Найти тему
Марфа Сергеевна

Пришли результаты ОГЭ по русскому языку

А мои-то сдали экзамен на пятерки, все четверо! Вот это ничего себе!

У нас в 9 классе было 4 ученика: 2 девочки и 2 мальчика. Ребята хорошие, умные, способные, старательные, хотя по русскому языку годовая пятерка была только у Матвея, у остальных четверки.

Пробный экзамен трое сдали на четверки, а Матвей заболел и на экзамен не попал.

Последние два месяца готовились к экзамену уже целенаправленно, так как программу по русскому языку закончили в 3 четверти. И уже незадолго до экзамена стало понятно, что сдать должны хорошо. Я рассчитывала на одну твердую пятерку, но вполне мог выстрелить любой из оставшихся. Это уж как повезет. Но при удачном раскладе вполне могла быть еще одна пятерка. А получилось у всех четверых! Это ли не успех!

В последние дни было немного волнительно и переживательно, хотя чего переживать за ОГЭ, который по большому счету ни на что не влияет.

Но мне было интересно, сработала ли моя тактика подготовки.

Во-первых, те способы и подходы, которые я использовала, методические приемы и технологии. Тут практически для каждого задания был использован свой прием, на мой взгляд, наиболее оптимальный. И я считаю, что предоставить их ученикам - моя прямая ответственность. Не пресловутое "учите", что очень часто можно услышать от учителей, а как учить, как запоминать, на что обращать внимание, как формировать взаимосвязи и необходимые ассоциации.

Доходило до смешного. В задании по орфографии пришлось повторить и снова выучить практически все орфограммы, но очень специфически. Мы, например, обратили внимание, что какая-то орфограмма практически всегда представлена как правильный ответ, а какая-то как неправильный.

И вот все эти объяснения правописания окончаний существительных почти везде были неверны: то падеж указан не тот, то склонение. И вдруг в одном задании сразу два существительных и оба правильные: о тюлене и в пламени. Представьте себе, говорю, тюленя, объятого пламенем, как он машет вам и кричит: спаси меня, я правильный, я хороший. Эти два слова и были правильными объяснениями в этом варианте. И что же? После экзамена Максим говорит: а мне достался тюлень в пламени.

С изложением тоже. Разобрали все 36 текстов, предложенных в банке заданий ФИПИ. Читали полные варианты, сокращали, сравнивали со сжатыми вариантами, отвечали на вопросы, частично пересказывали. Разбили 36 текстов на 6 дней: по 6 текстов в день. И текст изложения на экзамене был именно в последней группе. Не слишком приятный текст, довольно сумбурный, несвязный, но поскольку повторяли его в последний день, то знакомый.

Я вообще не слишком понимаю, почему учителя готовятся к ОГЭ по каким-то сборникам или многочисленным сайтам. Если из года в год одно и то же: нам предлагают варианты из банка ОГЭ. И чего бы проще: в течение года можно просто выучить и тексты изложений, и правильные ответы, и прочитать все тексты для сочинений. Для чего готовиться по каким-то левым вариантам - непонятно.

И вовсе не стоит думать, что это тупое заучивание. Даже если заучивание, то не тупое, а осмысленное. В последние дни я даже говорила, что мы настолько хорошо повторили почти весь курс школьный курс русского языка, что любой прямо сейчас может попробовать поступить на филфак. Шутка, но и не совсем.

Но самое главное, что я хотела понять: сработал ли мой способ подготовки, в котором не было практически никакого давления, устрашения, никакой жесткости, строгости. У меня была задача: вызвать у учеников желание, азарт, интерес. Я не ставила плохих оценок за невыученные задания, просто давала еще время, чтобы выучили. Не ругала, не заставляла и не требовала. Не рассчитывала на их сознательность в то же время. Не выучили - ладно, учим прямо на уроке. Допустили много ошибок - никаких комментариев, просто еще и еще и еще раз исправляем ошибки и объясняем по сто раз одно и то же. И все время повторяла: ничего-ничего, мы это выучим, никуда не денемся.

И вот этого я побаивалась, что моя нетребовательность и мягкость не приведут к хорошему результату. А так не хочется возвращаться к прежним репрессивным методам, хотя и раньше никогда ими не злоупотребляла. Но иногда все же бывало. А в этот раз нет. И сработало. Так что учить можно и по-другому, и хорошо учить. Безопасная атмосфера на уроке дает свои плоды.