Найти тему
частные суждения

Чьи прогрессоры эффективнее — Ефремова или братьев Стругацких?

«Напоминаю еще и еще раз: мы не можем применять силу, не можем прийти к ним ни карающими, ни всепрощающими вестниками высшего мира. Заставить их изменить свою жизнь было бы безумием, и потому нужен совсем особый такт и подход в этой небывалой экспедиции».

(с) Иван Ефремов, «Час Быка»

Обложка журнала с первой публикацией «Часа быка».
Обложка журнала с первой публикацией «Часа быка».

Любители советской фантастики не могли не обратить внимание, что во многих книгах братьев Стругацких («Трудно быть богом», «Попытка к бегству», «Обитаемый остров», «Парень из преисподней») и в книге И.А. Ефремова «Час быка» поднимается одна и та же тема — о правомочности и возможных методах вмешательства более развитой цивилизации в дела менее развитой. Причём с негуманоидными цивилизациями (они, впрочем, есть только в мире Стругацких, Ефремов их существование отрицал) проблем не было — люди сперва установили контакт с тагорянами и леонидянами (а затем и голованами с Саракша), после чего поддерживали с ними нормальные дипломатические отношения. А вот с правительствами Арканара или Неизвестными Отцами на Саракше земляне мира Полдня почему-то не в контакт не вступали.

Фай Родис и Чойо Чагас. Иллюстрация к роману «Час быка».
Фай Родис и Чойо Чагас. Иллюстрация к роману «Час быка».

Это тем более странно, что экипаж звездолёта «Тёмное пламя» в «Часе Быка» Ефремова поступил иначе. Они сперва вышли на связь, а затем отправили посольство к Совету Четырёх — официальному правительству планеты Торманс. Фай Родис общалась на Тормансе в основном с Чойо Чагасом, председателем планетарного правительства. Остальные члены земной экспедиции контактировали и с местным населением, но при этом коммунары Ефремова всё-таки рассчитывали на здравомыслие и добрую волю в первую очередь властей в лице всё того же Чойо Чагаса. И только убедившись в бесполезности уговоров, после гибели нескольких членов экипажа, покинули планету, оставив местному подполью носители информации и схемы оружия.

Румата Эсторский, кадр из экранизации «Трудно быть богом» 1989 г.
Румата Эсторский, кадр из экранизации «Трудно быть богом» 1989 г.

Почему-то среди поклонников творчества этих советских фантастов принято считать, что люди мира Полдня, описанного в книгах Стругацких, более гуманные и менее решительные, чем ефремовские персонажи. Если сравнивать «Час быка» с повестью «Трудно быть богом», то и в самом деле может сложиться такое впечатление. Однако Антон-Румата и его коллеги — не дипломаты и не разведчики. Они изначально историки, им предписано не вмешиваться в местный исторический процесс, отсюда их пассивность. Но надо отметить, что и в Арканар люди Земли пришли тайно, как впоследствии тайно проникали в прочие отсталые социумы. Они явно изначально не верили в возможность по-хорошему (или даже по-плохому) договориться с местной властью. А вот у землян мира Ефремова такая иллюзия почему-то была.

Странник и Умник, кадр из экранизации «Обитаемого острова» 2008 г.
Странник и Умник, кадр из экранизации «Обитаемого острова» 2008 г.

Как только коммунары мира Полдня отбросили постулат о невмешательстве и взялись за дело всерьёз, то есть начали применять методы обычных разведок нашего времени, внедряя свою агентуру в первую очередь в органы власти (Странник-Сикорски на Саракше, да и на Гиганде у землян был агент в ближайшем окружении герцога Алайского), всё у них начало получаться. Даже несмотря на непредвиденный фактор в лице Максима Каммерера, на Саракше в стране Неизвестных отцов сменилось правительство, во главе государства встали вполне конструктивные, с точки зрения землян, бывшие подпольщики. На Гиганде вообще произошла инспирированная землянами синхронная революция одновременно в двух воюющих странах — Герцогстве Алайском и Империи, что привело к миру между этими народами.

Иллюстрация к роману «Час быка».
Иллюстрация к роману «Час быка».

Можно возразить, что революция в конечном итоге победила и на Тормансе. И она стала результатом вмешательства землян — взошли семена, посеянные экспедицией «Тёмного пламени». Так-то оно так, но у Ефремова информация о победе революции и строительстве нового общества приходит аж через 130 лет после экспедиции! Коммунары из мира Полдня добились аналогичного результата намного раньше — на Гиганде и Саракше революции устроили всего за несколько десятилетий. Точно сказать трудно, но скорее всего на этих планетах прошло меньше полувека с начала вмешательства в местную историю.

Мак Сим и подпольщики.
Мак Сим и подпольщики.

Модус операнди коммунаров из мира братьев Стругацких таков: скрывать своё присутствие, в первую очередь от местных властей. Действовать тайно, внедрять свою агентуру в местную систему, а заодно и в антисистему (революционное подполье). После революции продолжать действовать столь же тайно, не сообщая новым революционным властям о своём инопланетном происхождении. В результате у аборигенов должно сложиться впечатление, что они сами добились построения справедливого общества, без внешнего вмешательства.

Фай Родис и Чойо Чагас. Иллюстрация к роману «Час быка».
Фай Родис и Чойо Чагас. Иллюстрация к роману «Час быка».

Коммунары из мира Ефремова действовали противоположным образом. Они явились открыто, даже можно сказать демонстративно. Вышли на контакт с официальной местной властью, даже понимая сущность этой самой власти. Свои действия они не скрывали, Фай Родис сама рассказала Чойо Чагасу о том, что земляне читают лекции местному населению несмотря на запрет властей. Столкнувшись с явным сопротивлением, земляне покинули планету, оставив аборигенов самих решать, какую систему правления им выбрать и как конкретно проводить социальные преобразования. Местным дали для этого нужные инструменты (информацию и оружие), но и только.

Странник решает, что делать с этой отсталой цивилизацией.
Странник решает, что делать с этой отсталой цивилизацией.

У каждого из этих двух подходов есть свои достоинства и недостатки. Однако, как можно видеть, коммунары из мира «Полдня» более скрытные, менее доверчивые и как минимум не менее эффективные в деле экспорта революции на другие планеты, чем коммунары из мира Ефремова.