На этом канале делюсь опытом по подбору кандидатов и взаимодействию с сотрудниками, различными проблемами, ошибками и возможными решениями в этой сфере. А также способами усилить стремление к эффективности в работе.
Что нас заставляет действовать?
Не буду писать академические определения слова «мотивация», постараюсь объяснить своими словами.
Внутри каждого человека есть желания и потребности. Некоторые из них вызывают сильный позыв к действию, стремление достичь цели и удовлетворить возникшее желание или потребность, некоторые вызывают более слабый позыв, некоторые вообще могут не вызывать никаких позывов, а просто остаться в виде абстрактной мечты.
Здесь можно вспомнить пирамиду потребностей Абрахама Маслоу, где потребности распределены по уровням приоритетности. К базовым потребностям можно отнести физиологические: еда, вода, сон. Также потребность в безопасности, некотором жизненном комфорте. Эти потребности человек вынужден удовлетворять в первую очередь, иначе не выжить. От уровня удовлетворения базовых потребностей зависит качество жизни и здоровье человека.
Желания в основном не связаны с потребностями, но могут перейти в разряд потребностей. Именно на это направлены рекламные кампании, продвижение брендов и продукции компаний.
Их основная задача создать желание и перевести его в разряд потребности, вызвать позыв к действию и совершение действия, то есть покупку.
Желания могут быть совершенно разными, например, сохранить красоту, соответствовать модным трендам, обладать дорогими вещами, поднять свой статус, получить много денег.
В общем, человеком управляют и заставляют действовать потребности и желания, причем не всегда собственные.
На создании желаний и помощи в их реализации выстроены целые индустрии. Здесь можно остановить и подумать, все ли из того, что Вы желаете, Вам действительно нужно?
Но вернемся к мотивации.
Таким образом, у каждого человека присутствует свой уникальный набор мотивов, то есть потребностей и желаний, которые заставляют его действовать.
Можно добавить, что человек может удовлетворять не только собственные желания и потребности, но и окружающих его людей. В этом случае возникает понятие долга, то есть человек должен выполнять какие-либо действия, независимо от своих желаний. Долг — это тоже составляющая мотивации. Например, забота о детях, родителях, близких людях, питомцах, выполнение работы. Чем выше у человека приоритет удовлетворения потребностей и желаний окружающих, чем ниже уровень эгоцентризма.
В результате постоянного удовлетворения чужих потребностей и желаний может наступить эмоциональное выгорание, поэтому психологи рекомендуют сохранять разумный уровень эгоцентризма, то есть не забывать о своих желаниях и потребностях.
Важно сохранять разумный баланс, тогда ощущение удовлетворенности от жизни будет наиболее полным, особенно это касается людей, склонных к альтруизму.
В общем, мотивация — это внутренний настрой, состоящий из многих элементов, который заставляет человека действовать.
На картинке изображена упрощенная схема мотивации.
Мотивацию человека можно сравнить с картинкой в калейдоскопе. Калейдоскоп в общем-то один, потому что мы все живем в одном мире, но картинка у каждого своя.
Одни элементы картинки более яркие и крупные — это более важные потребности и желания, другие более мелкие и тусклые, некоторые вообще могут отсутствовать на картинке. Таким образом, получается определенный набор приоритетов и предпочтений с разным уровнем важности и выраженности или силы выраженности.
Со временем калейдоскоп поворачивается и картинка меняется, то есть изменяется набор приоритетов и предпочтений. Какие-то из из желаний и потребностей остаются, при этом их приоритет может измениться, какие-то пропадают, например, удовлетворяются или, наоборот, оказываются недостижимыми, и на их место приходят новые.
Потребности и желания в юности, зрелом возрасте и старости явно не одни и те же. Также они могут изменяться под влиянием жизненной ситуации и обстоятельств.
Структура мотивации со временем изменяется.
Одно и то же желание или потребность у разных людей в разное время может иметь разную силу выраженности и разные подходы к реализации. Например, желание денег. Одни хотят их получить, другие думают, как заработать. Для одних это очень важная потребность, для других — абстрактное желание, типа, хорошо бы иметь миллион долларов.
Чем сильнее потребность или желание, тем выше вероятность совершения действий для их удовлетворения или достижения. Но на пути к достижению цели человек может встречать различные препятствия и сложности.
Мотивация может быть очень сильной, но при этом далеко не все желания и потребности мы можем удовлетворить.
Что нам мешает достигать цели?
Возникает вопрос, почему некоторые люди умеют реализовывать свои желания, достигают статуса, положения в обществе, могут себе обеспечить хороший доход, а другие — нет.
Конечно, можно сослаться на стартовые позиции, то есть положение и статус родителей, наличие и доступ к финансовым ресурсам, различного рода протекции, но многие люди смогли обойтись и без административной поддержки, чтобы достичь чего-то в жизни.
Далеко не все из нас живут в волшебном мире, когда можно щелкнуть пальцами или совершить магическое действие, и любое желание исполнится.
Часто требуется выстраивать тактику, а иногда и стратегию, для достижения цели. Например, понять, какие действия нас приведут к цели, и выстроить их последовательность, то есть создать алгоритм действий. После этого начинается реализация. На этом месте могут возникать основные сложности.
Достигать свои цели человеку помогает сильная мотивация, амбициозность, целеустремленность, интеллект и когнитивные способности. Именно они определяют уровень возможных достижений в жизни.
Конечно, это далеко не все составляющие успеха, также важны, например, трудолюбие, коммуникабельность, аналитические способности, способность к нестандартному мышлению и творчеству.
Можно упомянуть и морально-этические качества человека, которые могут как ограничивать возможности достижения целей, так и наоборот, помогать достижению. Но эту сторону личности рассматривать не будем.
Мешают достижению целей, при прочих равных условиях, слабая мотивация, внутренние страхи и комплексы, а также нежелание напрягаться или просто лень.
Именно они ограничивают способность преодолевать трудности и, несмотря ни на что, идти к своей цели. Ослабить их действие может только критическая ситуация или внешние стимулы, особенно если у человека нет желания их преодолевать.
Таким образом, чем сильнее стремление к цели, выше амбициозность, интеллект и сообразительность, ниже уровень страхов и комплексов, тем больше личного потенциала или способности к достижениям у человека, чтобы воплотить свои желания и добиться чего-то значительного в жизни.
Определенный уровень способности к достижениям заложен в человеке с рождения. Это можно наблюдать в детском саду, одни дети более настойчивые и упрямые, другие менее.
В зависимости от среды, в которой растет и развивается человек, способность к достижениям может поощряться и стимулироваться, или, наоборот, подавляться. Особенно негативное влияние оказывает внушение разных страхов ребенку и быстрое и легкое удовлетворение всех желаний.
У взрослого человека способность к достижениям уже полностью сформирована и изменить ее уровень достаточно сложно.
Чтобы нарастить и усилить способность к достижениям, требуется сильное желание самого человека, целенаправленная работа над собой, создание определенных жизненных условий, применение системы стимулов.
«Марафон желаний» в этом вряд ли поможет.
В общем, способность к достижениям у нас разная, и желание ее усиливать есть далеко не у всех.
Но это даже хорошо, потому что не всем компаниям нужны сотрудники с сильной способностью к достижениям. Чаще и больше нужны люди, которые могут просто хорошо выполнять свою работу.
Узнать способность сотрудников к достижениям можно здесь.
Знание и понимание особенностей мотивации, приоритетов и предпочтений своих сотрудников, а также отбор кандидатов с учетом мотивации, дает компании много преимуществ для успешного развития.
В следующей статье подробнее рассмотрим личную и трудовую мотивацию.
Цифровая технология «Эффективная работа» используется для изучения трудового настроя сотрудников, личностных характеристик, отбора менеджеров в отдел продаж, снижения рисков для компании при отборе кандидатов.
(Цикл статей подготовлен компанией «Эффективная работа». Цифровые технологии в HR. Изучайте мотивацию своих сотрудников на www.ewtest.ru)
Напишите в комментариях, что для Вас важнее, достичь в жизни успеха, или быть просто хорошим человеком.