Найти тему

Об удивительности условий России

Ну вот, выступил Президент РФ в МИДе. Изложил условия прекращения огня.
И

Закипіло, зашуміло –
тільки прапори цвітуть….

Признаться, я был несколько даже удивлён. Я так и не понял, отчего это вдруг кто-то что-то стал комментировать, как будто В.В. Путин сказал что-то такое-эдакое, что никак не ожидалось. Лично я бы счёл неожиданным нечто иное.

Неужели всё-таки кому-то надо напоминать, что отношение к закону в РФ ... несколько не совпадает с отношением к тому же предмету, скажем, на Украине или в Великобритании. Представить себе, что кто-то в РФ из официальных лиц выступает и на полном серьёзе утверждает, что Конституция поставлена на паузу... увольте, вот это действительно было бы неожиданно.

Нет, я вовсе не утверждаю, что в России всё в порядке. Наоборот. Мало того, я сам многократно тут демонстрировал откровенные глупости и нелепости в законодательстве как раз РФ. Однако при всём этом наглого игнорирования закона... уж простите.

Замечу, что Г.В.Ф. Гегель в своём труде «Философия права» выделяет три вида Unrecht:
гражданское неправо,
обман
и
преступление:

§ 83
Право, которое в качестве особенного и, следовательно, многообразного получает в противоположность своей в себе сущей всеобщности и простоте форму видимости, есть такая видимость частью в себе или непосредственно, частью полагается как видимость посредством субъекта, частью вообще как ничтожное; это непреднамеренное или гражданское неправо, обман и преступление.
Прибавление. Неправо есть, следовательно, видимость сущности, полагающая себя как самостоятельную. Если видимость есть только в себе, а не также и для себя, т. е. если неправо представляется мне правом, то это неправо непреднамеренно. Здесь видимость для права, но не для меня. Второй вид неправа – обман. Здесь неправо не есть видимость для права в себе, но проявляется в том, что я представляю другому видимость как право. Когда я обманываю, право есть для меня видимость. В первом случае неправо было видимостью для права; во втором – для меня самого, в ком воплощено неправо, право есть лишь видимость. И наконец, третий вид неправа есть преступление. Оно есть неправо в себе и для меня: здесь я хочу неправа и не прибегаю даже к видимости права. Тот, по отношению к которому совершается преступление, и не должен рассматривать в себе и для себя сущее неправо как право. Различие между преступлением и обманом состоит в том, что в обмане в форме его совершения ещё заключено признание права, чего уже нет в преступлении.

Так вот, на обман в РФ могут пойти, разумеется, а как ещё можно в эксплуататорском обществе? — а вот на преступление в смысле как раз Г.В.Ф. Гегеля, вроде бы, ещё нет поползновения.

Вспомните, что любым фокусам с продлениям срока, расширению или просто изменению полномочий, изменению выборов непременно предшествует вполне оформленный конституционный или законодательный вообще процесс. Я при этом не утверждаю, что это — хорошо или плохо, но вот выбрыки и загогулины в стиле приватизационных указов, кажется, всё-таки не повторяются. Во всяком случае их стараются избегать. Да, В.В. Путин — вполне даже осознанный легист. Не удивлюсь, если он завтра вслед за И. Ильиным начнёт цитировать Мо цзы или Г. Кельзена.

То есть с видимостью в РФ всё в порядке. И даже слишком.

Так вот, давайте-ка вспомним, как обстояло дело с Украиной. Сначала там произошло нечто, что попадает под прямое определение неконституционного государственного переворота. Ну, то такое дело. Заметьте, что В.В. Путин и именно он довольно точно, чуть ли не по часам рассказал где и как был В.Ф. Янукович на территории Украины. Неужели никто не уловил намёка? Я, например, сразу уловил. Дело в том, что из рассказа В.В. Путина прямо следовало, что В.Ф. Янукович вообще никуда не «усунувся», а был нагло, прямо в прямое нарушение конституционной нормы смещён в порядке, который никак не был предусмотрен Конституцией. При этом ни с какой стороны не был подключён ни КС Украины, ни Верховный суд Украины. Просто заявлено было, что «так народ захотел». Ну класс!

Но тут выяснилось, что далеко не весь «народ» вот так вот захотел. Удивительно, правда? И мероприятие под названием «Єдина Країна», объявленное А.И. Садовым, уже не прокатило. Все помнят это? Нет?

Коротко: мэр Львова А.И. Садовой выступил по телевидению с инициативой то ли один день, то ли несколько дней, не упомню уже, говорить по-украински в восточных областях и по-русски — в западных. Ёлки-палки, до чего может доходить идеализм! Это было весьма примечательно ещё тем, что именно этот самый субъект в 2011 году потребовал проверить законность размещения вывесок на русском языке во Львове (по запросу депутата от фракции «Свобода»).

Что произошло затем, помните? Помните, как в Крыму и Севастополе вдруг начали не просто бузить, а буквально биться за, казалось бы, странное дело — собирать представительные органы власти, чуть ли не бегая по домам за обгадившимися «представителями народа», и принимать акты о ... референдумах. Как вы думаете — почему? Неужели кто-то всерьёз считает, что в чисто военно-политическом смысле без этих мансов нельзя было обойтись? Открою тайну: проведение этих референдумов и учёт их результатов была вовсе не инициатива даже органов власти ни Крыма, ни Севастополя. Просто там было объяснено, что поступить так, как поступили в Киеве... ну, вот никак нельзя, как нельзя и ввести войск больше, чем предусмотрено договором с Украиной. Вы понимаете — к чему это я всё? Поверьте, для штурма казарм никакие референдумы и голосования не нужны вообще. Но просто в государственной культуре России подобные вещи как референдум воспринимались очень всерьёз, мансами вовсе не считались и не считаются, как бы их итоги предрешены ни были. Как и использование войск требовало согласия Совета Федерации. Хоть ночью, хоть под утро, а вот надо. И оно было получено. Скажете, что это было предсказуемо? Да, но даже при полной предсказуемости получено строго формально. И признание государственной независимости города Севастополя и Республики Крым также было оформлено. Так что, между прочим, город Севастополь и Республика Крым несколько дней были совершенно самостоятельными государствами. Затем эти независимые государства обратились к РФ о принятии их в состав... ну и так далее. Вплоть до внесения изменения в Конституцию РФ.

А вот к ДНР и ЛНР готовности не было. Именно поэтому призывали не проводить референдумы в 2014 году. К тому же... там была проведена государственная граница. А в Крыму — нет. Ерунда, скажете, формальность. Да, формальность, но вот для РФ и руководства РФ — не ерунда.

Я всё это говорю к тому, что в подобных вещах как изменение Конституции наплевательства в РФ нет. Могут истолковать криво — да. Но вот топтаться по ней... простите, это — не здесь.

А теперь вспомните — что предшествовало началу СВО? Помните выяснение мнений разнообразных представителей власти и даже замешательство, например, директора СВР? А помните, что сначала всё же признали независимость ДНР и ЛНР, только затем внесли соответствующий запрос в Федеральное Собрание, изменили Конституцию. А что было с Запорожской и Херсонской областью? Представляете — референдум под обстрелами?! Казалось бы зачем? Да, чёрт возьми, серьёзно к этому относятся, понимаете — серьёзно!

И вот тогда Запорожская область, Херсонская область, ДНР и ЛНР в полном объёме оказались в Конституции РФ. А это уже не шутки. С точки зрения власти в России, Конституция всё-таки таки обязывает.

Я бы понял, если бы именно тогда и поднялся бы вой, галдёж и свист. Но было отчего-то, особенно на Украине, хихиканье. А вот я бы посоветовал как раз тогда-то и напрячься. Потому что любые поползновения с этого момента по территории ДНР, ЛНР или обеих областей воспринимаются именно как поползновения по территории РФ. И да, представьте себе, не имеет никакого значения кто и что думает по этому поводу за пределами России. Потому что в РФ важна именно Конституция РФ, а не мнение «цивилизованного сообщества». Это, дорогие мои, называется государственная независимость, суверенитет, между прочим. Не все, согласен, могут себе это позволить... Ну вот в 2022 году было принято решение, что РФ — может. Ошибочное это заключение или нет — не о том речь. Речь о том, что В.В. Путин вовсе не так свободен в своих действиях, как это может показаться. Во всяком случае, в порядке своих действий.

Обратите внимание, что во всех случаях была выполнена жёсткая последовательность действий:

И вот, когда он выступает как Президент РФ, связанный именно Конституцией РФ, в которой прямо указано, что Республика Крым, город Севастополь, ДНР, ЛНР, Запорожская область и Херсонская область — субъекты федерации, а их территории целиком, полностью — территория России, точно в той же самой мере, как, например, Новосибирская или Брянская области, и говорит об освобождении всей территории России от с его точки зрения (а иной точки зрения у него как у Президента РФ и быть не может) оккупационных войск, все вдруг замирают от неожиданности.

Да как же тут не понимать, что он просто права не имел сказать иное?!

Нет, я понимаю, что стало принято как-то, скажем, на Украине полагать, что всяк прыщ на своём месте творит что хочет, а Конституция... да ну её... «А где наша армия, почему она не защищает нас от этой проклятой Конституции?!!» (помните этот «спич» Л.М. Ахеджаковой, из Днепропетровска, кстати?), но как же не понять, что в России совершенно иная культура государственности?! Кстати, огромное количество скандалов в г. Севастополе и в Республике Крым именно из-за подобного непонимания и возникает. Я уж не буду рассказывать о совершенно нелепых случаях преступлений в РК... для нас нелепых, но типичных для Украины до такой степени, что там никто это и за особое преступление не считал бы.

Это мне сильно напоминает (в который раз уже!) именно вызов на поединок Стефаном Баторием Ивана IV. То есть Стефан Баторий в этом случае вёл себя как гетман-глава некоей ватаги, рушения посполитого, а Иван IV был вообще-то уже монархом, главой централизованного феодального государства... Они как бы жили в разных реальностях. Вот если бы Стефан Баторий вызвал на поединок (с целью окончательно разрешить конфликт без войны войсками!), скажем, гетьмана с Запорожской Сечи — у него бы это могло прокатить, но и то веком раньше... но царя... на поединок, да он с ума сошёл, что ли, головой скорбный стал?!

Ну, помните же, как уставился В.В. Путин на В.А Зеленского, когда первый заявил, что его Минские соглашения не устраивают? Представьте себе, что как раз такая откровенная постановка вопроса, вот так, в лоб, была неожиданностью для В.В. Путина. Впрочем, для двух других собеседников В.А. Зеленского тоже. А последний действительно не понял — тю, а що тако-о-ое...

Та нiщо, поцем вважають пiсля цього, от що, йолопе!

Так неужели же не пора понять, что Россия это, да, буржуазное, капиталистическое, но всё-таки государство, а не просто территория? И тот, кто не в состоянии это понять, не в состоянии и понять в чисто политологическом смысле то, что делает Россия и что делается в России. И не надо никаких проекций на Россию, она вполне самодостаточная, чтобы понимать то, что в ней происходит именно из происходящего, а не из представления о том, как кому хочется видеть. И ничего непредсказуемого Россия не делает, включая и руководство России. Так что орать, свистеть и диву даваться следовало много лет назад. А вовсе не сейчас.

И, что также следует усвоить: мнение, что Президент может проделать что угодно, верно для некоторых стран, но совершенно точно не для современной России. И дело тут вовсе не в личности той или иной персоны или способе игры на рояли.