно, на пост становились «черпаки», второго периода службы. Караул несли шесть человек, мы же всё делали по поддержанию порядка.
КОРШЕНКО
Неужели ваш командир Корякин не понимал, что такая система охраны опасная?
СЕРГЕЙ
Когда не был пьян, проверял посты! Заставлял, чтобы дежурили по человеку на разных концах заставы, между ними каждые двадцать минут шла перекличка. Если кто-то на посту заснул и не отзывался, другой часовой делай одиночный выстрел. Если и после этого следовала тишина, выстреливали очередями и весь личный состав заставы поднимался по тревоге. Ночью дежурить помогали собаки, которых щенками забирали из кишлаков во время вылазок. Они первыми подавали тревожный сигнал, тогда невольно приходится пристально вглядываться в темноту.
КОРШЕНКО
Я понимаю, что если боец уснул на посту, заставу могут не просто захватить, но и полностью вырезать с пристрастием.
СЕРГЕЙ
На войне человек устаёт физически морально и засыпает на посту, часовой же не двигается. Поэтому периодически посты проверял Корякин. Он тихо подходил и бил прикладом автомата по каске притихшего часового, это приводило бойца в чувство. Часовой не мог уснуть из-за стресса, который получал от испуга и боли.
КОРШЕНКО
Уснёшь тут, голова гудит как колокол…
СЕРГЕЙ
После обстрела устроенного Корякиным в новогоднюю ночь, «духи» решили отомстить. Они пробрались на «горку», одного часового зарезали, а меня взяли в плен.
НАТ. ГОРЫ АФГАНИСТАНА - ДЕНЬ
Борщ густой и ароматный. На второе гречневая каша с обилием тушёнки. Али съедает две порции борща и нахваливает кашу. Прапор дарит ему консервную банку с гречкой из сухого пайка. Сержант ест вкусные блюда неохотно.
ВАСИЛЬЕВ
Весь организм от глаз, носа и рта залеплен пылью…
От компота все отказываются, просят у Али чай. Насытившись, афганцы засыпают с котелками с кашей в руках. Спят, пока ветер не начинает дуть с прежней силой до 15 часов, но уже в противоположную сторону, в направлении ущелья.
АЛИ
И так каждый день.
Операция проходит штатно, без накладок и особого успеха. Расставаясь внизу, Али дарит Васильеву запасной портативный блок серебряных аккумуляторов, которые лежат у него в машине.
АЛИ
Мне они не нужны!
Дома Владимира ждёт сюрприз. Ещё со времён посла СССР в ДРА Пузанова был установлен порядок.
ЛУКОВ
Каждый советский человек мог раз в месяц купить в посольском магазине бутылку водки или коньяка.
Луков организует машину и покупает за себя и за сержанта.
ЛУКОВ
В этот раз в продаже была «московская».
За ужином обмывают серебряный подарок, настоящую цену подарка знают оба. Наутро Васильев заступает на дежурство в МО. Надеясь на спокойное дежурство, он берёт подарок и зарядное устройство от радиостанции, чтобы зарядить блок аккумуляторов.
ВАСИЛЬЕВ
Пускай будет запас. Запас спину не тянет! Семь потов пролил, таская радиостанцию.
ИНТ. ЗДАНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ ДРА - ДЕНЬ
Инструкции по зарядке серебряных аккумуляторов нет. По опыту работы со щелочными аккумуляторами начальник знает.
ЛУКОВ
Когда нужно, можно дать больший ток, чтобы зарядить быстрее.
МО ДРА располагается в помпезном дворце Дар-уль-Аман, построенном по проекту известного французского архитектора Годдара, более полувека назад. Здание в плане представляет квадрат, со сплошными коридорами на этажах и анфиладами комнат по обе стороны коридора.
ЛУКОВ
Чем-то похож на Зимний дворец в Ленинграде.
Дежурная служба советнического аппарата располагается на третьем этаже. В каждом углу квадрата-коридора размещается пост охраны: десантник с ручным пулеметом.
ВАСИЛЬЕВ
Высокие потолки, и необременительный набор мебели располагает к прохладе в жару и резонансным явлениям при интенсивных звуках...
Решив, что лишние полчаса заряда серебряным аккумуляторам не помешают, он оставляет зарядное устройство включённым и идёт завтракать. Завтрак подают в большой нише коридора в тридцати метрах от комнаты ВВС и ПВО, где дежурит Владимир.
ЛУКОВ
Народа собралось уйма. Почти все - народ обстрелянный и повидавший всякое.
На завтрак собирается весь состав дежурных советников и переводчиков. Завтрак заканчивается, когда раздаётся первый хлопок, похожий на взрыв гранаты РГ-42. Едоки, как опытные военные при взрыве гранаты падают на пол.
ЛУКОВ
Ложись!
Следует второй хлопок, затем третий, четвёртый.
ВАСИЛЬЕВ
Это где-то в комнате около нашей…
После третьего хлопка бежит к себе.
ВАСИЛЬЕВ
Гранату с земли к нам не добросить!.. Утром душманы не нападают, да и охрана МО надёжная, остаётся блок серебряных аккумуляторов…
До комнаты добегает под седьмой хлопок. Под восьмой открывает дверь. Девятый встречает в комнате, наполненной зловонием и засыпанной чёрным пеплом как от сгоревшей бумаги.
ЛУКОВ
Твою мать! Вот устроили салют.
Следуют разборки устные, писание рапортов. Уборка помещения. К приезду советника Главкома - солидного генерала, остаётся только вонь. Когда тот входит в здание, то брезгливо морщится.
СОВЕТНИК
Что-то у нас сегодня нехорошо пахнет, точнее здорово воняет!
Васильев детально докладывает начальству обстоятельства происшествия. Салют был слышен во многих местах. Но «особисты» не поверили ему, заподозрив в его действиях злой умысел.
ОСОБИСТ
Точно за деньги пронёс батарею в штаб, чтобы устроить диверсию!
Владимиру грозит арест. Но больше всего его расстраивает отношение боевых товарищей. Случайно он слышит, как Дмитрий обсуждает его промашку с другими офицерами, насмехаясь над ним.
ЛУКОВ
Додумался поставить зарядку на максимальную мощность! Вот клоун…
ВАСИЛЬЕВ
Вонь посмаковать любители всегда есть, даже на войне…
Он решает найти Али и доказать, что тот подарил ему батарею.
ВАСИЛЬЕВ
Проблема в том, что афганец находится в кишлаке, зону вокруг которого контролируют душманами.
Васильев от отчаяния решается поехать туда в одиночку на частной разукрашенной «бурубахайке». Молодой весёлый водитель отвозит его прямо в руки моджахедов.
НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ОКОЛО РАЗРУШЕННОГО СКЛАДА - НОЧЬ
Моджахеды не дают продыха восставшим военнопленным. Они лезут в атаку, теряя много бойцов убитыми и ранеными. Защищающиеся тоже несут потери. Убит Кашлаков и Фёдоров, несколько человек получают ранения.
КОРЮШКИН
Васю особенно жалко. В самом начале восстания, он нашёл на складе ножницы и первым делом отрезал нам надоевшие бороды, которые категорически запрещали сбривать душманы…
После неудачной атаки моджахедов устанавливается хрупкая тишина, как вдруг откуда-то раздаётся одиночный выстрел.
САМИНЬ
Работает снайпер…
К этому моменту он спустился с крыши склада, чтобы пополнить запас патронов для пулемёта. Он услышал, как чуть левее от него, кто-то тихо вскрикнул.
СЕРГЕЙ
Это Матвеев…
Пуля пробивает ему голову, и он падает в сторону, откуда стреляет снайпер.
САМИНЬ
Снайпер там!
Ручной гранатомёт «муха» заранее изготовлен к стрельбе и лежит рядом. Он молниеносно хватает его, целится, стреляет. Граната попадает в оконный проём здания напротив склада.
СЕРГЕЙ
Полыхнуло так, что будьте - нате.
ДУДКИН
Больше оттуда никто не стреляет…
САЙФУТДИНОВ
Значит, огневую точку снайпера накрыл!
Он мрачнеет, когда оглядывается и видит мёртвого Александра с развороченным свинцом затылком.
НАТ. ВИДЫ АФГАНИСТАНА - УТРО
Батальон приступает к сопровождению колонн на сорокакилометровом отрезке дороги Кабул - Гардез, около половины, которого проходит через «зелёнку». На дворе стоял декабрь, поэтому особой опасности при выполнении задач не возникает.
КЛЮЧНИКОВ
Роты выходят на сопровождение по очереди.
27 декабря 1984 года на сопровождение выходит их рота, от управления бригады гранатомётный взвод и взвод связи, старшим назначен капитан Чирва.
ЧИРВА
«Ниточку» встречаем, как обычно, в нескольких километрах за «Мухамедкой», населённым пунктом, где находится опорный пункт афганской полиции Царандой.
Колонна задерживается и подходит к месту встречи ближе к вечеру. Взвод Кирюшкина в замыкании, после танка, сопровождавшего колонну. Взрыв под гусеницами танка с облаком чёрного дыма на глазах Германа, находящегося на башне БМД, становится шоком.
КИРЮШКИН
Почему подрыв?.. Что это мина, гранатомёт? Ведь по этому месту уже прошёл добрый десяток машин и брони. Впереди виден пост Царандоя, до него всего каких-то четыреста-пятьсот метров.
За секунду он ныряет в башню, механик резко остановившись, разворачивает машину в сторону «зелёнки». Прижимая ларингофоны к горлу, младший лейтенант орёт командиру роты, о подрыве танка.
ЧИРВА
Огонь по «зелёнке»!
Герман поливает из пулемёта всё пространство, что видит в прицел. Танкисты меняют траки. В эфире Кирюшкин слышит крик о подрыве БМД первого взвода в голове колонны на фугасе.
ЧИРВА
Это засада! Колонна встала, идёт обстрел, подожжены наливник и несколько машин из колонны. Есть убитые и раненые.
КИРЮШКИН
Подрыв на противотанковой мине небольшой по весу боевой машины десанта с лёгкой броней из алюминиевых сплавов имел фатальные последствия для экипажа. Иногда машину при взрыве подбрасывало на несколько метров над землей.
КИРЮШКИН
Шансов для тех, кто был внутри неё, практически не оставалось…
Обстрел колонны продолжается около часа. Попытка дальнейшего продвижения грозит новыми серьёзными опасностями, по согласованию с бригадой, принято решение вывести «ниточку» из-под огня и расположиться возле пункта Царандоя до утра.
ЧИРВА
А утром продолжить движение!
Танкисты ставят новые траки и ждут команды. На посту десятка два афганских полицейских. Все союзники размещаются в полуразрушенных казармах, глиняных времянках и вырытых окопах. Здесь стоит несколько афганских БТРов и машин.
КИРЮШКИН
Принимайте! Грузите раненых.
На ровной площадке приземляются две кабульские «вертушки» с врачами. Тяжелораненых сносят в штабную комнату, превратившуюся в операционную. У входа лежат убитые, накрытые, чем попало. Афганцы толпятся у входа и глазеют на «шурави».
ЧИРВА
Хотя толку от них никакого…
Герман, дав команду бойцам ждать его, пошёл разыскивать ротного. Грузовики из колонны с зажженными фарами поднимают огромные клубы пыли и хаотично заполняли прилегающую к посту местность.
КИРЮШКИН
Как ты? Чего такой хмурый?
Возле входа в здание он видит командира первого взвода. Тот стоит с почерневшим лицом и мутными глазами. Его бушлат и руки испачканы кровью. Увидев взводного, он кивает на вход.
МАРКУШЕВСКИЙ
Там Таджибаев, он был на 392-й. Когда мы его сюда несли, он ещё дышал, я вколол ему промидол.