Найти в Дзене

Духовный путь Андрея Болконского. Часть 1.

Оглавление

(Всем привет, я наконец сдала сессию, поэтому новой статье быть! Приятного чтения ;))

Духовный путь Андрея Болконского состоит из множества различных этапов, сопровождаемых как внутренним ростом, так и деградацией.

Начало романа.

В самом начале романа Андрей предстает перед читателем как человек, восхищающийся Наполеоном и желающий так же прославиться через личный подвиг. Он не может найти себе места в «салонной» жизни:

«Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу»; «Во мне нет... этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого», «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти».

Желание «Тулона» у Болконского настолько сильное, что он готов за минуту славы и всеобщей любви отдать самых близких ему людей.

Аустерлиц.

-2

Во время Аустерлицкого сражения Болконскому выпадает возможность совершить подвиг. Андрей взял на себя смелость нести знамя своего батальона. Но этот «героический» поступок оказывается никому не нужным и бессмысленным. Всё сводится к тому, что Андрей получает нелепое ранение в виде удара по голове «как бы со всего размаха крепкою палкой». При падении он замечает «высокое небо, не ясное, но всё-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нем серыми облаками», которое вызывает в нем духовный подъем и Болконский начинает понимать ненужность славы и всей земной суеты, противопоставленной трансцендентному небу. Благодаря такому внутреннему перевороту герой разочаровывается в своем кумире Наполеоне и позже воспринимает его слова как «жужжание мухи».

Смерть Лизы Болконской.

Следующим событием, оказавшим огромное влияние на героя, становится смерть его жены Лизы. Ее кончина стала своеобразной платой за прежнее желание Андрея быть известным и отдать за это все что угодно. С этого момента Болконский духовно деградирует, максимально закрывается от проявлений жизни, отказывается от старых идеалов и не ищет новых.

Встреча Пьера и Андрея.

-3

Духовное угасание прослеживается и в эпизоде встречи Пьера и Андрея. Болконский начинает смотреть на мир беспощадно, открывать, по его мнению, правду своему другу:

«Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызенье совести и болезнь. И счастие есть только отсутствие этих двух зол. Жить для себя, избегая только этих двух зол, вот вся моя мудрость теперь»; «Надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти».

Но духовно-обновленный Пьер после посвящения в масоны, несмотря на внутреннюю убитость Андрея, частично заражает его верой в людей и любовью к ним; их свидание стало

«для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».