«Напоминаю еще и еще раз: мы не можем применять силу, не можем прийти к ним ни карающими, ни всепрощающими вестниками высшего мира. Заставить их изменить свою жизнь было бы безумием, и потому нужен совсем особый такт и подход в этой небывалой экспедиции».
(с) Иван Ефремов, «Час Быка»
Любители советской фантастики не могли не обратить внимание, что во многих книгах братьев Стругацких («Трудно быть богом», «Попытка к бегству», «Обитаемый остров», «Парень из преисподней») и в книге И.А. Ефремова «Час быка» поднимается одна и та же тема — о правомочности и возможных методах вмешательства более развитой цивилизации в дела менее развитой. Причём с негуманоидными цивилизациями (они, впрочем, есть только в мире Стругацких, Ефремов их существование отрицал) проблем не было — люди сперва установили контакт с тагорянами и леонидянами (а затем и голованами с Саракша), после чего поддерживали с ними нормальные дипломатические отношения. А вот с правительствами Арканара или Неизвестными Отцами на Саракше земляне мира Полдня почему-то не в контакт не вступали.
Это тем более странно, что экипаж звездолёта «Тёмное пламя» в «Часе Быка» Ефремова поступил иначе. Они сперва вышли на связь, а затем отправили посольство к Совету Четырёх — официальному правительству планеты Торманс. Фай Родис общалась на Тормансе в основном с Чойо Чагасом, председателем планетарного правительства. Остальные члены земной экспедиции контактировали и с местным населением, но при этом коммунары Ефремова всё-таки рассчитывали на здравомыслие и добрую волю в первую очередь властей в лице всё того же Чойо Чагаса. И только убедившись в бесполезности уговоров, после гибели нескольких членов экипажа, покинули планету, оставив местному подполью носители информации и схемы оружия.
Почему-то среди поклонников творчества этих советских фантастов принято считать, что люди мира Полдня, описанного в книгах Стругацких, более гуманные и менее решительные, чем ефремовские персонажи. Если сравнивать «Час быка» с повестью «Трудно быть богом», то и в самом деле может сложиться такое впечатление. Однако Антон-Румата и его коллеги — не дипломаты и не разведчики. Они изначально историки, им предписано не вмешиваться в местный исторический процесс, отсюда их пассивность. Но надо отметить, что и в Арканар люди Земли пришли тайно, как впоследствии тайно проникали в прочие отсталые социумы. Они явно изначально не верили в возможность по-хорошему (или даже по-плохому) договориться с местной властью. А вот у землян мира Ефремова такая иллюзия почему-то была.
Как только коммунары мира Полдня отбросили постулат о невмешательстве и взялись за дело всерьёз, то есть начали применять методы обычных разведок нашего времени, внедряя свою агентуру в первую очередь в органы власти (Странник-Сикорски на Саракше, да и на Гиганде у землян был агент в ближайшем окружении герцога Алайского), всё у них начало получаться. Даже несмотря на непредвиденный фактор в лице Максима Каммерера, на Саракше в стране Неизвестных отцов сменилось правительство, во главе государства встали вполне конструктивные, с точки зрения землян, бывшие подпольщики. На Гиганде вообще произошла инспирированная землянами синхронная революция одновременно в двух воюющих странах — Герцогстве Алайском и Империи, что привело к миру между этими народами.
Можно возразить, что революция в конечном итоге победила и на Тормансе. И она стала результатом вмешательства землян — взошли семена, посеянные экспедицией «Тёмного пламени». Так-то оно так, но у Ефремова информация о победе революции и строительстве нового общества приходит аж через 130 лет после экспедиции! Коммунары из мира Полдня добились аналогичного результата намного раньше — на Гиганде и Саракше революции устроили всего за несколько десятилетий. Точно сказать трудно, но скорее всего на этих планетах прошло меньше полувека с начала вмешательства в местную историю.
Модус операнди коммунаров из мира братьев Стругацких таков: скрывать своё присутствие, в первую очередь от местных властей. Действовать тайно, внедрять свою агентуру в местную систему, а заодно и в антисистему (революционное подполье). После революции продолжать действовать столь же тайно, не сообщая новым революционным властям о своём инопланетном происхождении. В результате у аборигенов должно сложиться впечатление, что они сами добились построения справедливого общества, без внешнего вмешательства.
Коммунары из мира Ефремова действовали противоположным образом. Они явились открыто, даже можно сказать демонстративно. Вышли на контакт с официальной местной властью, даже понимая сущность этой самой власти. Свои действия они не скрывали, Фай Родис сама рассказала Чойо Чагасу о том, что земляне читают лекции местному населению несмотря на запрет властей. Столкнувшись с явным сопротивлением, земляне покинули планету, оставив аборигенов самих решать, какую систему правления им выбрать и как конкретно проводить социальные преобразования. Местным дали для этого нужные инструменты (информацию и оружие), но и только.
У каждого из этих двух подходов есть свои достоинства и недостатки. Однако, как можно видеть, коммунары из мира «Полдня» более скрытные, менее доверчивые и как минимум не менее эффективные в деле экспорта революции на другие планеты, чем коммунары из мира Ефремова.