Найти тему

Триумф Карла Брюллова.

Оглавление

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюллов, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр — архитектором.

Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» — главное произведение своей жизни.
"ProArt" решил вспомнить, как создавался этот шедевр.

Автопортрет Брюллова, 1836 год
Автопортрет Брюллова, 1836 год

История создания.

Картина написана в Италии, куда Брюллов отправился в поездку от Императорской Академии художеств на четыре года, но в итоге прожил там 13 долгих лет.

Сюжет же картины повествует нам о гибели старинного города Помпеи, который располагался у подножия вулкана Везувия: 24 августа 79 года н.э произошло извержение вулкана, которое унесло порядка 2000 жизней.

Так в 1748 году, военный инженер Рокке де Алькубьерре, начал вести раскопки на месте трагедии. Открытие же помпеи стало сенсацией мирового уровня и откликнулось в творчестве многих писателей и художников. Таким образом в 1825 году появилась опера, за авторством Джованни Пачини,а в 1834 году появился роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона. Брюллов же посетил раскопки в 1827 году. Отправляясь на развалины старинного города, 28-ми летний художник и не мог заподозрить, что данная поездка окажется для него судьбоносной.«Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом»-писал художник.

Чувства которые испытал молодой художник, никак не могли его оставить, так и родилась идея написать полотно на историческую тему. Работая над сюжетом, Карл Брюллов изучал большое количество исторических документов, литературных и археологических источников. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину». Моделями же выступали сами Итальянцы-потомки древних жителей Помпеи.

Падение Римского мира.

"Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год
"Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год

На первый взгляд, картина удивляет своей масштабностью: на холсте развернулись тысячи фигур животных и людей. На полотне мы видим людей, что ждут своего «конца света», когда земля начинает трещать под ногами, здания падают, а потоки лавы накрывают людей, улицы самого города Помпеи. Нужно отдать должное художнику, ведь одежда, архитектура и предметы быта воспроизведены с исторической точностью, что, соответственно, добавляет живости картине. Однако, несмотря на всю драматичность сцены, полотно «Последний день Помпеи» признано глубокой гармоникой. Художник умело балансирует между противоположностями: тьма и свет, движением и покоем, жизнью и смертью. А атмосфера тревожности от наступающего конца жизни создаётся за счёт ярких контрастов и красок.

Удивительно, но Брюллов показывает себя в этой работе не как художник-классик, а как художник романтического направления. Так мы имеем исторический сюжет, который посвящен не одному человеку, а целому народу — итальянцам. А в качестве сюжета мы имеем не идеализированный образ, а конкретный исторический факт. Правда, всё-таки Брюллов использует в этой работе и технику присущую классицизму, когда несколько небольших сюжетов заключены в треугольник.

Смысл через символику.

На первом плане, в левой части картины мы видим христианского священника

Фрагмент картины "Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год
Фрагмент картины "Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год

Все бегут из города, но единственный человек который наоборот вбегает в него, это христианский священник. В руках у него кадильница и чаша для причастия, а на груди крест. Вбегая в город, он будто бы показывает, что готов разделить с жителями Помпеи их участь. Или же готов спасти жителей, хоть и не физически, но духовно.
Так же, на этой картине, есть ещё один персонаж со схожей профессией-языческий жрец, но в руках у него уже предметы для языческих ритуалов: топорик, тренога и кувшин с маслом.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год
Фрагмент картины "Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год

Таким образом, автор нам показывает падение языческого вероучения, на смену которому приходит Христианство.

И так, давайте же обратим свой взор уже на центральную часть картины, где изображена женщина упавшая с боевой колесницы вместе с младенцем.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год
Фрагмент картины "Последний день Помпеи", Карл Брюллов, 1833 год

Стоит обратить внимание на то, что женщина погибла, как будто защищая своего ребёнка. Ребёнок, который тянется к ней, символизирует преемственность от старого к новому, ещё один знак того, как старая цивилизация уступает место новой, христианской.

Личные переживания автора.

Почти во всех своих работах Карл Брюллов изображает только одну женщину — графиню Юлию Самойлову. Она была его музой и предметом восхищения. Он преклонялся перед ней с момента их знакомства в Италии и до последнего вздоха. Однако его чувства не были взаимными, и это причиняло ему боль.

Одинаковые женщины, похожие на Юлию Самойлову
Одинаковые женщины, похожие на Юлию Самойлову

На картине мы видим и самого художника, который изображён с предметами, наиболее дорогими для него: красками, пергаментом и кистями. Создавая это полотно, автор, вероятно, хотел запечатлеть и себя в нём.

Фрагмент с портретом художника Карла Брюллова
Фрагмент с портретом художника Карла Брюллова

На картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи» есть над чем поразмыслить. Как вы думаете, насколько эта картина значима, как утверждает общество, или это просто подражание другим работам автора? Поделитесь своими мыслями в комментариях, нам интересно узнать ваше мнение.

На этом мы заканчиваем нашу статью. Помните, что искусство живёт в каждом из нас. До новых встреч!