Найти тему
Конфуз Петра Великого

Где родился Александр Матросов? В поисках малой родины героя

Оглавление

Существует точка зрения, что имена-символы нашей истории, особенно истории Великой Отечественной войны, следует оберегать от переосмысления. Мол, на то они и символы, чтобы оставаться в памяти поколений в неизменном виде. Даже, когда речь идёт об исправлении ошибки. С конца 60-х годов XX века ведутся споры о месте рождения Александра Матросова. Нет никаких оснований считать его родиной Днепропетровск (ныне Днепр), хотя именно он указывается во всех официальных источниках. В то же время есть краеведы, которые с документами в руках пытаются доказать рождение Матросова в их краях. Для местных жителей это принципиально важно. Так чью же позицию занять? Давайте разберёмся.

Жизнь длинною в 19 лет

Начну с того, что известно о жизни Александра Матросова и не подвергается сомнению. Этих фактов не много. С пятилетнего возраста Саша воспитывался в детдоме №26 для малышей в г.Мелекессе (ныне г. Димитровград, Ульяновская область). Затем по возрасту был переведён в Мелекесский детдом №25, а в 1935 году отправлен в Ивановский детский дом (ныне Ульяновский район Ульяновской области). В нём он воспитывался в течение пяти лет. Детский дом отличался семейной обстановкой, насколько это было возможно. Директора дети звали Батей, а друг друга братьями.

Архивные документы детского дома свидетельствуют о двух самовольных отлучках Александра Матросова - в 1937 году он отправился на поиски родственников), а в 1940 году пошёл в речной порт, узнать с каких лет берут в матросы.

Ивановский детский дом, в котором 5 лет воспитывался Александр Матросов, фото 2017 года
Ивановский детский дом, в котором 5 лет воспитывался Александр Матросов, фото 2017 года

В 1939 году директора детского дома П.О.Макаренко забрали на войну с Финляндией, его место занял замполит Старостин, у которого были свои представления о правильном воспитании детдомовцев. Для Александра Матросова это означало конец учёбы, хотя он закончил только 6-ой класс, и отправку на трудоустройство в г. Куйбышев. В коллектив работяг локомотивного депо он не вжился, сбежал.

18 июля 1940 года народным судом 9-го участка г. Куйбышева Александр Матросов был осуждён на шесть месяцев лишения свободы, но вскоре был досрочно освобождён и уже в начале осени приехал в Ивановский детский дом, чтобы навестить друзей. Один из них вспоминал, что в ту встречу впервые увидел на глазах Матросова слёзы, а произнесённые им слова запомнил на всю жизнь: «Но человеком я всё равно буду!»

Музейная комната в Ивановском детском доме, фото 2012 года
Музейная комната в Ивановском детском доме, фото 2012 года

Вскоре он отправился на поиски матери, денег хватило до Саратова, а ехать планировал в Сталинград. Выйдя из поезда в Саратове, сразу был задержан на дежурным милиционером. 8 октября 1940 года 3-м участком народного суда г. Саратова был осуждён на два года лишения свободы «за повторное нарушение паспортного режима». Отбывал он их в Уфимской трудовой колонии (ДТК). Закончил в ней седьмой класс, получил специальность слесаря.

С началом войны юноша дважды просился в армию, но по возрасту его не взяли. В 1942 году ему исполнилось 18 лет, 23 сентября он был мобилизован и отправлен в Краснохолмское военно-пехотное училище в Чкаловской (Оренбургской) области на шестимесячные курсы подготовки младшего командного состава стрелковых частей. Как следует из его письма от 3 октября 1942 г. на адрес: г. Уфа ДТК НКВД № 2 в барак № 19 помощнице воспитателя Карнауховой Т.П. («тёте Тане») в училище он прибыл 2 октября 1942 года.

Учёба давалась ему легко. В «Боевом листке» роты поместили заметку о Матросове как о лучшем стрелке 4-го взвода 5-й роты, отстрелявшем все три упражнения из винтовки с высокой оценкой. Обстановка на фронте оставалась тяжёлой, под Великими Луками шли ожесточённые бои, требовались свежие силы. Недоучившихся курсантов в звании младших сержантов, хотя по окончанию учёбы они получили бы офицерские звания, отправили на фронт. Но не Александра Матросова. Его оставляли доучиваться, но он решил идти с товарищами и написал заявление пойти на фронт добровольцем, что означало - рядовым.

Ульяновскому краеведу, учителю истории П.К. Ковальчуку в конце 60-х годов удалось разыскать и опросить более 20 человек, знавших Матросова. На основе воспоминаний однокашников по Ивановскому детскому дому, Уфимской ДТК и Краснохолмскому училищу можно говорить об Александре Матросове как о трудолюбивом, любознательном, честном, отзывчивом юноше.

5 февраля 1943 года четыре курсантских батальона прибыли на станцию Земцы, что под Калининым. Александр Матросов попал в роту автоматчиков 2-го батальона 91-й отдельной стрелковой дивизии. Уже 27 февраля в тетради отчётов командира 91-й бригады Ильященко появилась запись о том, что рядовой Александр Матросов принял героическую смерть.

В его комсомольском билете было написано: «Лег на огневую точку противника и заглушил её, проявил геройство». Посмертно награждён званием Героя Советского Союза.

В поисках малой родины Александра Матросова

Документов, прямо свидетельствующих о месте рождения Матросова, на сегодняшний день не обнаружено. Опираясь на косвенные доказательства, а то и просто на предположения, выдвигаются многочисленные версии, три из которых заслуживают внимания: «днепропетровская», «башкирская (кунакбаевская)» и «зиновражская». На них и остановимся.

«Днепропетровская» версия является официальной. Впервые её предложил писатель Павел Журба в своей повести «Александр Матросов», изданной в 1950 году. Кандидат исторических наук, автор монографий о герое, изданных в 1960-1970-ые годы, И.И.Шкадаревич, повторил эту версию, но никаких документов в подтверждение не привёл. Как учёный-исследователь он обращался с просьбой помочь в поиске корней Александра Матросова в Новомалыклинский райком партии и детские дома Ульяновской области, но никаких сведений не получил. Отсутствие новой информации убедило его в правильности«днепропетровской» версии. Учтём и тот факт, что поиски происходили в годы правления Леонида Ильича Брежнева, который родился в Днепропетровской области и в 30-40-ые годы работал в Днепропетровском обкоме партии. Других доводов в пользу данной версии нет.

В те же 60-ые годы к поискам родины Александра Матросова подключились энтузиасты Ульяновской области. Редактор Новомалыклинской газеты «Звезда» А.Г.Толчков опубликовал статью, в которой предположил, что Матросов мог быть уроженцем хуторского посёлка Зин-Овраг Новомалыклинского района. Так впервые появилась «зиновражская» версия. Толчков вместе с работником обкома Ф.Г. Гавриловым поехали в с. Высокий Колок, где нашли Марию Ивановну Дьякову, родную тётку героя по отцовской линии, ей тогда было 76 лет. Мария Ивановна рассказала, что малолетнего Сашу отвезли в детский дом по просьбе больной матери, которая вскоре умерла. Изыскания краеведов подтолкнули сельсовет к организации мероприятий по увековечиванию памяти героя, но вскоре они были свёрнуты, а про «зиновражскую» версию их попросили забыть. Так «днепропетровская» версия окончательно утвердилась.

Третья, «башкирская» версия происхождения Матросова, появилась на рубеже 80-90-х годов. Её выдвинул журналист Р.Х.Насыров на страницах газеты «Советский Башкортостан», а затем и в книге «Откуда ты родом, Матросов?», написанной в 1994 году в жанре журналистского расследования и переизданной с дополнениями в 2007. На её основе был снят документальный фильм «А. Матросов. Правда о подвиге». По мнению Насырова, Матросов – башкир по национальности, уроженец д. Кунакбаево Учалинского района Башкотостана, его настоящее имя Шакирьян Мухамедьянов. Его родителями были Юнус Юсупов и Муслима, которая умерла при последующих родах. Согласно этой версии, фамилию Матросов он взял в бытность свою беспризорником (после того, как убежал из дома после нового брака отца) и записался под ней при определении в детский дом. Имя Александра Матросова Шакирьян взял потому, что опасался негативного отношения к представителям национальных меньшинств, а также потому, что ему нравилась морская символика.

Фотография, на которой второй слева в первом ряду Шакирьян Мухамедьянов среди жителей дер.Кунакбаево. Фото: nashural.ru
Фотография, на которой второй слева в первом ряду Шакирьян Мухамедьянов среди жителей дер.Кунакбаево. Фото: nashural.ru

Сейчас в Кунакбаево есть музей Александра Матросова, он расположен на втором этаже сельсовета, в нём хранятся, в частности все материалы о герое, собранные журналистом Рауфом Хаевичем Насыровым. Слева от здания сельсовета находится ухоженный мемориал памяти героя, а перед входом в музей - стенд с перечислением городов, фотографиями памятников и кратким описанием мест, где увековечена память о подвиге Александра Матросова: Уфа, Курган, Ульяновск, Днепропетровск, Санкт-Петербург, Великие Луки, Коряжма, Москва, Харьков, Красноярск и деревня Кунакбаево.

В музее есть картина с изображение деревни в 20-30-ые годы XX века. Дом семьи маленького Саши справа от дороги, напротив пожарной вышки, где работал пожарником его отец Юнус. Каска отца хранится в музее.

Параллельно с созданием музея по увековечиванию памяти Александра Матросова в башкирском селе Кунакбаево набирала силу на время забытая «зиновражская» версия. Её возрождение связано деятельностью ульяновского краеведа и писательницы Н.А. Дубовик. В ходе архивных изысканий ей удалось найти новые, ранее неизвестные архивные данные. В фонде Симбирской духовной консистории были выявлены метрические книги Михайлово-Архангельской церкви с.Новой бесовки самарской губернии с 1871 по 1908 год. К приходу этого села относилась и мордовская деревня Высокий Колок, возле которого располагалась деревушка Зин-Овраг. В 1973 году она прекратила своё существование, а жители переселились в Высокий Колок. В метрических книгах была обнаружена запись о предполагаемом отце Матросова, а также сведения, позволившие реконструировать его родословную.

Н.И.Дубовик, автор книги "Всё равно я буду человеком".
Н.И.Дубовик, автор книги "Всё равно я буду человеком".

Согласно метрическим данным, родоначальником рода Матросовых был Стефан Матросов, родившийся в 1830 году. Внук Стефана, Матвей Иванович Матросов, родился 1 августа 1889 года. У него было четверо братьев – Василий, Николай, Михаил, Алексей. Родственники по этим ветвям до сих пор живы, часть из них проживает в с. Высокий Колок. Материалы Новомалыклинского ЗАГСа помогли установить дату смерти матери Матросова – Анны Николаевны. Она умерла от чахотки 7 января 1930 года.

Встретилась Нина Александровна Дубовик с краеведом Толчковым, который рассказал о своей поездке в Высокий Колок в 1967 году. Вспомнил он и рассказ тётки Александра Матросова. Тогда она ему поведала, что Матвей Иванович вернулся с гражданской войны в 1923 году, да не один, а с молодой женой Анной Николаевной. В том же году он скончался, мальчик родился уже после смерти отца. В декабре 1929 года мать отправила сына в детский дом, написав на листочке записку: «Саша Матросов, 5 февраля 1924 г.» Почему она не решилась оставить сына у родни? Видимо, боялась, что сын станет обузой в многодетной семье родственников, голодавших как все тогда в деревне, разрушенной коллективизацией.

Книга ульяновского краеведа и писательницы Н.А.Дубовик, доказывающая правоту "зиновражской" версии. Фото: VK
Книга ульяновского краеведа и писательницы Н.А.Дубовик, доказывающая правоту "зиновражской" версии. Фото: VK

Ещё Толчков припомнил беседу с двоюродным братом Александра Матросова Дмитрием, который рассказал о случайной встрече с Сашей на одной из станций во время следования на фронт. На железнодорожной станции рядом стояли два состава, в одном шла перекличка, на которой Александр громко назвал свою фамилию, Дмитрий услышал, подбежал и спросил: «Ты откуда?» Но Александр не знал, что ответить, он был детдомовским. Сказал лишь, что с детства помнит большой пруд, овраг и название, связанное с оврагом ( Зин-Овраг). Парни договорились, что после войны Саша обязательно приедет в Высокий Колок. Но не случилось…

В феврале 2024 года в Ульяновской области, как и в Башкортостане, широко отмечалось 100-летие героя.

Официального ответа на вопрос, где родился Александр Матросов, нет.

А что вы думаете по этому поводу? Делитесь своим мнением в комментариях.

Подписывайтесь. Татьяна