В первой и второй статьях о Лебяжьем я рассказал о достопримечательностях посёлка. Завершаю короткую серию рассказом о форте Красная Горка, который находится за западной окраиной Лебяжьего.
Форт Красная Горка, построенный в начале ХХ века, входил в систему крепостей, оборонявших морские подходы к Петербургу. Для защиты Петербурга с моря почти одновременно с городом была построена Кронштадтская крепость, а также форты на насыпных островах, перекрывавших проходы между островом Котлин и берегами Финского залива. Расстояния между фортами не превышали дальности стрельбы тогдашних пушек. В XVIII веке эти укрепления успешно отражали попытки шведского флота прорваться в Петербург, хотя иногда гром пушек был слышен в центре города. В XIX веке во время Крымской войны эти же сооружения не позволили англо-французскому флоту подойти к столице империи. В ХХ веке, когда главным противником стала Германия, появились пушки с дальностью стрельбы более 20 километров. Это позволило перенести передовую линию обороны на 25 километров западнее линии Кронштадтских фортов. Здесь ширина Финского залива между мысом Инониеми на северном берегу и Красной Горкой на южном всего лишь около 20 километров. В 1909 – 1916 годах были построены два мощных форта – Алексеевский рядом с деревней Красная Горка и Николаевский рядом с мысом Инониеми. Названы форты были в честь царя Николая II и наследника престола цесаревича Алексея. Но в ходу были неофициальные названия «форт Красная Горка» и «форт Ино». Главным оружием двух фортов стали морские орудия калибром 12 дюймов (305 мм) с дальностью стрельбы около 25 километров.
О печальной судьбе форта Николаевский (Ино) я надеюсь когда-нибудь рассказать, а сейчас речь пойдёт о форте, который ныне известен под аполитичным названием Красная Горка, а при советской власти назывался Краснофлотским. Название Красная Горка возникло задолго до появления большевиков на исторической арене. Оно связано с тем, что высокий обрывистый берег Финского залива здесь сложен из красноватых песчаников и с воды выглядит как красная горка.
На Красной Горке на бетонных фундаментах располагалось восемь 12-дюймовых орудий, четыре в двух двухорудийных бронированных башнях, а четыре на открыто стоящих установках, так называемых «журавлях». Имелось также значительное количество пушек меньших калибров. Артиллерия размещалась на расстоянии 100 – 500 метров от берега и была закрыта лесом. Таким образом, пушки не были видны с воды, неприятельский корабль не мог видеть, откуда его обстреливают, и не мог вести прицельный ответный огонь. Со стороны суши форт был окружён поясом укреплений для защиты от возможного десанта противника (так называемая сухопутная оборона).
В Первую Мировую войну германские линкоры не осмеливались появляться в Финском заливе. Во время Гражданской войны летом 1919 года гарнизон форта поднял антибольшевистское восстание, которое было быстро подавлено. В 1921 году уже пушки форта вели огонь по восставшему против большевиков Кронштадту. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 годов форт стрелял по финским позициям на северном берегу залива.
Перед Великой Отечественной войной форт Красная Горка получил ещё несколько 180-миллиметровых, 12-дюймовых и 14-дюймовых (356 мм) пушек на железнодорожных транспортёрах. Форт сыграл важную роль в обороне Ленинграда. Именно его тяжёлая артиллерия позволила удержать Ораниенбаумский Пятачок. Немцы быстро поняли, что не смогут продвинуться на территорию, простреливаемую пушками Красной Горки.
После войны форт ещё некоторое время оставался в строю. К ствольной артиллерии форта прибавились противокорабельные ракеты. Но в конце 1960-х годов развитие ракетной техники привело к тому, что форт утратил боевое значение. Сначала его превратили в склад военного имущества, а потом и вовсе забросили. Форт стал жертвой вандалов и любителей лёгкой наживы, которые сдали в металлолом всё, что смогли вырезать и вывезти. Но и до сих пор на территории форта есть охраняемые участки, обнесённые колючей проволокой. По слухам там находятся подземные склады старых боеприпасов, с которыми никто не знает, что делать.
За то, что Красная Горка всё же сохранилась, мы должны быть благодарны группе энтузиастов, которые в свободное время, бесплатно, практически без помощи властей, а иногда и при их противодействии, уже много лет сохраняют и восстанавливают форт. Душой и «патриархом» команды энтузиастов является Александр Иванович Сенотрусов, который проводит ещё и удивительно интересные экскурсии по форту. На одной из них мне посчастливилось побывать в 2014 году.
Самыми интересными достопримечательностями Красной Горки являются образцы вооружения, прежде всего железнодорожные артиллерийские транспортёры. На транспортёре ТМ-3-12 (транспортёр морской тип 3 калибр 12 дюймов) размещена пушка образца 1911 года. Такими пушками вооружались русские линкоры, построенные накануне Первой Мировой и некоторые приморские крепости, в том числе форты Красная Горка и Ино.
История пушки, находящейся сейчас в Красной Горке чрезвычайно интересна. Она была изготовлена в 1916 году в Петрограде на Металлическом заводе в числе двенадцати однотипных пушек для черноморского линкора «Император Александр III», который строился в Николаеве. Пушки отвезли по железной дороге в Николаев и установили на линкор. После революции линкор дважды переименовывали. Он назывался «Воля», а затем «Генерал Алексеев». Под этим именем линкор был уведён белыми сначала в Константинополь (Стамбул), а затем в Тунис, который был тогда французской колонией. В порту тунисского города Бизерта собрались все уцелевшие русские корабли Черноморского флота. Велись переговоры о передаче кораблей Советскому Союзу, но они успехом не увенчались. После нападения СССР на Финляндию французы решили передать пушки с линкора финнам. Три пушки успели добраться до Финляндии, а остальные были захвачены немцами в Норвегии. Захваченные немцами орудия в составе «Атлантического Вала» в 1944 году стреляли по англо-американским войскам во время высадки в Нормандии. А три пушки, оказавшиеся в Финляндии, после выхода Финляндии из войны в 1944 году передали Советскому Союзу. Таким образом, пушка, которую мы видим в Красной Горке, совершила путешествие вокруг Европы и вернулась домой.
Техника стрельбы из этих громадных орудий довольно любопытна. В «штатном» режиме транспортёр служил только для перемещения орудия между стрельбовыми блоками. Блок представлял собой бетонную площадку размерами 16 Х 16 Х 3 метра с посадочным узлом в центре. Транспортёр останавливался точно над узлом, главная балка орудия стыковалась с узлом, с помощью домкратов железнодорожные тележки под балкой заменялись поперечными катками, которые двигались по круговой дорожке. Транспортёр превращался в классическое орудие на центральном штыре с возможностью кругового обстрела. При необходимости можно было перемещать орудие с одного блока на другой, что затрудняло противнику ведение ответного огня.
Но была предусмотрена и возможность стрельбы прямо с рельсов. В этом случае можно было стрелять только вдоль оси транспортёра с углом горизонтального наведения не более 10 градусов. При большем угле наведения возникала опасность опрокидывания транспортёра силой отдачи при выстреле. В лесу западнее форта были построены специальные дугообразные пути («усы»), и для изменения угла горизонтального наведения на несколько градусов транспортёр должен был проехать несколько десятков метров вперёд или назад.
На транспортёре ТМ-1-180 устанавливалась 180-мм пушка, разработанная в начале 1930-х годов. Этими пушками вооружались лёгкие крейсеры проекта 26 (типа Киров) и батареи береговой обороны. Сила отдачи такой пушки гораздо меньше, чем у 12-дюймовой (305 мм), поэтому ТМ-1-180 имели возможность кругового обстрела прямо с железнодорожных путей. При этом использовались опорные штанги, которые исключали опрокидывание транспортёра при выстреле.
Рядом с транспортёрами в орудийном дворике стоит корабельная артиллерийская установка Б-13 с пушкой калибра 130 мм. Такими установками вооружались построенные перед войной эсминцы проекта 7 и лидеры.
Здесь же установлен противокорабельный ракетный комплекс «Сопка». Этот комплекс стоял на вооружении с 1958 года до начала 1980-х годов. В Красной Горке есть только пусковая установка и транспортёр ракеты, а саму ракету можно видеть лишь на фотографии на стенде. Ракета создавалась на базе первых советских реактивных истребителей МиГ-15 и МиГ-17, и внешне на них похожа, хотя заметно меньше их по размерам.
В одном из казематов форта действует музей. Этот музей создан всё той же командой энтузиастов, о которой я упоминал выше. Музей бесплатный, но открыт только в выходные.
Примерно в полукилометре к востоку от артиллерийских транспортёров находится мемориал форта Красная Горка. Здесь установлены памятники морякам, погибшим в разное время и в разных войнах.
Публикации моего канала перечислены здесь.